г Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия
УДК 373.24 в детских садах
УДК 81-2 Характерные особенности языков
УДК 81 Лингвистика. Языкознание. Языки
ГРНТИ 14.23 Дошкольное образование. Дошкольная педагогика
ГРНТИ 16.31 Прикладное языкознание
Введение. Одной из проблем обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста является отсутствие учебно-методических материалов, в частности электронных образовательных ресурсов. Разработка интерактивных обучающих цифровых продуктов для детей дошкольного возраста имеет определённую специфику. Цель исследования – описание особенностей разработки электронного мультимедийного учебника «Амар мэндэ-э!» для обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста. В ходе исследования были применены методы анализа научной литературы по проблеме разработки бумажных и цифровых образовательных ресурсов, обобщения опыта преподавания бурятского языка в дошкольном образовании, наблюдения за процессом использования электронных интерактивных материалов на занятиях по бурятскому языку в дошкольной образовательной организации, анализа этапов и результатов работы над электронным мультимедийным учебником. В результате исследования предложена модель электронного учебника для обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста, описаны основные этапы, методические и технические особенности его разработки. Научная новизна исследования заключается в выявлении основных дидактических свойств и функций электронного мультимедийного учебника для обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста, рассмотрения преимущества его перед бумажным учебником и определении особенностей его проектирования. Практическая значимость исследования состоит в разработке модели электронного мультимедийного учебника по бурятскому языку для детей дошкольного возраста.
электронный мультимедийный учебник, методика обучения, бурятский язык, дошкольный возраст, специфика разработки, этапы работы.
1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И.Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
2. Борисенко Н.А. Трансформация функций школьного учебника в условиях цифровизации образования [Текст] / Н.А. Борисенко // Педагогика. — 2022. — Т. 86. — № 7. С. 31–44.
3. Босова Л.Л. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра / Л.Л. Босова, Н.Е. Зубченок // Образовательные технологии и общество. — 2013. — Т. 16. — № 3. — С. 697–712. EDN: https://elibrary.ru/RBREHN
4. Бурятский язык в регионах России, Монголии и Китая: состояние, проблемы, факторы сохранения и развития [Текст]: монография / отв. ред. Д.Д. Бадараев. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2020. — 256 с.
5. Вохмина Л.Л. Опыт создания современного учебника русского языка для молодёжи [Текст] / Л.Л. Вохмина // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика: межвузовский сборник научных трудов. Т. Х. — СПб.: Сударыня, 2009. — С. 396–405. EDN: https://elibrary.ru/YALJLN
6. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) [Текст] / М.Н. Вятютнев. — М.: Рус. яз., 1984. — 144 с. EDN: https://elibrary.ru/SDIHEE
7. Граник Г.Г. Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников [Текст] / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26. № 3. — C. 102–112. — DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2021260307 EDN: https://elibrary.ru/PHGTIX
8. Гунжитова Г.-Х.Ц. Амар мэндэ-э! Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд (Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / Г.-Х.Ц. Гунжитова,О.А. Дареева, Б.Д. Шожоева. — Улан-Удэ: Бэлиг, 2014. 112 с.
9. Дареева О.А. Методические рекомендации по реализации программы начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!» [Текст] / О.А. Дареева. — Улан-Удэ: Бэлиг, 2017. — 44 с.
10. Дареева О.А. Особенности и опыт разработки учебника бурятского языка как второго для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Дареева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2025. — № 2. — DOI:https://doi.org/10.25588/CSPU.2025.186.2.009 EDN: https://elibrary.ru/ZIPBBZ
11. Загуменникова Н.В. Цифровые технологии как способ оптимизации обучения русскому языку как иностранному [Текст] / Н.В. Загуменникова // Преподаватель XXI век. 2023. — № 1. — Ч. 1. — С. 165–178. — DOI:https://doi.org/10.31862/20739613-2023-1-165-178 DOI: https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-1-165-178; EDN: https://elibrary.ru/AYUEXO
12. Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности [Текст] / И.А. // ИЯШ. — 1973. — № 4. — С. 66–72
13. Зуев Д.Д. Школьный учебник [Текст] / Зуев. — М.: Педагогика, 1983. — 240 с.
