Основные базовые концепции современной изобразительной школы рисунка
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Базовые концепции современной высшей изобразительной школы рисунка давно являются центральным вопросом в обучении академическому рисунку. В данной статье рассматриваются две линии: русской и западноевропейской художественной педагогики рубежа XIX–XX в. Можно отметить ряд общих моментов, присущих этим художникам. Провозгласив натуру основой искусства, А. Ашбе, Ш. Холлоши и П.П. Чистяков стремились к выработке научного, аналитического метода изображения формы. Они ставили задачей использовать в своей методике достижения современного искусства, таких основных направлений XX в., как кубизм, конструктивизм и т.д. И хотя каждый решал эту проблему по-своему, общей была их аналитическая направленность на выявление законов искусства в натуре.

Ключевые слова:
базовая концепция, антропометрический канон Леонардо, форма — плоскость, конструктивизм, супрематизм, профильный набросок, внутренняя ось.
Текст

Изображение фигуры человека является центральной доминантой обучения академическому рисунку начиная с эпохи Возрождения до наших дней. Рисунок, известный под названием «пропорциональный канон», может быть интерпретирован как образ ренессансного человека. Автопортрет тридцатилетнего Леонардо в полный рост — антропометрическая модель идеальной соразмерности частей фигуры относительно мироздания. Гуманистический антропоцентризм осознавал созданный мир исходя из пропорций человеческого тела. Человеческое тело, как таковое, стало для возрожденца самостоятельной эстетической данностью — моделью и «мерой всех вещей».

И сегодня человек является одной из центральных фигур в творчестве художников, скульпторов, писателей, артистов и архитекторов. Для человека и ради человека создавались и создаются материальные ценности, в том числе произведения искусства и архитектуры. Человек служил и служит мерилом пропорциональных соразмерностей объектов материальной среды. Им соразмеряют всю среду обитания. Исходя из пропорций человека, строят здания и сооружения, шьют одежду и обувь и т.п. Вряд ли какой-либо объект изображения представлял бы столь сложную, подвижную и выразительную форму, как человек. Бесконечное разнообразие его движений, необычайная гибкость и целесообразность конструкции человеческого тела пробуждают в нас творческие идеи, вызывает желание передавать его внешнюю красоту и внутреннее содержание. 

Рисование и изучение человека развивает чувство красоты вкуса, утонченность. Совершенствуются интеллект и мастерство, постигаются законы природы, пропорции, понятия органичности и композиционной целостности, ряд других представлений и закономерностей.

В классах Российской академии художеств задачи рисунка усматривались в точной передаче внешнего вида форм фигуры человека, тем самым изучение формы, ее построения, конструкции становится ненужным, поскольку оно мешает точно воспроизводить «чистое» впечатление, получаемое от натуры.

Список литературы

1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Учеб.-метод. пособие. М.: Просвещение, 2011.

2. Барчаи Е. Анатомия для художников: Учебник. Будапешт: ЭКСМО-Пресс, 1997.

3. Чиварди Д. Рисунок: Учеб.-метод. пособие. М.: ЭКСМО, 2003.

Войти или Создать
* Забыли пароль?