Воронеж, Воронежская область, Россия
Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Настоящая статья посвящена вопросам «зеленой» экономики и оценке возможности реализации «зеленых» проектов в региональных системах. В статье рассмотрены предпосылки реализации «зеленых» проектов, такие как климатические вызовы, требующие адаптации экономических систем, возрастающая антропогенная нагрузка и увеличивающееся количество отходов и выбросов, сокращение естественных поглотителей, и их экосистемных функций. Обоснованы четыре группы критериев (социальные, экологические, экологические и технологические) отбора «зеленых» проектов направленных на сокращение выбросов и отходов путем использования природных решений. Методом экспертых оценок выявлены наиболее значимые критерии отбора «зеленых проектов» (созданные «зеленые» рабочие места, соответствие экологическому законодательству, возможность ресурсосбережения и снижения углеродного следа предприятий эмитентов). Исследованы и выявлены основные экологические проблемы сложившиеся в последние годы в Воронежской области, связанные с ростом выбросов загрязняющих веществ и сточных вод. Реализация «зеленых» проектов на территории области позволяет уменьшить нагрузку на природные системы и компенсировать выбросы основных предприятий эмитентов загрязнений. Также в рамках исследования был сделан вывод о необходимости поддержки таких проектов на уровне региональных систем, в первую очередь путем выделения земельных участков для реализации проектной деятельности и создания инфраструктуры обеспечивающей сохранность созданных в рамках зеленого инвестирования защитных насаждений.
экосистемные услуги, «зеленые» проекты, критерии отбора, углеродный след
Введение
Вопросы влияния климатических изменений на экономику региональных систем находят существенное отражение в последних работах исследователей. Ученые подчеркивают что, в совокупности с антропогенным воздействием на окружающую среду, изменение климата приводит к повышению аридности почв и утрате биоразнообразия и разрушению среды обитания многих видов, включая человека. За короткий период произошло сокращение лесов, исчезновение части видов фауны, критически снизились запасы воды, многократно увеличилось количество накопленных отходов, что стало причиной формирования понятия «коричневая» экономика. Вопросом выживания человечества стал переход от «коричневой» к «зеленой экономике». «Зеленая» экономика стала одной из ключевых концепций XXI века, отвечающей на глобальные экологические, социальные и экономические вызовы. В настоящий момент в России активно развивается «зеленая» экономика по ключевым направлениям: внедрение возобновляемых источников энергии; внедрение технологий, снижающих энергопотребление в промышленности, ЖКХ и сельском хозяйстве; управление отходами и циркулярная экономика, «зеленый» транспорт»; «зеленое» сельское хозяйство; «зеленое» строительство и другие. Инструментом достижения целей «зеленой» экономики выступают «зеленые» проекты. «Зеленый» проект – это инициатива, направленная на снижения негативного воздействия на окружающую среду через внедрение экологически устойчивых практик, технологий и решений.
Создание «зеленых» проектов стало одним из приоритетов глобальной и национальной экономик в связи с необходимостью решения экологических проблем, обеспечения устойчивого развития и адаптации к климатическим изменениям.
В течение долгого времени крупные компании различных стран (в том числе международные) следовали принципам социально ответственного инвестирования (Socially Responsible Investing, SRI) главным образом из-за стремления компенсировать негативные внешние эффекты (экстерналии) [1].
При реализации проектов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности производства, развитие ресурсо- и энергосбережения, на первое место выходят не критерии получения максимальной прибыли, а, скорее, сохранение природного капитала, улучшение экологических и социальных параметров жизни населения и др.[2].
В тоже время, по мнению исследователей проблематики, для достижения целей устойчивого развития в секторах экономики нашей страны необходимо решение задачи по стимулированию технологического развития отечественной промышленности, путем предоставления финансовой поддержки в различных формах (субсидии, займы, государственные гарантии, налоговые льготы, иные преференции) [3]. Финансирование «зеленых» проектов имеет решающее значение для перехода к устойчивому будущему [4]. Особое место в разработке и внедрении «зеленых» проектов принадлежит органам региональной власти, которые с использованием обоснованных критериев должны отобрать данные проекты для дальнейшего финансирования и реализации на уровне региона. Среди основных проблем существующих механизмов стимулирования финансирования «зеленых» проектов выделяют диспропорции социально-экономического развития регионов; низкие возможности для конкуренции продукции «зеленой» экономики; отсутствие единых критериев для оценки эффективности и рисков реализации «зеленых» проектов [5].
