Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
УДК 334.02 Политика. Планирование. Управление. Мероприятия. Средства
УДК 332.02 Политика. Планирование. Руководство. Мероприятия. Инструменты (средства) воздействия
Статья акцентирует внимание на значимости роли государственной политики в развитии государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) на примере Республики Татарстан. Целью статьи выступает необходимость доказательства того, что эффективность государственно-частного партнерства определяется качеством государственной политики, а не только объемом финансирования, на примере Республики Татарстан. Проверяется гипотеза о наличии структурных дисбалансов в ГЧП РТ, несмотря на лидерство в общероссийских рейтингах инвестиционного климата. Методология исследования включает комплекс научных методов: 1) институциональный анализ структуры и взаимодействия органов власти РТ; 2) сравнительно-сопоставительный анализ динамики финансирования госпрограмм, распределения проектов ГЧП по отраслям/формам/этапам и рейтинговой динамики (АСИ, Минэкономразвития РФ); 3) статистический анализ долей внебюджетного финансирования, доминирующих правовых форм; 4) контент-анализ нормативно-правовой базы РТ; 5) SWOT-анализ модели ГЧП. Практическая значимость исследования заключается в рекомендациях, направленных на конкретные меры для РТ: диверсификацию инструментов ГЧП, разработку отраслевых стандартов рисков с гарантиями инвесторам, актуализацию Закона РТ №50-ЗРТ. Результаты формируют алгоритм преодоления «инвестиционных ловушек» для регионов-лидеров. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении корреляции между институциональной зрелостью и структурными перекосами в ГЧП. Результаты исследования выявили критические дисбалансы: 1) 78% проектов ГЧП (127 из 163) сконцентрированы в ЖКХ при минимальном присутствии в социальной сфере; 2) 95.7% проектов реализованы как концессии, гибкие формы применяются редко; 3) доля внебюджетного финансирования госпрограмм — лишь 3.69%, 79.4% программ полностью бюджетные; 4) подтвержден «институциональный парадокс»: развитая система управления не предотвратила падение РТ в рейтинге ГЧП Минэкономразвития. Ключевая причина — правовая ригидность и отсутствие отраслевых моделей распределения рисков.
государственно-частное партнерство, инвестиционная политика, отраслевые дисбалансы, институциональная среда, Республика Татарстан, концессионные соглашения
1. Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан. Перечень ИОГВ в сфере ГЧП. [Электронный ресурс]. URL: https://tida.tatarstan.ru/perechen-iogv-rt-v-sfere-gchp.htm (дата обращения: 13.04.2025).
2. Афанасьева Н.В., Орлов П.Е. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации на современном этапе: тенденции и проблемы развития // Экономика и управление. - 2023. - Т. 29. - № 11. - С. 1333-1348.
3. Барбашина Е.А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Т. 11. - № 1. – С. 119-130. DOI: https://doi.org/10.18334/vinec.11.1.111948; EDN: https://elibrary.ru/HCLZLY
4. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 9. - С. 41-50. EDN: https://elibrary.ru/OCRINP
5. Государственные программы Республики Татарстан на 2024–2027 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://programmy.tatarstan.ru (дата обращения: 07.04.2025).
6. Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС). URL: https://zakupki.gov.ru (дата обращения: 12.05.2025).
7. Закон Республики Татарстан от 09.07.2011 № 50-ЗРТ (ред. от 06.04.2023) «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» // Сборник законодательства РТ. 2011. № 55.
8. Инструкция Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан № 47 «О порядке сопровождения проектов государственно-частного партнерства» (утв. Агентством инвестиционного развития Республики Татарстан 15.03.2019 № 47). Казань, 2019. (дата обращения: 13.06.2025).
9. Национальный рейтинг инвестиционного климата АСИ. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/government_officials/rating (дата обращения: 08.07.2025).
10. Платформа «Росинфра» Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://dpo.rosinfra.ru (дата обращения: 03.06.2025).
11. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.06.2011 № 460 «Вопросы Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан» // Сборник постановлений КМ РТ. 2011. № 6. (дата обращения: 08.05.2025).
12. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2024 г. // Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c35da2a561ed12ff8b27199065ea5ef3/ reyting_subektov_rf_po_gchp_za_2024_god.pdf (дата обращения: 25.06.2025).
13. Тесля П.Н. Контрактные риски ГЧП // ЭКО. - 2022. - № 2. - С. 68-92. DOI: 10.30680/ЕС 00131-7652-2022-2-68-92. DOI: https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2022-2-68-92; EDN: https://elibrary.ru/XHVDRC
14. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ (ред. от 31.07.2025 № 350-ФЗ) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 17.07.2015, № 156.
15. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 23.07.2025 № 264-ФЗ) «О концессионных соглашениях» // Российская газета, 26.07.2005, № 161.
16. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 07.07.2025 № 201-ФЗ) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета, 12.01.2015, № 1.
17. Hodge G.A., Greve C. Public-Private Partnerships: An International Performance Review // Public Administration Review. 2007. Vol. 67 (3). Pp. 545-558. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-6210.2007.00736.x
18. Iossa E., Martimort D. Risk Allocation and the Costs and Benefits of Public-Private Partnerships // The RAND Journal of Economics. 2012. Vol. 43. P. 442–474. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1756-2171.2012.00181.x



