ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ВОСПРОИЗВОДСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются понятия «человеческий и интеллектуальный капитал», оценивается их влияние на процесс профессионального образования. Проанализированы проблемы внедрения инноваций в образовательный процесс. По мнению автора, главная проблема внедрения инноваций заключается в несоответствии стандартных тестов оценки знаний инновационным методам обучения.

Ключевые слова:
человеческий капитал, интеллектуальный капитал, инновации, профессиональное образование.
Текст

Теория и понятие человеческого капитала

Национальное богатство страны — это накопленный человеческий капитал и природные ресурсы. Человеческий капитал (ЧК) как социально-экономическую категорию можно представить в виде индивидуального, корпоративного и национального ЧК.

Национальный ЧК — это часть инновационных трудовых ресурсов, накопленные конкурентоспособные знания, инновационная система, интеллектуальный капитал и инновационные технологии во всех сферах жизнедеятельности и экономики, а также качество жизни. Их совокупность обеспечивает конкурентоспособность экономики страны на мировых рынках в условиях глобализации [6].

К середине 1980-х годов наша страна исчерпала инновационные возможности накопленного национального ЧК. В настоящее время ЧК существенно деградировал, утратив достигнутые в прошлом высокие позиции в науке, образовании, медицине и т.д.

Понятие человеческого капитала появилось во второй половине ХХ в. Основоположниками этой теории считаются нобелевские лауреаты Гэри Беккер и Теодор Шульц. Т. Шульц, получивший Нобелевскую премию в 1979 г., на примере экономики США доказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем от инвестиций в физический капитал. Отсюда он сделал вывод, что странам с низким уровнем реализации человеческих возможностей и низкими доходами особенно важно осуществлять инвестиции в здравоохранение, образование и науку. Он предложил следующее определение человеческого капитала: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденные способности. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Под человеческим капиталом понимается совокупность знаний, компетенций, квалификации, выполняющих важнейшую роль в качестве средства производства.

В России опубликованы работы И.В. Бушмаринова, В.Л. Иноземцева, В.С. Гойло, В.А. Васильчука, М.М. Критского и других авторов по различным аспектам человеческого капитала.

Взаимосвязь понятий «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал»

Один из ключевых тезисов теории человеческого капитала состоит в том, что в условиях информационного общества человеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национального богатства и его необходимым элементом. Поэтому исследование человеческого капитала особенно актуально в условиях, когда государство (в том числе Россия) стремится преодолеть сырьевую зависимость и осуществить переход к технологичной экономике.

По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный — 20%, а человеческий капитал — 64%. В настоящее время в России экономический рост обеспечивается в основном природными ресурсами, а человеческим капиталом — только на 8% [3, с. 130]. В связи с этим для нашей страны при разработке ее стратегического планирования определяющим должен стать фактор человеческого капитала.

Человеческий капитал базируется на общеобразовательном и профессиональном уровне персонала. Во всех развитых странах от роста образовательного уровня населения выгоду имеет и каждый гражданин, и государство в целом, поскольку, чем выше этот показатель, тем активнее он влияет на эффективность деятельности организации любого направления. Высшее образование является ключевым фактором развития экономики, основанной на знаниях, повышения производительности и темпов ее роста. Количество людей с высшим образованием в России неуклонно растет. В условиях современной «новой экономики» в связи с переходом на интеллектуально-технологическую постиндустриальную стадию развития главным фактором производства экономики и ее конкурентоспособности становятся знания и интеллект человека. Интеллект человека можно рассматривать как сферу производства новых идей, как определяющее средство производства новой постиндустриальной экономики, основанной на знаниях. Одним из основных элементов в структуре интеллектуального капитала является образовательный капитал. Знания выступают основой для развития интеллектуального капитала [4].

Список литературы

1. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. - М.: Прогресс, 1976.

2. Дайнеко В.Г. Управление интеллектуальным капиталом на российских предприятиях // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. - 2008. - Т. 4. - № 4. - С. 37-40.

3. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение / Всемирный банк / Пер. с англ. - М: Весь мир, 2007.

4. Захаров Ю.А. Основные пути повышения качества высшего образования // Университетское управление. - 2005. - № 1. - С. 34-45.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ: Высшее и среднее профессиональное образование. - 2002. - № 2. - С. 3-31.

6. Корчагин Ю.А. Современная экономика России. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008.

7. Красина О., Крутий И. Развитие человеческого капитала в условиях перехода к обществу знания // Открытое образование. - 2007. - № 1. - С. 24-30.

8. Равен Дж. Педагогическое тестирование // Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. - М: КогитоЦентр, 1999.

9. Фокина В.Н., Слива А.В., Фокина Т.Ю. Образовательные инновации как элемент системы управления качеством подготовки специалистов // Инновации. - 2003. - № 1. - С. 35-46.

Войти или Создать
* Забыли пароль?