Основным драйвером может послужить комплекс мер, который будет включать в себя разработку специализированных нормативных правовых актов, разработку критериев отнесения проектов к экологичным, приоритетную поддержку проектов экологической направленности [6].
Материал и методы исследования
В ходе исследования использовались методы мета анализа информационного поля, статистического и количественного анализа, применение которых позволило обеспечить комплексный подход к сложному объекту исследования – «зеленым» проектам в области устойчивого развития и обосновать критерии оценки их отбора и ранжирования. Для отбора критериев оценки «зеленых» проектов использовали экспертный метод и матричный подход к сравнению критериев по уровню значимости, описанный в работе Алихаджиевой Д.Ш.[7].
Результаты исследования и их обсуждение
В целях развития деятельности и привлечения инвестиций в зеленые проекты, направленные на реализацию национальных целей устойчивого развития разработана и утверждена таксономия зеленых, адаптационных и социальных проектов и критерии оценки таких проектов. Таксономия зеленых проектов – это классификация, основанная на четко определенных критериях. Такими критериями являются: сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов; адаптация к изменению климата; устойчивое управление водными ресурсами; формирование экономики замкнутого цикла; предотвращение и контроль загрязнения на основе наилучших доступных технологий; сохранение и восстановление биоразнообразия [8].
Принадлежность того или иного проекта к «зеленым» в РФ определяется на основании критериев зелёных и адаптационных проектов, а также требований к их верификации согласно Постановления Правительства РФ №1587 [9].
«Зеленые» проекты могут быть реализованы в разрезе восьми направлений: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, промышленная техника, водоснабжение и водоотведение, природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие, сельское хозяйство. Каждое направление декомпозируется на укрупненные группы.
По направлению обращение с отходами заявлено четыре типа «зеленых проектов»: создание или модернизация производств по обращению с отходами производства и потребления: ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде; создание и модернизация инфраструктуры для производства биоразлагаемых материалов и внедрение их в оборот; производство экологичной тары и упаковки с последующей эффективной утилизацией.
По направлению энергетика представлено шесть укрупненных групп «зеленых» проектов, такие как создание и модернизация генерирующих объектов и поддерживающей инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных видах топлива; создание и модернизация инфраструктуры, производство оборудования для производства, хранения и транспортировки низкоуглеродного топлива; реализация проектов, направленных на повышение энергетической и экологической эффективности объектов энергетики; создание и модернизация инфраструктуры по утилизации отходов - продуктов энергетической отрасли; производство оборудования или установок для генерации энергии на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных видах топлива; строительство объектов хранения электроэнергии, полученной с помощью возобновляемых источников энергии.
Что касается направления «Строительство», то здесь проектами устойчивого развития выступают «зеленые» проекты по укрупненным группам: строительство "зеленых" зданий и сооружений; реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности и теплоэффективности действующих сооружений; строительство общественных пространств (территорий общего использования, свободных от транспорта и предназначенных для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения).
Для направления «Промышленность» заявлено два направления «зеленых» проектов - по производству продукции при отсутствии негативного воздействия на окружающую среду (с традиционно значительным отрицательным экологическим эффектом - модернизация действующих производств или запуск новых производств с низким негативным воздействием на окружающую среду) и проекты модернизации действующих производств, направленная на повышение энергоэффективности, ресурсосбережение, снижение негативного воздействия на окружающую среду или сокращение выбросов парниковых газов.
