ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ К РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема адаптации детей с миграционной историей к российской системе образования и социокультурной среде. Приводится характеристика понятий: «языковая адаптация», «социокультурная адаптация». Обсуждаются причины дезадаптационных процессов, а также условия, которые обеспечивают успешную интеграцию детей с миграционной историей в российскую действительность. Раскрывается роль образовательных организаций в сопровождении этого процесса. Даются рекомендации образовательной организации по созданию программы работы с детьми мигрантов, проживающими на территории РФ. Характеризуется структура документа, описываются основные цели и содержание работы, которая обеспечивает успешную языковую и социокультурную адаптацию учащихся, имеющих миграционную историю. Предлагаются разные формы организации деятельности образовательной организации по достижению поставленных целей, включая работу с родителями.

Ключевые слова:
дети с миграционной историей; языковая адаптация, социокультурная адаптация; миграционная педагогика; образовательная (учебная) миграция
Список литературы

1. Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой: предварительные результаты и перспективы исследований [Электронный ресурс]. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/37mltzezt3/75823588.pdf (дата обращения: 22.09.2025).

2. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей / принята резолюцией № 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1990 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant6.shtml (дата обращения: 22.09.2025).

3. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан / Письмо Министерства просвещения РФ от 16.08.2021. № НН-202/07 [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsiiorganam-ispolnitelnoi-vlasti-subektov-rossiiskoi-federatsii-ob/ (дата обращения: 22.09.2025).

4. О внесении изменений в Порядок приёма на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 / утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 04.03.2025 № 171[Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/411563591/ (дата обращения: 22.09.2025).

5. Омельченко Е.Л. Адаптация детей мигрантов в школе: метод. пособие. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2010. – С. 51–104.

Войти или Создать
* Забыли пароль?