14. Зулпукарова Д.И. Электронные учебники как средство современного образования [Текст] / Д.И. Зулпукарова, Н.Т. Сманова, Д.Ч. Култаева // Бюллетень науки и практики. — 2022. — Т. 8. — № 9. — С. 556–564. — URL: https:// doi.org/10.33619/2414-2948/82/62 EDN: https://elibrary.ru/NPHRGA
15. Колесников А.А. Smart-учебник по иностранному языку: попытка обоснования в контексте вызовов современности [Текст] / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе. 2021. — № 7. — С. 29–38. EDN: https://elibrary.ru/ZYOPMD
16. Махмутова Л.Г. Учебник как средство формирования предметных образовательных компетенций младшего школьника [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Махмутова. Оренбург, 2007. — 240 c. EDN: https://elibrary.ru/NOUFHF
17. Мильруд Р.П. Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается [Текст] / Р.П. Мильруд // Просвещение. Иностранные языки. 2014. [Электронный ресурс]. — URL: prosv.ru (дата обращения:25.05.2025).
18. Мацаренко Т.Н. Электронный учебник — мировой тренд инновационного образования [Текст] / Т.Н. Мацаренко // Высшее образование сегодня. — 2021. — № 4. С. 38–41. — DOI:https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.38 EDN: https://elibrary.ru/ZODFHD
19. Нанзатова Э.П. Обучение детей бурятскому языку в комплексе «Детский сад — школа» [Текст] / Э.П. Нанзатова. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. — 34 с.
20. Никитенко З.Н. Учебник как ключевое средство овладения иностранным языком: функции и требования к конструированию [Текст] / З.Н. Никитенко // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Института иностранных языков, Москва, 22–24 ноября 2018 года / Под ред. Е.А. Никулиной, Е.Е. Беляевой. Ч. 2. — М.: Изд-во Московского пед. гос. университета, 2018. С. 237–244. EDN: https://elibrary.ru/YTWFNJ
21. Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021–2030 годы»: Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2020 года № 816 г. Улан-Удэ: с изменениями на 23 июня 2023 года [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://docs.cntd.ru/document/571091607 (дата обращения: 31.06.2025).
22. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Рус. яз., 1989. —276 с. EDN: https://elibrary.ru/SHDEWV
23. Петрова А.М. О возможностях применения аудирования в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку [Текст] / А.М. Петрова // Вестник Шадринского гос. пед. университета. — 2024. — № 3. — С. 153–163
24. Семенюченко Н.В. Функции учебника иностранного языка как методологическая проблема [Текст] / Н.В. Семенюченко // Современное педагогическое образование. — 2021. № 3. — С. 125–131. EDN: https://elibrary.ru/AJRUZS
25. Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика : Материалы международной научнопрактической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года [Текст] / Отв. ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. — М.: Изд-во Московского пед. гос. университета, 2021. 502 с. — DOI:https://doi.org/10.31862/9785426310445 EDN: https://elibrary.ru/NVHEKG
26. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе [Текст] / А.В. Хуторской // Педагогика. — 2005. — № 4. С. 10–18.
27. Шамов А.Н. Цифровые технологии и их применение в методике обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Шамов, Ю.В. Шлыкова // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article// article/n/tsifrovye-tehnologii-i-ih-primenenie-v-metodikeobucheniya-inostrannym-yazykam/viewer (дата обращения: 26.07.2025). EDN: https://elibrary.ru/GHKWYU
28. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. — М.: Высшая школа, 2010. — 349 с. EDN: https://elibrary.ru/IGTKKP
29. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. — М.: Изд-во Федерального института развития образования, 2012. — 84 с.
30. Якушев М.В. Функциональные особенности современного учебника [Текст] / М.В. Якушев // Вестник педагогического опыта. — 2015. — № 35. — С. 40–44. EDN: https://elibrary.ru/ULGGQZ