Направление транспорт и промышленная техника включает такие типы «зеленых» проектов как производство рельсового транспорта, закупка рельсового транспорта, перевод существующего рельсового транспорта на экологичных источниках энергии (пассажирский, грузовой), производство, закупка, перевод существующего водного транспорта (речной, морской) на экологичные источники энергии; производство и закупка воздушного транспорта на экологичных источниках энергии; производство, закупка автомобильного транспорта (легкового, общественного, грузового) на экологичных источниках энергии; производство, перевод и закупка промышленной, сельскохозяйственной, дорожной, строительной или коммунальной техники на экологичных источниках энергии; строительство и модернизация объектов транспортной инфраструктуры, способствующие снижению выбросов парниковых газов и др.
Направление водоснабжение и водоотведение разделяется на пять укрупненных групп «зеленых» проектов: строительство и модернизация водопропускных и гидротехнических сооружений; строительство и модернизация инфраструктуры питьевого водоснабжения; строительство и модернизация инфраструктуры очистки воды; строительство и модернизация инфраструктуры по утилизации отходов систем водоснабжения и водоотведения а также проекты, направленные на повышение эффективности использования водных ресурсов.
Наибольший интерес для настоящего исследования представляют «зеленые» проекты реализуемые в рамках направления: природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие.
Законодатель предусмотрел возможность реализации нескольких укрупненных групп климатических проектов.
Во-первых, это проекты, направленные на сохранение и восстановление биоразнообразия. В эту укрупненную группу проектов входят проекты по сохранению и восстановлению редких, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или находящихся на грани уничтожения видов животных и растений. Сюда относятся проекты направленные на сохранение и восстановление среды обитания редких, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или находящихся на грани уничтожения видов животных и растений.
Не менее важным с позиции реализации «зеленых» проектов являются лесоклиматические проекты:
- проведение лесовосстановления и лесоразведения с полным многолетним уходом за созданными лесными насаждениями на землях лесного фонда;
- сохранение особо ценных лесов;
- повышение степени полезного использования лесных ресурсов.
Третья укрупненная группа в рамках направления природные ландшафты, реки, водоемы и биоразнообразие объединяет проекты по реабилитации и ремедиации земель, в том числе загрязненных, эродированных, захламленных.
Четвертая укрупненная группа объединяет проекты по реализации корпоративных программ развития экотуризма на особо охраняемых природных территориях и созданию и развитию инфраструктуры экологического туризма.
Для сельского хозяйства законодателем предусмотрена возможность реализации восьми укрупненных групп «зеленых» проектов, в частности приобретение минеральных удобрений, позволяющих повысить эффективность усвоения питательных компонентов и сокращающих поступление вредных веществ в почву и грунтовые воды, а также парниковых газов при использовании в сельском хозяйстве ; создание и модернизация ирригационной инфраструктуры для эффективного орошения сельскохозяйственных земель; создание и модернизация инфраструктуры использования сточных вод для сельскохозяйственных целей; реализация проектов, основанных на технологиях нулевой обработки сельскохозяйственных земель и проектов, направленных на увеличение сева многолетних бобовых сельскохозяйственных культур с замещением сева иных культур. По каждому направлению разработаны конкретные качественные и количественные критерии. Следует отметить, что подход к дифференциации проектов на основе системы критериев и индикаторов не является новым, и использовался многократно в разных странах в целях выявления практик и решений наиболее отвечающих целям устойчивого развития. В 2020-2021 гг. в различных странах мира, практически одновременно, возрос интерес «зеленым» проектам, отвечающим целям устойчивого развития. Подтверждением этого является резкий рост инвестиций в основной капитал направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ начиная с 2021 года (рисунок 1). Это повлекло за собой изменение подходов к финансированию проектов в области охраны окружающей среды в мире и Российской Федерации.
1. Бобылев, С. Н. Социально-экологическая ответственность, корпоративное управление и наилучшие доступные технологии: оценка эффективности инвестиций / С. Н. Бобылев, А. А. Волосатова, Д. О. Скобелев // Экономика устойчивого развития. – 2022. – № 4(52). – С. 12-19.
2. Вега, А. Ю. Об одном подходе к оценке эффективности экологически и социально значимых инвестиционных проектов / А. Ю. Вега // Го4.ризонты экономики. – 2015. – № 5(24). – С. 53-57.
