TO THE HIGHER EDUCATION – PROFESSIONAL MANAGEMENT!
Abstract and keywords
Abstract (English):
New social and economic operating conditions of higher educational institutions locate in article. The review of chapters of the collective monograph «Management of the higher education and science is given: experience, problems and prospects» which is devoted to the analysis of a current state and tendencies of development of system of higher education and system of preparation and certification of scientific shots. Work is performed by group of scientists of Russia, Ukraine, Lithuania and Poland, addressed to the experts investigating problems of higher education and system of preparation and certification of scientific shots.

Keywords:
the higher education, scientific activity, management, management, higher educational institution
Text

Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы, перспективы: монография / под общ. ред. Р.М. Нижегородцева и С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2015.

Монография «Управление высшим образованием и наукой: опыт, проблемы и перспективы» [1] посвящена научным проблемам, актуальность которых определяется изменениями в системе высшего профессионального образования и в системе подготовки и аттестации научных кадров.

Достаточно логично представленные в монографии материалы – результат серьезных и длительных исследований ученых разных регионов России, Польши, Украины, Литвы.

Предлагаемое научное издание рассматривает состояние, закономерности функционирования, возможности и перспективы развития системы высшего профессионального образования и науки. Решение проблем повышения эффективности управления высшим образованием и наукой видится в разработке авторами новых и совершенствовании существующих структур, механизмов и моделей управления вузами, факультетами, научными структурами, цель которых – повышение эффективности и надежности функционирования таких систем.

Монография состоит из двух разделов, включающих 31 главу. Первый раздел монографии посвящен проблемам повышения эффективности менеджмента в высших учебных заведениях. 

Актуальность проблем, раскрытых в главах этого раздела, обусловлена новыми социально-экономическими условиями:

  • необходимостью интеграции российского образования в мировой образовательный процесс.
  • значительным ужесточением порядка лицензирования, аттестации и аккредитации вузов в связи с развитием негосударственного образования;
  • изменившимся качественным составом студентов, широким использованием обучения на платной основе;
  • ростом значения и объемов научных исследований на кафедрах, возрастанием требований к качеству НИР, повышением роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений;
  • возрастанием необходимости укрепления взаимодействия с предприятиями и организациями-работодателями, органами местной и федеральной власти и др.

Ряд глав монографии первого раздела «Менеджмент в высших учебных заведениях» посвящен таким глобальным аспектам, как институциональные основания инвестиционных процессов в сфере высшего образования, управление рынком образовательных услуг, управление инвестициями в образование, роль национальных исследовательских университетов и др. Ранее идеи авторов были раскрыты в научных публикациях [2–6].

В контексте изменений, происходящих в последние годы в системе высшего профессионального образования, авторы монографии охватили проблемы управления конкурентоспособностью вузов, развития управленческого потенциала, подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы, повышения конкурентоориентированности и конкурентоспособности российского студенчества, управления системой развития предпринимательского потенциала студенческой молодежи.

Ряд глав данного раздела (глава 9 «Развитие управленческого потенциала в системе высшего профессионального образования», глава 10 «Деканский корпус высшей школы: анализ и перспективы», глава 13 «Конкурентоориентированность и конкурентоспособность российского студенчества: вызовы времени») подготовлен на основе специальных исследований, проведенных авторами по заданию Минобрнауки России в рамках выполнения проектов:

  • Научно-методическое обеспечение системы управления высшим учебным заведением на основе мониторинга содержания деятельности и организации работы с руководящими кадрами высших учебных заведений (2006–2007 гг.), № гос. рег. 01200603693.
  • Развитие научно-методического обеспечения системы управления факультетом – ключевым звеном высшего учебного заведения на основе мониторинга состава и содержания деятельности деканского корпуса (2008 г.), № гос. рег. 01200803321.
  • Методическое обеспечение формирования резерва руководящих кадров в высших учебных заведениях России, сопровождения и управления их профессиональным продвижением (2010–2012 гг.) № гос. рег. 01201061657.
  • Разработка инструментария и практических рекомендаций по конкурентоориентированию студенческой молодежи, повышению на этой основе конкурентоспособности на рынке труда выпускников высших учебных заведений России (2012–2013 гг.) № гос. рег. 01201253649.

Идеи авторов, изложенные в этих главах монографии, ранее были опубликованы в научных статьях [7–17] и монографиях [18–23].

