ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья содержит анализ современных подходов к управлению качеством предметного обучения, а также приводит основные механизмы, обеспечивающие качество графической подготовки студентов в Пермском политехе. Цель работы — представить модель управления качеством графической подготовки, а также процессную модель проведения мониторинга достигаемых образовательных результатов. В качестве модели управления предметной подготовкой предлагается адаптивная модель с отрицательной обратной связью. Процессная модель сквозного мониторинга образовательных результатов предметного обучения способствует улучшению качества подготовки студента, так как позволяет отслеживать отклонения от прогнозируемых промежуточных результатов образования и корректировать образовательную траекторию студента с помощью отрицательных обратных связей. В статье приводятся эффективные механизмы, обеспечивающие качество графической подготовки в университете. Опыт ее реализации неоднократно обсуждался на страницах интернет-издания конференций КГП, других изданиях и получил одобрение геометро-графическим сообществом России и ближнего зарубежья. Проводимые с 2010 г. ежегодные интернет-конференции, инициированные Пермским национальным исследовательским политехническим университетом и кафедрой «Дизайн, графика и начертательная геометрия», являются инновационным, чрезвычайно эффективным и при этом малозатратным механизмом интеграции взаимодействия преподавателей геометро-графических дисциплин. Они нацелены на повышение качества графической подготовки студентов технических вузов и способствуют разрешению накопившихся проблем инженерного образования в России. Данный проект показал свою жизнеспособность, получил известность и поддержку в среде геометро-графического сообщества. Статья представляет интерес для преподавателей кафедр, проводящих вузовскую компетентностно ориентированную предметную подготовку и ставящих задачу оптимизировать образовательный процесс, улучшая качество предметного обучения при дефиците часов в учебном плане. Надеемся, что описанный опыт обеспечения качества графической подготовки будет полезен читателям.

Ключевые слова:
компетентностный подход, предметное обучение, система менджмента качества, процедуры и механизмы управления, качество предметного обучения.
Список литературы

1. Александрова Е.П. Геометрическое моделирование как инструмент повышения качества графической подготовки студентов [Текст] / Е.П. Александрова, К.Г. Носов, И.Д. Столбова // Открытое образование. - 2014. - № 5. - С. 20-27.

2. Анисимова М.А. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций [Текст] / М.А. Анисимова [и др.] // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 106-112.

3. Бульбович Р.В. Анализ компетенций выпускника высшей школы в области аэрокосмической техники [Текст] / Р.В. Бульбович, Н.Н. Зайцев, И.Д. Столбова // Инновации в образовании. - 2010. - № 4. - С. 4-16.

4. Бойков А.А. Использование компьютерной системы для методического обеспечения графических курсов [Текст] / А.А. Бойков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - C. 52-54. - DOI:https://doi.org/10.12737/791.

5. Волкова М.Ю. Графическая грамотность инженера как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. - Т. 2. - № 1. - C. 53-57. - DOI:https://doi.org/10.12737/3849.

6. Гитман М.Б. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации [Текст] / М.Б. Гитман [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 3. - С. 69-73.

7. Гитман М.Б. Оценка качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности на основе процессного подхода [Текст] / М.Б. Гитман [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 2. - С. 55-63.

8. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. - М.: Стандартинформ, 2009.

9. Караваева Е.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения [Текст] / Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 18. - Вып. 12. - С. 155-162.

10. Кон Е.Л. Разработка и исследование подходов к управлению, контролю и оцениванию качества реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ [Текст] / Е.Л. Кон, В.И. Фрейман, А.А. Южаков // Наука и образование. - 2015. - № 3. - С. 356-372.

11. Коровкин М.В. Система менеджмента качества в вузе [Текст] / М.В. Коровкин, С.Б. Могильницкий, А.И. Чучалин // Инженерное образование. - 2005. - № 3.- С. 62-71.

12. Лагунова М.В. К вопросу об уровне готовности студентов 1 курса к освоению геометро-графических дисциплин в вузе [Текст] / М.В. Лагунова, Т.В. Мошкова, В.А. Тюрина / Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - Т. 1. (Материалы V Международной интернет-конференция КГП-2015). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. - С. 236-242.

13. Лобов Н.В. Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования [Текст] / Лобов Н.В. [и др.] // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 6. - С. 25-33.

14. Матушкин Н.Н. Формирование компетенций выпускника вуза на основе процессного подхода [Текст] / Н.Н. Матушкин, Пахомов, И.Д. Столбова // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 1. - С. 58-63.

15. Матушкин Н.Н. Модель системы управления подготовкой научных кадров в области техники и технологии к инновационной деятельности [Текст] / Н.Н. Матушкин, И.Д. Столбова // Инновации в образовании. - 2009. - № 5. - С. 4-15.

16. Минин М.Г. Организация процесса подготовки бакалавров техники и технологии к проектно-конструкторской деятельности [Текст] / М.Г. Минин [и др.] // Высшее образование в России. - 2013. - № 5. - С. 106-113.

17. Полупан К.Л. Мониторинг качества образования в вузе в условиях внедрения компетентностной модели подготовки специалистов [Текст] / К.Л. Полупан // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. - Вып. 11. - С. 41-45.

18. Прокопенко С.А. Балансирование интересов преподавателей и повышение качества обучения в университете [Текст] / С.А. Прокопенко // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 1. - С. 84-93.

19. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 30-41. - DOI:https://doi.org/10.12737/3846.

20. Столбова И.Д. Модульная технология управления предметной подготовкой студентов [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, М.Н. Крайнова // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - № 5. - С. 88-95.

21. Столбова И.Д. Об унификации компетентностно-ориентированного предметного обучения в условиях ФГОС ВПО [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, М.Н. Крайнова // Инновации в образовании. - 2012. - № 12. - С. 85-98.

22. Столбова И.Д. Организация разработки рабочих программ дисциплины при уровневой графической подготовке студентов [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, М.Н. Крайнова // Инновации в образовании. - 2014. - № 4. - С. 96-107.

23. Столбова И.Д. Выявление состава актуальных компетенций графической подготовки [Текст] / И.Д. Столбова / Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы междун.научно-практической конференции (Пермь, февраль-март, 2010 г.). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2010. С. 14-21.

24. Столбова И.Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход [Текст] / И.Д. Столбова // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 10-20.

25. Столбова И.Д. Управление качеством предметного обучения на основе компетентностного подхода [Текст] / И.Д. Столбова // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 3. - С. 55-61.

26. Столбова И.Д. Опыт проведения интернет-конференций по проблемам качества графической подготовки как пример межвузовской кооперации [Текст] / И.Д. Столбова, О.В. Столбов, А.Б. Шахова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 17-24. - DOI:https://doi.org/10.12737/6521.

27. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. - Т. 2. - № 4. - C. 28-33. - DOI:https://doi.org/10.12737/8294.

28. Филоненко Л.А. О проблемах несоответствия компетенций, формируемых школьным образованием, требованиям к графической подготовке абитуриентов технических вузов [Текст] / Л.А. Филоненко, О.П. Чередниченко / Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т. 1. (Материалы V Международной интернет-конференция КГП-2015). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. - С. 356-361.

Войти или Создать
* Забыли пароль?