ЭЛЕКТРОННЫЙ МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УЧЕБНИК ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ БУРЯТСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АМАР МЭНДЭ-Э!»: ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Одной из проблем обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста является отсутствие учебно-методических материалов, в частности электронных образовательных ресурсов. Разработка интерактивных обучающих цифровых продуктов для детей дошкольного возраста имеет определённую специфику. Цель исследования – описание особенностей разработки электронного мультимедийного учебника «Амар мэндэ-э!» для обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста. В ходе исследования были применены методы анализа научной литературы по проблеме разработки бумажных и цифровых образовательных ресурсов, обобщения опыта преподавания бурятского языка в дошкольном образовании, наблюдения за процессом использования электронных интерактивных материалов на занятиях по бурятскому языку в дошкольной образовательной организации, анализа этапов и результатов работы над электронным мультимедийным учебником. В результате исследования предложена модель электронного учебника для обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста, описаны основные этапы, методические и технические особенности его разработки. Научная новизна исследования заключается в выявлении основных дидактических свойств и функций электронного мультимедийного учебника для обучения бурятскому языку детей дошкольного возраста, рассмотрения преимущества его перед бумажным учебником и определении особенностей его проектирования. Практическая значимость исследования состоит в разработке модели электронного мультимедийного учебника по бурятскому языку для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:
электронный мультимедийный учебник, методика обучения, бурятский язык, дошкольный возраст, специфика разработки, этапы работы.
Список литературы

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] / И.Л. Бим. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.

2. Борисенко Н.А. Трансформация функций школьного учебника в условиях цифровизации образования [Текст] / Н.А. Борисенко // Педагогика. — 2022. — Т. 86. — № 7. С. 31–44.

3. Босова Л.Л. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра / Л.Л. Босова, Н.Е. Зубченок // Образовательные технологии и общество. — 2013. — Т. 16. — № 3. — С. 697–712. EDN: https://elibrary.ru/RBREHN

4. Бурятский язык в регионах России, Монголии и Китая: состояние, проблемы, факторы сохранения и развития [Текст]: монография / отв. ред. Д.Д. Бадараев. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2020. — 256 с.

5. Вохмина Л.Л. Опыт создания современного учебника русского языка для молодёжи [Текст] / Л.Л. Вохмина // Русский язык как иностранный: Теория. Исследования. Практика: межвузовский сборник научных трудов. Т. Х. — СПб.: Сударыня, 2009. — С. 396–405. EDN: https://elibrary.ru/YALJLN

6. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного (методические основы) [Текст] / М.Н. Вятютнев. — М.: Рус. яз., 1984. — 144 с. EDN: https://elibrary.ru/SDIHEE

7. Граник Г.Г. Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников [Текст] / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26. № 3. — C. 102–112. — DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2021260307 EDN: https://elibrary.ru/PHGTIX

8. Гунжитова Г.-Х.Ц. Амар мэндэ-э! Хүүгэдэй сэсэрлигтэ хэрэглэхэ буряад хэлэнэй эхин хэшээлнүүд (Амар мэндэ-э! Начальный курс бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / Г.-Х.Ц. Гунжитова,О.А. Дареева, Б.Д. Шожоева. — Улан-Удэ: Бэлиг, 2014. 112 с.

9. Дареева О.А. Методические рекомендации по реализации программы начального курса бурятского языка для детей старшего дошкольного возраста «Амар мэндэ-э!» [Текст] / О.А. Дареева. — Улан-Удэ: Бэлиг, 2017. — 44 с.

10. Дареева О.А. Особенности и опыт разработки учебника бурятского языка как второго для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Дареева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2025. — № 2. — DOI:https://doi.org/10.25588/CSPU.2025.186.2.009 EDN: https://elibrary.ru/ZIPBBZ

11. Загуменникова Н.В. Цифровые технологии как способ оптимизации обучения русскому языку как иностранному [Текст] / Н.В. Загуменникова // Преподаватель XXI век. 2023. — № 1. — Ч. 1. — С. 165–178. — DOI:https://doi.org/10.31862/20739613-2023-1-165-178 DOI: https://doi.org/10.31862/2073-9613-2023-1-165-178; EDN: https://elibrary.ru/AYUEXO

12. Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности [Текст] / И.А. // ИЯШ. — 1973. — № 4. — С. 66–72

13. Зуев Д.Д. Школьный учебник [Текст] / Зуев. — М.: Педагогика, 1983. — 240 с.

