THE CONCEPT OF LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME AND SOCIO-ECONOMIC PREREQUISITES
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses issues related to the emergence of the phenomenon of money laundering. The article examines the evolution of the term "legalization (laundering) of proceeds from crime" in international legal acts. The socio-economic prerequisites for the emergence of money laundering, including in the Russian Federation, are also considered.

Keywords:
legalization of proceeds, money laundering, anti-money laundering, law, regulatory documents
Text

История возникновения устойчивого словосочетания «отмывание доходов», по одной из версий, берет свой отсчет с начала прошлого столетия. Считается, что причиной создания и введения в оборот данного понятия является криминальная деятельность знаменитого представителя криминального мира того времени Аль Капоне. Термин употреблялся для наглядного отображения механизма трансформации нелегальных финансовых ресурсов во внешне законные денежные потоки. Идея Аль Капоне заключалась в использовании доходов от противоправного бутлегерства для пополнения объемов прибыли, обеспечиваемой сетью абсолютно легальных прачечных, организованной этим бизнесменом. В результате, «проходя» через кассы частного бизнеса, денежные средства обретали вполне законную форму. Сразу подчеркнем, что подобное понимание «отмывания денег» несколько отличается от современного значения рассматриваемого явления.

Последующее расширение вариантов легализации финансовых средств, полученных противоправным путем, связывается с именем М. Лански, активная незаконная деятельность которого вывела «отмывание денег» на международный уровень. М. Лански сделал выбор в пользу швейцарских банков, ключевым принципом деятельности которых в тот период являлась абсолютная секретность транзакций своих клиентов. Выкупив часть игрового бизнеса, организованного на Кубе, он использовал казино для легализации преступных денежных доходов. В качестве посреднического звена, обеспечивавшего переводы средств из США на Кубу и обратно, выступали финансовые учреждения Швейцарии. Несмотря на то, что сам М. Лански не оперировал термином «отмывание доходов», он рассматривается в качестве «автора» основных компонентов механизма легализации. 

В средствах массовой информации термин «отмывании денег» стал достаточно часто употребляться в США, когда публиковались различные кстати, связанные с Уотергейтским скандалом, начинания с 1973 г. Позднее, термин прочно вошел в общественную жизнь, активно применяясь в рамках различных судебных разбирательств. В результате, он нашел свое закрепление также в нормах международного законодательства. 

Венская конвенция ООН 1988 года не использовала термин «отмывание денег», но в п. 1 ст. 3 содержал перечень действий, формирующих его состав, состоящий из 2 частей (рисунок 1). 

Рисунок 1 — Определение «отмывания денег» в соответствии с Венской конвенцией

В соответствии с определением, которое было представлено в декларации Базельского комитета по банковскому надзору в 1988-м году, под отмыванием денег поднималось использование возможности финансовой системы с целью реализации переводов и платежей, которые были получены незаконным путём. Также в Декларации акцентируют внимание на том, что деятельность, связанная со вскрытием настоящего владельца денежных средств также подпадает под категорию отмывания денег.

В последующем определение отмывания доходов преступной деятельности получило свое развитие и расширение по отношению к о положение Венской конвенции. В соответствии со статьей 6 Совета Европы от 1990 г. в Страсбургской конвенции были определены четыре раздела, которые характеризуют деятельность, направленную на легализацию преступных доходов.

В рекомендациях ФАТФ, которые были опубликованы в 1990-м году, со ссылкой на Венскую конвенцию ООН был использован термин «отмывание денег», который в последующем распространился на все виды преступлений, в результате которых незаконным образом были получены денежные средства.

В статье 1 Директивы Совета Европейского экономического сообщества 1991 года (91/308/ЕЕС) и затем в Директиве Европарламента и Совета Европейского Союза 2005 года (2005/60/ЕС) давалось определение понятия «отмывание денег», дублирующие положения Венской и Страсбургской 

В дальнейшем определения термина «отмывание доходов» были даны в Палермской конвенция 2000 года (ст. 6), Меридской конвенция ООН 2003 года (ст. 23) и Варшавской конвенции Совета Европы 2005 года (ст. 9).

Анализ международной практики и международных актов позволяет сделать вывод, что на данный момент сформировался единый подход к определению термина  «отмывании денег», а различие в первую очередь связано с переводом статей, так как большинство из них были опубликованы иностранными СМИ.

В соответствии с нормами международного права отмывание преступных доходов подразумевает под собой не только обеспечение возможности использования доходов, полученных незаконным путём, но и сокрытие настоящего владельца и способов получения дохода. При этом, когда преступные доходы интегрируется в легальную экономику, то фактически реализуется механизм отмывании денежных средств с помощью легальный предпринимательской деятельности.

