ФЕДЕРАЛЬНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО»: СТРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ЗАДАЧИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются функции, ближайшие задачи, предлагаемая структура, вопросы организации работы недавно сформированного нового учебно-методического объединения (УМО) в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство ». Кратко рассмотрена история становления и развития УМО, дана оценка их правового статуса, которая показала, что УМО можно отнести к государственно-общественным организациям, так как они указаны в федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вводятся приказом федерального органа исполнительной власти (Министерства образования и науки Российской Федерации), действуют на основании разработанного указанным министерством типового положения, положение о каждом УМО утверждается министерством, а его председатель назначается приказом министерства. УМО реализуют государственную политику в сфере образования. В статье обозначены проблемы организации деятельности вновь созданных УМО, основная из которых состоит в отсутствии финансового и материально-технического обеспечения их работы. Также рассмотрен вопрос об экспертизе учебно-методических материалов по направлениям и специальностям, входящим в компетенцию УМО. Предлагается дорожная карта деятельности УМО и основные направления работы формируемых его структурных подразделений. Предлагается структура новой примерной основной образовательной программы, примерных программ дисциплин.

Ключевые слова:
высшее образование, методическое и учебное обеспечение, государственно-общественные объединения, безопасность в техносфере, обустройство техносферы, защита окружающей среды, обучение, подготовка кадров, учебно-методические объединения, образовательные стандарты, примерные образовательные программы.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Учебно-методические объединения в системе высшего образования

В 1987 г. министром высшего и среднего специального образования СССР Г.А. Ягодиным и начальником Учебно-методического управления по высшему образованию В.Н. Афанасьевым было принято решение о создании первых учебно-методических объединений (УМО) по группам родственных специальностей. Главными принципами при создании УМО вузов стали децентрализация власти, демократизация управления, повышение академических свобод вузов и их объединений. Эти принципы удалось реализовать уже в первом типовом положении об УМО, утвержденном приказом Минвуза СССР от 18 сентября 1987 г. № 650 «О создании учебно-методических объединений». В соответствии с этим положением УМО были наделены большой самостоятельностью в организации своей работы, которую возглавил ректор базового вуза.

На УМО была возложена функция подготовки предложений, связанных с реализацией единой политики в области образования и установлением единых требований к содержанию и уровню подготовки специалистов по направлениям и специальностям. Им же Минвузом СССР поручался целый ряд других функциональных обязанностей, связанных, прежде всего, с организационно-методическим обеспечением образовательной деятельности высших учебных заведений, а также редакционно-издательской, лицензионно-аккредитационной, аттестационной и сертификационной деятельности [1].

Список литературы

1. Коршунов С.В. Государственно-общественные объединения в системе инженерного образования России. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 328 с.

2. Девисилов В.А. Генезис стандартизации в области безопасности жизнедеятельности в системе высшего образования. - Материалы IV Всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среда и Юбилейной учебно-методической конференции, посвященной 320-летию дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», 21-26 сентября 2009 г. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2009. - С. 50-72.

3. Девисилов В.А. Принципы проектирования примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и технологий обучения // Безопасность в техносфере. - 2009. - №4. - С. 22-33.

4. Девисилов В.А. Примерная программа дисциплины (курса) «Безопасность жизнедеятельности» (проект) (для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования - бакалавриат, специалитет) // Безопасность в техносфере. - 2010. - №1. - С. 48-62.

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru/uploadfiles/ppd/20110322122111.pdf (дата обращения 10.12.2015 г.).

6. Сайт журнала «Безопасность в техносфере». http://magbvt.ru/files/programma_bgd.pdf (дата обращения 5.12.2015 ).

7. Девисилов В.А. Принципы построения образовательных программ и технологий обучения по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. - 2010. - №6. - С. 54-62.

8. Девисилов В.А. Содержание и технология проектирования вузовских основных образовательных программ (на примере направления «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. - 2010. - №5. - С. 44-57.

9. Девисилов В.А., Палихин Г.П. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (бакалавр) // Безопасность в техносфере. - 2011. - №3. - С. 50-64.

10. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru/uploadfiles/poops/1/27/20120123171628.pdf (дата обращения 10.12.2015 г.)

11. Сайт журнала «Безопасность в техносфере» http://magbvt.ru/files/poop.pdf (дата обращения 5.12.2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?