14. Зулпукарова Д.И. Электронные учебники как средство современного образования [Текст] / Д.И. Зулпукарова, Н.Т. Сманова, Д.Ч. Култаева // Бюллетень науки и практики. — 2022. — Т. 8. — № 9. — С. 556–564. — URL: https:// doi.org/10.33619/2414-2948/82/62 EDN: https://elibrary.ru/NPHRGA

15. Колесников А.А. Smart-учебник по иностранному языку: попытка обоснования в контексте вызовов современности [Текст] / А.А. Колесников // Иностранные языки в школе. 2021. — № 7. — С. 29–38. EDN: https://elibrary.ru/ZYOPMD

16. Махмутова Л.Г. Учебник как средство формирования предметных образовательных компетенций младшего школьника [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Махмутова. Оренбург, 2007. — 240 c. EDN: https://elibrary.ru/NOUFHF

17. Мильруд Р.П. Обучение английскому языку в дошкольном образовании: эксперимент продолжается [Текст] / Р.П. Мильруд // Просвещение. Иностранные языки. 2014. [Электронный ресурс]. — URL: prosv.ru (дата обращения:25.05.2025).

18. Мацаренко Т.Н. Электронный учебник — мировой тренд инновационного образования [Текст] / Т.Н. Мацаренко // Высшее образование сегодня. — 2021. — № 4. С. 38–41. — DOI:https://doi.org/10.25586/RNU.HET.21.04.P.38 EDN: https://elibrary.ru/ZODFHD

19. Нанзатова Э.П. Обучение детей бурятскому языку в комплексе «Детский сад — школа» [Текст] / Э.П. Нанзатова. Улан-Удэ: Бэлиг, 1994. — 34 с.

20. Никитенко З.Н. Учебник как ключевое средство овладения иностранным языком: функции и требования к конструированию [Текст] / З.Н. Никитенко // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Института иностранных языков, Москва, 22–24 ноября 2018 года / Под ред. Е.А. Никулиной, Е.Е. Беляевой. Ч. 2. — М.: Изд-во Московского пед. гос. университета, 2018. С. 237–244. EDN: https://elibrary.ru/YTWFNJ

21. Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия на 2021–2030 годы»: Постановление Правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2020 года № 816 г. Улан-Удэ: с изменениями на 23 июня 2023 года [Электронный ресурс]. 2023. URL: https://docs.cntd.ru/document/571091607 (дата обращения: 31.06.2025).

22. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Рус. яз., 1989. —276 с. EDN: https://elibrary.ru/SHDEWV

23. Петрова А.М. О возможностях применения аудирования в обучении детей дошкольного возраста иностранному языку [Текст] / А.М. Петрова // Вестник Шадринского гос. пед. университета. — 2024. — № 3. — С. 153–163

24. Семенюченко Н.В. Функции учебника иностранного языка как методологическая проблема [Текст] / Н.В. Семенюченко // Современное педагогическое образование. — 2021. № 3. — С. 125–131. EDN: https://elibrary.ru/AJRUZS

25. Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика : Материалы международной научнопрактической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года [Текст] / Отв. ред. А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. — М.: Изд-во Московского пед. гос. университета, 2021. 502 с. — DOI:https://doi.org/10.31862/9785426310445 EDN: https://elibrary.ru/NVHEKG

26. Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе [Текст] / А.В. Хуторской // Педагогика. — 2005. — № 4. С. 10–18.

27. Шамов А.Н. Цифровые технологии и их применение в методике обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Шамов, Ю.В. Шлыкова // Нижегородское образование. — 2019. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article// article/n/tsifrovye-tehnologii-i-ih-primenenie-v-metodikeobucheniya-inostrannym-yazykam/viewer (дата обращения: 26.07.2025). EDN: https://elibrary.ru/GHKWYU

28. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. — М.: Высшая школа, 2010. — 349 с. EDN: https://elibrary.ru/IGTKKP

29. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. — М.: Изд-во Федерального института развития образования, 2012. — 84 с.

30. Якушев М.В. Функциональные особенности современного учебника [Текст] / М.В. Якушев // Вестник педагогического опыта. — 2015. — № 35. — С. 40–44. EDN: https://elibrary.ru/ULGGQZ

Войти или Создать
* Забыли пароль?