Отдельно следует отметить материалы главы «Руководитель-женщина в сфере образования: система формирования, использования и развития управленческого потенциала». Автор отмечает, что происходящие в стране социально-экономические преобразования и структурная перестройка общественных отношений диктуют необходимость пересмотра теоретико-методологических подходов к использованию женской рабочей силы. В частности, речь идет о всестороннем использовании и развитии управленческого потенциала женщин в тех сферах профессиональной деятельности, которые считаются «женскими» исходя из статистики занятых в них мужчин и женщин. Среди таких сфер деятельности можно выделить сферу высшего образования. Системное формирование, реализация и развитие управленческого потенциала женщин-руководителей в высших учебных заведениях требует специальных знаний и научных исследований. Применительно к использованию труда женщин-руководителей в системе внутривузовского управления целесообразно постепенно переходить к новой стратегии – целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры на основе системного консультирования с учетом личных особенностей. Данные идеи более полно представлены авторами в монографиях и научных статьях [24–28].

Во втором разделе «Менеджмент в процессах подготовки и аттестации научных кадров» раскрываются проблемы в системе подготовки и аттестации научных кадров. 

Важность решения этих проблем связана с кардинальными изменениями в системе аттестации научных кадров, а именно с:

  • реструктуризацией сети диссертационных советов;
  • созданием новой номенклатуры специальностей научных работников;
  • утверждением новых нормативных документов, регулирующих систему аттестации научных кадров, которые предъявляют новые, более жесткие требования к качеству диссертационных работ и к работе диссертационных советов.

В этом разделе особый интерес для научных работников представляют главы, в которых приведены результаты специально проведенных по заданию Минобрнауки России исследований эффективности функционирования аспирантуры российского университета, качества научного руководства аспирантами и докторантами, экономических затрат в сфере управления процессами подготовки и аттестации научных кадров. 

Ряд глав данного раздела (глава 19 «Проблемы и перспективы управления процессами подготовки и аттестации научных кадров», глава 22 «Новые условия, новая нормативная база и методическое обеспечение диссертационного менеджмента», глава 24 «Кто и как руководит аспирантами: результаты мониторинга деятельности научных руководителей аспирантов», глава 26 «Эффективность аспирантуры российского университета: сравнительные результаты мониторинга аспирантов и их научных руководителей», глава 27 «Мониторинг деятельности студентов, ориентированных на поступление в аспирантуру», глава 29 «Методологические подходы к оценке эффективности и путей подготовки докторов наук в вузах России», глава 31 «Об экономической оценке затрат в сфере управления процессами подготовки и аттестации научных кадров») подготовлен на основе исследований, проведенных авторами по заданию Минобрнауки России и Российского гуманитарного научного фонда в рамках выполнения проектов:

  • Система и механизмы управления повышением эффективности аттестации научных кадров России (2009–2011 гг.) № гос. рег. 01200951279.
  • Разработка механизмов повышения эффективности подготовки аспирантов высших учебных заведений к самостоятельной научной и педагогической деятельности (2010–2012 гг.) № гос. рег. 01201062942.
  • Экономическая оценка затрат в сфере управления процессами подготовки и аттестации научных кадров (2013–2014 гг.) № гос. рег. 01201363012.

Ранее идеи, представленные в данной главе монографии, были опубликованы авторами [29–41], а также развивались ими в отдельных журнальных статьях [42–49]. 

Среди достоинств работы также следует отметить следующие. 

Научно-практическая направленность монографии позволяет рассматривать ее как комплексное обобщение проблем управления в системе высшего профессионального образования и сфере подготовки и аттестации научных кадров, раскрывающее актуальность, глубину рассматриваемых вопросов, возможность и важность их дальнейшего исследования.

С положительной стороны можно охарактеризовать логическую последовательность представленных разделов, каждый из которых является достаточно завершенным и связанным с другими разделами работы.

К методическим особенностям данной работы можно отнести: системный подход к разрешению поставленных проблем; доступный и в то же время доказательный стиль изложения; наличие иллюстрированного материала.

Благодаря тщательно продуманной структуре текста, большому количеству примеров из реальной практики и простоте стиля изложения, данная монография будет полезна широкому кругу читателей: преподавателям, аспирантам, студентам, всем читателям, которых интересуют вопросы развития этой важнейшей области знаний.

References

1. Upravlenie vysshim obrazovaniem i naukoy: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva i S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2015. - 400 s

2. Gorid´ko N.P. Sovremennyy ekonomicheskiy rost: teoriya i regressionnyy analiz [Tekst]: monografiya / N.P. Gorid´ko, R.M. Nizhegorodtsev. - Novocherkassk: Nauka - Obrazovanie - Kul´tura, 2011. - 343 s.