В российском законодательстве для обозначения рассматриваемого явления используется понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», включающее как тождественные термины «легализация» и «отмывание». 

Понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», было впервые установлено в ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и определяется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. 

Каждая форма преступной деятельности, появляющаяся в социуме, обусловлена определенными предпосылками и конкретной общественной средой, формируясь и эволюционируя в рамках существующих социальных условий. Несмотря на значительную вариативность причин преступности, превалирующей из них выступает стремление к финансовому обогащению. В результате, представители криминального мира сталкиваются с необходимостью обеспечения возможности свободного владения и распоряжения преступными доходами. Иными словами, возникает потребность в легализации финансовых ресурсов, добытых преступным путем. 

Фактически, результаты различных форм преступной активности не ограничиваются исключительно незаконным завладением чужими ценностями, правами и пр., одновременно включая в себя также организацию преград и сложностей для выявления и конфискации незаконно полученной прибыли правоохранительными службами, избавления от материальных подтверждений нелегальной деятельности, для недопущения уголовного наказания, предусмотренного за осуществление противоправных деяний.

Таким образом, анализ всех вариантов преступных проявлений (включая легализацию незаконной прибыли) требует принятия во внимание общественно-экономического характера причин возникновения соответствующих негативных явлений. Так, этапы дисбаланса экономической системы страны, являющиеся следствием кардинальных общественно-экономических преобразований, создают комфортные условия для роста частотности негативного феномена «отмывание денег». 

При этом, рассмотрение социальной опасности такого феномена и его правовой природы требует соответствующей оценки иных форм преступности. Соответственно, анализ легализации невозможен без определения взаимообусловленности ее механизмов такими обстоятельствами, как рост организованной преступности, расширение и популяризация теневого сектора экономики и пр.

Так, наиболее высокий уровень значимости и релевантности проблемы отмывания преступных доходов наблюдается в контексте экономического аспекта социальных взаимодействий и преступной деятельности в финансовом секторе. Выявляются различные конкретные причины такой взаимосвязи, в частности: наиболее внушительные объемы преступных активов аккумулируются посредством экономических преступлений; неотъемлемой характеристикой любых финансовых рынков определяется динамичность, обуславливающая доступность их применения для «узаконения» противоправно полученных доходов. 

Отдельно подчеркнем, что исходным источником накопления нелегальных финансовых ресурсов, нуждающихся в последующем «отмывании», выступал наркобизнес. 

В противовес иным незаконным активам, добываемым посредством прочих видов преступной деятельности (например, уклонения от налогов, осуществления различных форм махинаций на фондовом рынке и пр.), прибыль от незаконного оборота наркотиков невозможно соотнести с разрешенным частным бизнесом для камуфлирования сомнительных финансовых поступлений.

Существует несколько способов такой легализации: 

  • проведение финансовых ресурсов сквозь локальную финансовую систему страны посредством использования банков и иных финансовых организаций;
  •  перемещение таких доходов в государства с менее строгим финансовым и уголовным законодательством для осуществления аналогичного их проведения сквозь зарубежные внутренние финансовые системы и последующего возврата в исходное государство в виде совершенно легальных денежных переводов. 

Вся противоправная активность, способная обеспечивать прибыль и несопоставимая с законным частным бизнесом, подчиняется экономическим законам и принципам, действующим в теневом секторе экономической системы страны. Именно этот сектор напрямую взаимообусловлен с механизмами легализации преступных активов, являясь преимущественным «поставщиком» незаконной прибыли. 

Необходимость организации комплексного подхода к противодействию легализации преступных доходов определяется в том числе и осознанием обществом той опасности, которая грозит со стороны организованной преступности, деятельность которой имеет противоправный и противозаконный характер. В этой связи необходимо понимать, что финансовая составляющая является одной из основополагающих, так как с её помощью обеспечивается деятельность организованной преступности, а её финансовое обеспечение осуществляется по тем же самым рыночным принципам, которые действуют и в предпринимательской среде, то есть присутствует стремление получения максимальной прибыли от своей деятельности.

Проблема противодействия легализации доходов, полученных приступным путем, актуальна в частности и для Российской Федерации.

В России проявление и развитие легализации доходов, которые были получены незаконным образом, началось с 90-х годов прошлого столетия, после того, как страна приходила в систему рыночных отношений, для которых характерно значительное снижение роли государственных органов в регулировании большинства процессов в стране. В период СССР государство очень сильно влияло на большинство социально-экономических процессов, которые протекали в стране, что фактически обеспечивало незначительные возможности для развития возможностей легализации доходов от преступной деятельности. Необходимо отметить, что это было связано с следующие основными причинами:

  • первая причина заключается в том, что в тот период времени отсутствовало понятие частной собственности и права на него, то есть большинство объектов недвижимости находились во владение у государства;
  • вторая причина заключалась в том, что вот тот период времени в стране существовали значительные ограничения как на конвертацию валюты, так и на вывоз капитала из страны;
  • третья причина заключалась в том, что в стране отсутствовала возможность ведения предпринимательской деятельности и реализации стратегии диверсификации частными лицами.

