КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МАТРИЦА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию компетентностного подхода к проектированию содержания программ дополнительного профессионального образования, ориентированных на педагогических работников системы среднего профессионального образования. Авторами предпринята попытка определения компетентностного поля как открытого динамичного пространства профессиональных компетенций. В статье дано теоретическое и практическое обоснование использования компетентностной матрицы при проектировании программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации и профессиональной переподготовки) для педагогов системы среднего профессионального образования, представлены определения: «компетентностный подход», «компетентностное поле», «компетентностная матрица». Намечены перспективы дальнейшего исследования методического и квалиметрического аспектов применения компетентностной матрицы.

Ключевые слова:
компетентностный подход, профессиональные компетенции, виды профессиональной деятельности, профессиональный стандарт, федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального и высшего образования, дополнительные профессиональные программы, компетентностное поле, компетентностная матрица, карта профессиональной деятельности преподавателя среднего профессионального образования, компетентностная линейка.
Текст

Новая экономика как осознанный стратегический выбор России изменила взгляд на ключевые задачи образования, преломила их в иной целевой плоскости, в первую очередь относительно категорий «эффективность», «качество» и «образовательный прирост». Новые цели обусловили глубину институциональной реформы образования, которая выразилась в изменении нормативно-правового регулирования отрасли, формировании новых финансово-экономических механизмов управления качеством профессиональной деятельности педагогов, таких, как эффективный контракт. Разрабатываются профессиональные стандарты, которые выступают основным механизмом, устанавливающим динамический баланс между профессионально-квалификационной структурой подготовки специалистов и требованиями работодателей.

Список литературы

1. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. - М.: ЕФО, 1997.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: АПКиПРО, 2003.

3. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. - http://www.nark-rspp.ru/wp-content/uploads/NRK.pdf.

4. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/#ixzz3h K2J8eXV.

5. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1386 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)». - http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

6. Проект профессионального стандарта «Преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)». - http://pedsovet.org/content/view/19641/265/.

7. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (бакалавриат) 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». - http://fgosvo.ru/.

8. Проект федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (магистратура) 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». - http://fgosvo.ru/.

Войти или Создать
* Забыли пароль?