СТРАТЕГИИ И МЕТОДЫ ОКАЗАНИЯ КРИЗИСНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Оказание эффективной помощи несовершеннолетним в кризисных ситуациях являет- ся комплексной задачей для специалистов разных специальностей. С целью установления закономерно- стей оказания кризисной психологической помощи подросткам с антивитальными переживаниями и ау- тоагрессивным поведением в зависимости от этапа развития кризисного состояния обследовано 60 под- ростков, обращавшихся за помощью к психотерапевту в медицинские и психологические службы г. Мо- сквы. Из них 24 юноши и 36 девушек. Средний возраст составил 15,7±6 лет. Анализ полученных данных позволил выделить три группы подростков, различающихся по личностным характеристикам, особенно- стям реагирования в травматической ситуации и структуре проявлений суицидальных маркёров, антиви- тальных и аутоагрессивных тенденций: сензитивно-шизоидная/нарциссическая (25%), эмоционально неустойчивая/пограничная (45%), депрессивная/обсессивно-компульсивная (30%). Рассмотрены три эта- па развития кризисного состояния: острый, подострый и хронический. В зависимости от актуального этапа прохождения кризисного состояния описаны стратегии психологического вмешательства. Предло- женная структура оказания психотерапевтической помощи несовершеннолетним в кризисных ситуациях позволяет не систематизировать структурно-динамические особенности различных этапов оказания пси- хотерапевтической помощи, но и увеличивает вероятность благоприятного прогноза за счет единого на- правления усилий разных специалистов.

Ключевые слова:
этапы прохождения кризисной ситуации, антивитальные переживания, аутоаг- рессивное поведение подростков, суицидальные маркеры, стратегии и методы оказания кризисной пси- хологической помощи.
Список литературы

1. Амбрумова А.Г., Полеев А.М. Неотложная психотерапевтическая помощь в суицидологической практике: Методические рекомендации М., 1986.

2. Атаянц Н.Г. Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе. Диссертация на соискание ученой степени. Северная Осетия, 2003.

3. Банников Г.С. Психологические маркеры пресуицидального состояния // Человеческий капитал. Научно-практический журнал. 2012. N 10-11 (N 46). С. 240-243.

4. Банников Г.С. Кошкин К.А Кризисные состояния у подростков (пресуицидальные маркеры, особенности личности, стратегии кризисной психотерапевтической помощи) // Медицинская психология в России. 2013. 2 (19). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer18.php

5. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». 2014. №1. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2014/1/Bannikov_Pavlova.phtml

6. Березин В.Ф. Психическая адаптация и тревога. Психические состояния. Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. 512 с.

7. Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. №2. С. 36-43.

8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: Учебник. Спб.: Питер, 2007.

Войти или Создать
* Забыли пароль?