Перечисленные условия в определённом смысле являлись ограничительными для развития легализации преступных денежных средств, которые по большей части были задействованы в теневом секторе, которые в последующем, после развала СССР, были интегрированы и легализованы во многих сферах социально-экономические деятельности страны, так как значительный период времени отсутствовали нормы законодательства, которые обеспечивали бы регулирование системы противодействия легализации преступных доходов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что нелегальные доходы могут быть получены не только преступным путём, но и легально, однако они могут быть не задекларированы. Ниже представлены два уровня, в соответствии с которыми осуществляется легализация преступных доходов:

  • первый уровень – организованная преступность;
  • второй уровень – обычный уголовный и противозаконны деяния.

Необходимо понимать, что данная проблема характерна не только для современной России, но и для многих других стран, где присутствует в том или ином виде возможность отмывания денег, полученных преступным путём.

Таким образом, можно сделать следующие основные выводы в рамках просмотренного раздела.

В современных условиях для многих стран характерны проблемы, связанные с наличием организованной преступности и легализации доходов, как следствие. При этом, необходимо решать вопросы легализации доходов, полученных незаконным и преступным способом комплексно в рамках борьбы с организованной преступностью.

В российской экономике присутствует проблема легализации доходов, полученных от преступной деятельности, развитие которой началось в переходный период, когда экономика страны переходила в рыночную плоскость, в то время как многие институты и законодательные нормы не могли обеспечить соблюдение закона.

References

1. Konvenciya ob otmyvanii, vyyavlenii, iz'yatii i konfiskacii dohodov ot prestupnoy deyatel'nosti (zaklyuchena v g. Strasburge 08.11.1990) (s izm. ot 16.05.2005) // Rossiyskaya gazeta ot 10.12.1998 g.

2. O protivodeystvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: federal'nyy zakon ot 07.08.2001 g. № 115-FZ.

3. Konvenciya Organizacii ob'edinennyh naciy o bor'be protiv nezakonnogo oborota narkoticheskiy sredstv i psihotropnyh veschestv, 1988 g. [Elektronnyӗ resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf (data obrascheniya: 13.02.2024)

4. Deklaraciya Bazel'skogo komiteta po bankovskomu nadzoru «Prevention of criminal use of the banking system for the purpose of money-laundering», 28.12.1988 g. [Elektronnyӗ resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.bis.org/publ/bcbsc137.pdf (data obrascheniya: 14.02.2024)

5. Konvenciya Soveta Evropy (ETS No 141) ob otmyvanii, vyyavlenii, iz'yatii37 i konfiskacii dohodov ot prestupnoy̆ deyatel'nosti, 08.11.1990 g. [Elektronnyӗ resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/901944951 (data obrascheniya: 15.02.2024)

6. Direktiva Soveta Evropeyskogo ekonomicheskogo Soobschestva 91/308/EES «O predotvraschenii ispol'zovaniya finansovoy̆ sistemy v celyah otmyvaniya deneg», 10.06.1991 g. [Elektronnyӗ resurs]. — Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/901934981 (data obrascheniya: 17.02.2024)

7. Direktiva Evropeyskogo parlamenta i Soveta ES 2001/97/ES, 04.12.2001 g. [Elektronnyӗ resurs]. — Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?qid=CELEX:32001L0097/ (data obrascheniya: 20.02.2024)

8. Konvenciya OON protiv transnacional'noy organizovannoy̆ prestupnosti, prinyataya Rezolyuciey̆ 55/25 General'noy̆ Assamblei OON ot 15.11.2000 g. [Elektronnyӗ resurs]. — Rezhim dostupa: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (data obrascheniya: 26.02.2024)

9. Direktiva Evropeyskogo parlamenta i Soveta (No 2005/60/ES) «O preduprezhdenii ispol'zovaniya finansovoy̆ sistemy v celyah otmyvaniya deneg i finansirovaniya terrorizma», 26.10.2005 g. [Elektronnyӗ resurs]. — Rezhim dostupa: https://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2005:309:0015:0036:EN:PDF (data obrascheniya: 01.03.2024)

10. V.A. Zubkov, S.K. Osipov. Rossiyskaya Federaciya v mezhdunarodnoy̆ sisteme protivodeystviya legalizacii (otmyvaniyu) prestupnyh dohodov i finansirovaniyu terrorizma. 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. — M.: Izdatel'skiy Dom «Gorodec», 2007. — 752 s


Login or Create
* Forgot password?