3. Nizhegorodtsev R.M. Problema neblagopriyatnogo otbora i sovremennaya institutsional´naya ekonomika [Tekst] / R.M. Nizhegorodtsev, D.I. Yaroslavskaya. Zhurnal ekonomicheskoy teorii. - 2007. - № 4. - S. 18-40.

4. Nizhegorodtsev R.M. Strategiya innovatsionnogo proryva dlya Rossii [Tekst] / R.M. Nizhegorodtsev. Ekonomicheskie strategii. - 2008. - T. 10. - № 1. - S. 28-37.

5. Reznik G.A. Student kak sub´´ekt upravleniya ekonomicheskoy bezopasnost´yu vuza [Tekst] / G.A. Reznik. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2012. - № 1. - S. 377-379.

6. Neretina E.A. Strukturnoe postroenie i mekhanizm upravleniya gosudarstvennym vysshim uchebnym zavedeniem [Tekst]: monografiya / E.A. Neretina, G.A. Fedorenko. - Saransk: Mordovskiy gosuniversitet, 2008. - 185 s.

7. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. - № 6. - S. 106.

8. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - № 6. - S. 57-61.

9. Eremkin A.I. Ukreplenie upravlencheskoy vertikali v regional´nom vuze: opyt i perspektivy [Tekst] / A.I. Eremkin, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - № 2. - S. 96-101.

10. Reznik S.D. Komanda rektora: evolyutsiya izmeneniy struktury i soderzhaniya deyatel´nosti prorektorov rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 3. - S. 74-80.

11. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2013. - № 3. S. 46-52.

12. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ i konkurentosposobnost´ vypusknika vuza: opyt, perspektivy nauchnogo poiska [Tekst] / S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya, A.A. Sochilova. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2013. - № 3 (47). - S. 399-402.

13. Reznik S.D. K probleme konkurentoorientirovaniya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, E.S. Konovalova. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2012. - № 1. - S. 18-26.

14. Reznik S.D. Sistema upravleniya konkurentoorientirovaniem studencheskoy molodezhi vuzov Rossii [Tekst] / S.D. Reznik, E.S. Konovalova. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2011. - № 2. - S. 345-349.

15. Reznik S.D. Konkurentoorientirovanie studentov: sostoyanie i opyt upravleniya protsessom [Tekst] / S.D. Reznik, E.S. Konovalova. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2011. - № 5. - S. 67-73.

16. Reznik S.D. Lichnaya konkurentosposobnost´ studenta [Tekst] / S.D. Reznik, A.A. Sochilova. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. - 2011. - № 24. - S. 408-416.

17. Reznik S.D. Intensivnoe sodeystvie ekonomicheskoy samostoyatel´nosti, konkurentoorientirovannosti i trudoustroystvu studentov: opyt vypuskayushchey kafedry vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2009. - № 3. - S. 43-53.

18. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. Penza: PGASA, 2003. - 452 s.

19. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ studenchestva vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, E.S. Konovalova. - Penza: PGUAS, 2011. - 163 s.

20. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin, O.I. Shesternina; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 204 s.

21. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo prodvizheniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 2352 s.

22. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ i konkurentosposobnost´ studencheskoy molodezhi [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, E.S. Konovalova, A.A. Sochilova; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013. - 292 s.

23. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2014. - 288 s.

24. Reznik S.D. Gendernyy menedzhment: zhenshchiny v upravlenii [Tekst] / S.D. Reznik, S.N. Makarova. - M.: Finansy i statistika, 2009. - 416 s.

25. Reznik S.D. Gendernye osobennosti kar´ernogo rosta: zhenshchiny v menedzhmente [Tekst] / S.D. Reznik, S.N. Makarova. EKO. - 2006. - № 3. - S. 125-136.

26. Makarova S.N. Professional´naya podgotovka zhenskoy chasti studenchestva k aktivnomu prodvizheniyu v biznese i strukturakh upravlencheskoy deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.N. Makarova, S.D. Reznik. - Penza: PGUAS, 2012. - 147 s.

27. Reznik S.D. Professional´naya podgotovka molodezhi: smogut li studentki stat´ menedzherami? [Tekst] S.D. Reznik, S.N. Makarova. Narodonaselenie. - 2003. - № 1 (19). - S. 060-073.

