CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF HOUSEHOLDS AND RURAL AREAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article substantiates the theoretical foundations of sustainable rural development. Based on a review of scientific sources, the concepts of sustainability, sustainable development; sustainable development of agriculture, food subcomplexes, rural areas and households are defined. The author's definition of the sustainable development of the fruit and vegetable canning subcomplex of the agroindustrial complex is given. The factors influencing the sustainable development of households have been identified. The measures of mutually beneficial relations in the integration and cooperation processes of households with business entities of agricultural production, processing industry, procurement and marketing organizations; ensuring food security and sustainable development of households and rural areas are proposed.

Keywords:
sustainability, sustainable development, agricultural products, rural areas, households, food subcomplexes, food security, cooperation, integration, state program, state support
Text

Введение. В продуктовых подкомплексах АПК в крупных, средних и малых субъектах хозяйствования осуществляется аграрное производство, переработка и сбыт продовольствия. Хозяйства населения в сельских территориях выращивают картофель, овощи, бахчевые культуры, занимаются садоводством, а также содержат животных и птиц для личного потребления. Значителен их вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Хозяйства населения в сельских территориях производят продукцию не только для своей семьи, излишки поступают на региональные рынки для удовлетворения потребительского спроса населения на картофель, овощи, плоды и ягоды.

В государственной статистике по учётной категории «домохозяйства» не проводят различий между ЛПХ и другими мелкими формами семейного производства. В связи с этим существует определенная сложность в исследовании структуры, содержания, специализации, механизмов кооперации и интеграции с хозяйствующими субъектами продовольственных подкомплексов АПК. Для разработки мер обеспечения устойчивого развития хозяйств населения необходима более детальная информация.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» [1] подтверждает право граждан вести ЛПХ, относя данную форму хозяйствования к непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Государственная политика направлена на обеспечение устойчивого развития хозяйств населения, предлагаются различные формы и методы государственной поддержки.

Устойчивое развитие хозяйств населения необходимо для решения многих социальных и экономических проблем, таких как занятость и доходы, сохранение сельского образа жизни, достижение стабильности в обществе и обеспечение устойчивости сельских территорий к современным вызовам и угрозам.

Методы исследования. В процессе исследований использованы монографический, сравнительный, экономико-статистический методы, анализа и синтеза, индукции и дедукции, экстраполяции.

Устойчивое развитие является общей концептуальной основой экономики, требующей от хозяйствующих субъектов сохранения окружающей среды, социальной справедливости в распределении ресурсов и достижения высокой экономической эффективности производства. Для достижения устойчивого развития хозяйств населения России необходима реализация единства в решении экономических, социальных и экологических проблем. Они раскрываются в принятой Стратегии устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года. Основным направлением принятой стратегии является формирование условий для достижения ее целей посредством повышения качества жизни населения страны [2].

В повышении уровня и качества жизни населения важное значение имеет продовольственное обеспечение и доступность продуктов питания для их продуктивной жизнедеятельности.

Результаты. Вопросы устойчивого развития сельскохозяйственного производства базируются на многих научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых - исследователей, посвященных различным проблемам. Имеются различные взгляды и дефиниции определения понятия устойчивости.

Понятие «устойчивость» носит обобщающий характер и используется во многих областях и сферах науки и образования. В научной литературе различных областей знаний отечественных и зарубежных ученых-исследователей имеются и даются многочисленные интерпретации и определения содержания понятия «устойчивость». Имеющиеся точки зрения ученых на этот счет достаточно широко варьируют и являются разно полярными мнениями.

В Большом Российском энциклопедическом словаре (БРЭС) содержание категории «устойчивость» рассматривается на основе конкретных ее видов: устойчивость движения, под воздействием приложенных сил механической системы почти не отклоняется от этого движения, устойчивого равновесия; устойчивость основания, устойчивость равновесия, устойчивость термодинамическая, устойчивость упругих систем и другие [3]. Устойчивость здесь определяется как способность к сопротивлению различных внешних воздействий.

В.А. Веников определяет устойчивость системы автоматического управления как «способность автоматического управления нормально функционировать и противостоять различным неизбежным возмущениям (воздействиям). Состояние системы автоматического управления называется устойчивым, если отклонение от него остается сколь угодно малым при любых достаточно малых изменениях входных сигналов» [4, С.10].

Как отмечает Ю.К. Беляев, В.А. Богатырев, при исследовании надежности технических систем определяют устойчивоспособность как «свойство объекта непрерывно сохранять устойчивость в течение некоторого времени» [5].

