ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РФ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья акцентирует внимание на значимости роли государственной политики в развитии государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) на примере Республики Татарстан. Целью статьи выступает необходимость доказательства того, что эффективность государственно-частного партнерства определяется качеством государственной политики, а не только объемом финансирования, на примере Республики Татарстан. Проверяется гипотеза о наличии структурных дисбалансов в ГЧП РТ, несмотря на лидерство в общероссийских рейтингах инвестиционного климата. Методология исследования включает комплекс научных методов: 1) институциональный анализ структуры и взаимодействия органов власти РТ; 2) сравнительно-сопоставительный анализ динамики финансирования госпрограмм, распределения проектов ГЧП по отраслям/формам/этапам и рейтинговой динамики (АСИ, Минэкономразвития РФ); 3) статистический анализ долей внебюджетного финансирования, доминирующих правовых форм; 4) контент-анализ нормативно-правовой базы РТ; 5) SWOT-анализ модели ГЧП. Практическая значимость исследования заключается в рекомендациях, направленных на конкретные меры для РТ: диверсификацию инструментов ГЧП, разработку отраслевых стандартов рисков с гарантиями инвесторам, актуализацию Закона РТ №50-ЗРТ. Результаты формируют алгоритм преодоления «инвестиционных ловушек» для регионов-лидеров. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении корреляции между институциональной зрелостью и структурными перекосами в ГЧП. Результаты исследования выявили критические дисбалансы: 1) 78% проектов ГЧП (127 из 163) сконцентрированы в ЖКХ при минимальном присутствии в социальной сфере; 2) 95.7% проектов реализованы как концессии, гибкие формы применяются редко; 3) доля внебюджетного финансирования госпрограмм — лишь 3.69%, 79.4% программ полностью бюджетные; 4) подтвержден «институциональный парадокс»: развитая система управления не предотвратила падение РТ в рейтинге ГЧП Минэкономразвития. Ключевая причина — правовая ригидность и отсутствие отраслевых моделей распределения рисков.

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, инвестиционная политика, отраслевые дисбалансы, институциональная среда, Республика Татарстан, концессионные соглашения
Список литературы

1. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. Перечень ИОГВ в сфере ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://tida.tatarstan.ru/perechen-iogv-rt-v-sfere-gchp.htm (дата обращения: 13.04.2025).

2. Афанасьева Н.В., Орлов П.Е. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации на современном этапе: тенденции и проблемы развития // Экономика и управление. - 2023. - Т. 29. - № 11. - С. 1333-1348.

3. Барбашина Е.А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Т. 11. - № 1. – С. 119-130. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.11.1.111948; EDN: https://elibrary.ru/HCLZLY

4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 41-50. EDN: https://elibrary.ru/OCRINP

5. Государственные программы Республики Татарстан на 2024–2027 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://programmy.tatarstan.ru (дата обращения: 07.04.2025).

6. Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). URL: https://zakupki.gov.ru 
(дата обращения: 12.05.2025).

7. Закон Республики Татарстан от 09.07.2011 № 50-ЗРТ (ред. от 06.04.2023) 
«О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» // Сборник законодательства РТ. 2011. № 55.

8. Инструкция Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан № 47 «О порядке сопровождения проектов государственно-частного партнерства» (утв. Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан 15.03.2019 № 47). Казань, 2019. 
(дата обращения: 13.06.2025).

9. Национальный рейтинг инвестиционного климата АСИ. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/government_officials/rating (дата обращения: 08.07.2025).

10. Платформа «Росинфра» Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru (дата обращения: 03.06.2025).

11. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.2011 № 460 
«Вопросы Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан» // Сборник постановлений КМ РТ. 2011. № 6. (дата обращения: 08.05.2025).

12. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2024 г. // Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c35da2a561ed12ff8b27199065ea5ef3/
reyting_subektov_rf_po_gchp_za_2024_god.pdf (дата обращения: 25.06.2025).

13. Тесля П.Н. Контрактные риски ГЧП // ЭКО. - 2022. - № 2. - С. 68-92. DOI: 10.30680/ЕС
00131-7652-2022-2-68-92. DOI: https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2022-2-68-92; EDN: https://elibrary.ru/XHVDRC

14. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 31.07.2025 № 350-ФЗ) 
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 17.07.2015, № 156.

15. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 23.07.2025 № 264-ФЗ) 
«О концессионных соглашениях» // Российская газета, 26.07.2005, № 161.

16. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 07.07.2025 № 201-ФЗ) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета, 12.01.2015, № 1.

17. Hodge G.A., Greve C. Public-Private Partnerships: An International Performance Review // Public Administration Review. 2007. Vol. 67 (3). Pp. 545-558. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-6210.2007.00736.x

18. Iossa E., Martimort D. Risk Allocation and the Costs and Benefits of Public-Private Partnerships // The RAND Journal of Economics. 2012. Vol. 43. P. 442–474. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1756-2171.2012.00181.x

Войти или Создать
* Забыли пароль?