28. Makarova S.N. Gendernye osobennosti professional´noy podgotovki studentov k trudovoy deyatel´nosti [Tekst] / S.N. Makarova. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. - 2011. - № 2. - S. 69-78.

29. Arister N.I. Orientiry i mekhanizmy povysheniya effektivnosti gosudarstvennoy sistemy attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya / N.I. Arister, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. - Penza: PGUAS, 2011. - 344 s.

30. Reznik S.D. Dissertatsionnyy menedzhment v voprosakh i otvetakh [Tekst] / N.I. Arister, S.D. Reznik, O.A. Sazykina. - M.: INFRA-M, 2011. - 256 s.

31. Reznik S.D. Aspirant vuza tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2012. - 520 s.

32. Reznik S.D. Nauchnoe rukovodstvo aspirantami [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2012. - 477 s.

33. Reznik S.D. Kak zashchitit´ svoyu dissertatsiyu [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2009. - 347 s.

34. Reznik S.D. Kak povysit´ shans poluchit´ vysokuyu otsenku dissertatsionnoy raboty: kogo i pochemu priglashayut v VAK [Tekst] / S.D. Reznik. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2010. - № 6. - S. 51-58.

35. Reznik S.D. Dissertatsionnyy menedzhment v Rossii: protsessy podgotovki i attestatsii nauchnykh kadrov kak ob´´ekt upravleniya [Tekst] / S.D. Reznik. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2012. - № 5 (81). - S. 69-77.

36. Arister N.I. Effektivnost´ attestatsii nauchnykh kadrov: opyt, problemy, perspektivy [Tekst] / N.I. Arister, S.D. Reznik. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. - 2011. - № 2. - S. 175-192

37. Reznik S.D. Stanovlenie sistemy podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v Rossii [Tekst] / S.D. Reznik. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2011. - № 1. - S. 74-79.

38. Reznik S.D. Kto i kak rukovodit aspirantami. rezul´taty monitoringa deyatel´nosti nauchnykh rukovoditeley [Tekst] / S.D.Reznik, S.N. Makarova. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2012. - № 8. - S. 65-72.

39. Reznik S.D. Novye usloviya i novaya normativnaya baza dissertatsionnogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A.Sazykina. Ekonomika obrazovaniya. - 2013. - № 1. - S. 124.

40. Reznik S.D. Aspiranty Rossii: otbor i podgotovka k samostoyatel´noy nauchnoy i pedagogicheskoy deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, E.S. Dzhevitskaya, S.N. Makarova. - M.: INFRA-M, 2013. - 236 s.

41. Reznik S.D. Effektivnoe nauchnoe rukovodstvo aspirantami [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.N. Makarova. - M.: INFRA-M, 2014. - 152 s.

42. Reznik S.D. Kak predstavit´ svoyu dissertatsiyu: povyshenie roli avtoreferata pri otsenke kachestva dissertatsii [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2014. - № 2. - S. 48-53.

43. Reznik S.D. Zaklyuchenie dissertatsionnogo soveta po zashchishchennoy dissertatsii: pochemu ego neredko vozvrashchayut v sovety i delayut po nemu ser´eznye zamechaniya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2014. - № 6. - S. 100-106.

44. Reznik S.D. O roli i reputatsionnoy otvetstvennosti opponentov dissertatsionnykh rabot [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. - 2014. - № 11-2 (43). - S. 160-165.

45. Reznik S.D. O kachestve zashchity i ekspertizy dissertatsionnykh rabot [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. - 2014. - № 11 (39). - S. 64-70.

46. Reznik S.D. Doktorant vuza: dissertatsiya, podgotovka k zashchite, lichnaya organizatsiya [Tekst]: prakticheskoe posobie / S.D. Reznik. - M.: INFRA-M, 2014. - 299 s.

47. Reznik S.D. Puti povysheniya kachestva zashchity i ekspertizy dissertatsionnykh rabot. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - 2015. - T. 3. № 1. - S. 100-106.

48. Reznik S.D. O metodicheskoy gotovnosti issledovatelya k rabote nad doktorskoy dissertatsiey [Tekst] / S.D. Reznik, I.S.Chemezov . Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2015. - № 5. - S. 86-91.

49. Reznik S.D. Opyt razrabotki i ispol´zovaniya ezhenedel´nika aspiranta kak instrumenta lichnoy organizatsii [Tekst] / S.D. Reznik, I.S.Chemezov . Inzhenernyy vestnik Dona. - 2015. - T. 35. - № 2-1. - S. 52.

Login or Create
* Forgot password?