3. Скобелев, Д. О. Разработка научного обоснования системы критериев "зеленого" финансирования проектов, направленных на технологическое обновление российской промышленности / Д. О. Скобелев, А. А. Волосатова // Экономика устойчивого развития. – 2021. – № 1(45). – С. 181-188.
4. Морковина, С. С. Применение концепции компаундирования для оценки эффективности «зелёных» инвестиций / С. С. Морковина, Д. К. Кузнецов, А. П. Шашкин // Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. – 2024. – № 3. – С. 142-157.
5. Самидов, А. М. Анализ проблем существующих механизмов стимулирования финансирования "зеленых" проектов / А. М. Самидов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – Т. 5, № 10(106). – С. 64-68.
6. Лебедевич, М. В. Современное состояние и перспективы развития «зеленого» финансирования в Республике Беларусь / М. В. Лебедевич, В. В. Тикнюс // Тенденции экономического развития в XXI веке : Материалы V Международной научно-практической конференции. В. 2-х частях, Минск, 01 марта 2023 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2023. – С. 211-214.
7. Алихаджиева, Д. Ш. Обоснование критериев выбора инвестиционного проекта с применением "зеленых" технологий на основе методов анализа иерархий / Д. Ш. Алихаджиева // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 11(97). – С. 238-246.
8. Гусева, Т. В. Направления совершенствования таксономии зеленых проектов для устойчивого развития промышленности / Т. В. Гусева, А. А. Волосатова, И. О. Тихонова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2022. – Т. 24, № 5(109). – С. 28-35.
9. Постановление Правительства РФ №1587 от 21.09.2921 г. «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в российской федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»
10. Потравный И.М., Яшалова Н. Н., Гассий В. В., Чавез Ф. К. Й. Проектный подход в управлении экологически ориентированным развитием экономики региона // Экономика региона. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnyi-podhod-v-upravlenii-ekologicheski-orientirovannym-razvitiem-ekonomiki-regiona (дата обращения: 05.08.2025).
11. Семиглазова В. А., Салман О. Ф. Проекты "зелёной экономики" на Юге России: направления реализации // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekty-zelyonoy-ekonomiki-na-yuge-rossii-napravleniya-realizatsii (дата обращения: 03.08.2025).
12. Morkovina, S. S. The potential of land for the implementation of forest climate projects in Russia / S. S. Morkovina, D. K. Kuznetsov // Agrosym 2024 : Book of Proceedings, Bosnia and Herzegovina, Jahorina, 10–13 октября 2024 года. – East Sarajevo: Faculty of Agriculture, 2024. – P. 1465-1470.
13. The Innovative Potential of The Regional System: Research, Evaluation and Management / Yu. N. Stepanova, S. S. Morkovina, D. S. Petrov [et al.] // 36th International Business Information Management Association Conference (IBIMA) : Proceedings of the 36th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), Granada, Spain, 04–05 ноября 2020 года. – Granada, Spain: International Business Information Management Association (IBIMA), 2020. – P. 11291-11300.
14. Негробова, С. В. Актуальные вопросы изменения законодательства в сфере охраны окружающей среды и биологического разнообразия / С. В. Негробова, Е. А. Негробова // Научные чтения памяти профессора Б.М. Козо-Полянского - 2024 (LXVI) : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 23–24 января 2024 года. – Воронеж: ООО "Издательство "Научная книга", 2024. – С. 110-113.
15. Бакланова, О. В. Экологическая роль осадков сточных вод и биочара в восстановлении биологической активности почвы / О. В. Бакланова, Л. В. Брындина, А. Л. Лукин // Проблемы региональной экологии. – 2023. – № 3. – С. 5-9. – DOIhttps://doi.org/10.24412/1728-323X-2023-3-5-9.
16. Алихаджиева, Д. Ш. О классификации инвестиционных эколого-ориентированных проектов в управлении природопользованием / Д. Ш. Алихаджиева // Горизонты экономики. - 2019. -№ 6 (52). - С. 75-79.