По мнениям В. Векленко, Е. Золотаревой: «Устойчивость – важнейшая характеристика любой системы. В теоретическом аспекте управление экономической системой возможно путем познания закономерностей ее развития, т.е. устойчивых, повторяющихся связей, причинно - следственных закономерностей изменения ее состояния. Они вытекают из свойств интенсивности, устойчивости экономической системы. В прикладном аспекте устойчивое развитие экономики и относительно стабильная ситуация на рынке дают время всем субъектам для выбора направлений эффективных действий и, в целом, соответствует интересам общества» [6, С.15].

В словаре кибернетики определение устойчивости представлено как «способность системы стремиться из различных начальных состояний к некоторому равновесному (стандартному) состоянию», а понятие «устойчивости модели – как свойство модели, обуславливающее отклонение ее реальных сигналов от идеальных на допустимо малые величины» [7, С.128].

Как отмечают редакторы перевода С.А. Евтеев, Р.А. Пересвет, английское выражение «sustainable development» переводится как устойчивое развитие [8]. Содержание устойчивого развития было выражено как модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения будущих поколений такой возможности.

Цели устойчивого развития (ЦУР) сформулированы в 17 глобальных целях Организации Объединенных Наций (ООН). Цели детализированы по задачам экономического, социального и экологического характера: преодоление бедности и нищеты, голода, сохранение здоровья, образование, изменение климата, гендерное равенство, водоснабжение, канализация, энергия, урбанизация, окружающая среда и социальная справедливость [9].

Итоговый документ саммита ООН по повестке дня «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» базируется на акценте защиты планеты от деградации, включая устойчивое потребление и производство, устойчивое управление природными ресурсами и принятие неотложных мер по борьбе с изменением климата, для наиболее полного удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений [10].

Теоретические и методологические вопросы формирования экономического механизма устойчивого развития продовольственного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности представлены во многих научных работах, посвященных различным проблемам развития экономики АПК.

Академик Г.И. Ушачев раскрывает устойчивость как «характеристику единства трех составляющих: экономической, социальной и экологической, позволяющих соединить рост экономики и повышения степени удовлетворения потребностей населения с экологическими требованиями в единую социальную систему. ... Центральное место в этом определении устойчивого развития отводится повышению уровня устойчивости производства продовольствия» [11, Ч.1, С.3].

В.М. Баутин, В.В. Козлов под устойчивым «развитием сельского хозяйства понимают как устойчивость в смысле экономического и технического развития, наращивания производства, повышения его эффективности, так и устойчивость в смысле обеспечения сбалансированного с позиции природно-ресурсных возможностей развития» [12, С.180-184].

В.И. Комаров констатирует, что устойчивость развития пищевой промышленности рассматривает как «стабилизацию объемов выпуска пищевой продукции при наращивании ее производства, расширение ассортимента и улучшение качества» [13, С.85].

Академик А. Петриков предлагает следующие концептуальные направления устойчивости развития сельских территорий и села:

 - развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции;

- увязка программы сельского развития со структурой производства сельскохозяйственного производства (основной сферы занятости населения);

- экономическая равнодоступность объектов социальной инфраструктуры и социальных услуг для всех групп населения, независимо от занятия и места проживания в шаговой доступности;

- широкое участие местного населения, граждан в планировании и реализации программы сельского развития;

- использование всех видов ресурсов (капиталов), доступных местным сельским сообществам, включая природный капитал (земля, вода, лес, животный и растительный мир и др.), человеческий капитал (земля, вода, лес, животный и растительный мир, здоровье, знания, навыки людей), материальный капитал (ликвидные сбережения, кредиты, пособия и др.) [14, С.131].

Устойчивому развитию села посвящен раздел 8 «Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы», одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2000 г. [15].

Считаем, что задачи, определенные в этом документе, сформулированы недостаточно полно, в общем виде, и требуют большей аргументации и конкретизации. Не рассматривается категория устойчивости развития сельского хозяйства и в Федеральном законе РФ «О развитии сельского хозяйства», принятом в декабре 2006 г. [16, С.3].

По нашему мнению, устойчивость в общем плане, как объекта представляет степень соответствия возможностей объекта (системы, процесса и др.) условию его сохранения в пространстве и времени. Устойчивость выражает оценку возможностей (способности) целого противостоять различным внешним и внутренним изменениями и воздействиям, сохранять существующее содержание и форму в пространстве и во времени.

На основе систематизации, обобщения и анализа понятий, интерпретаций  и определений устойчивости в различных сферах экономики предложено следующее авторское определение устойчивого развития плодоовощеконсервного подкомплекса.

Устойчивое развитие плодоовощеконсервного подкомплекса АПК следует определять как экономический рост и расширенное воспроизводство плодоовощеконсервной продукции, востребованной на рынке потребителем, обеспечивающий единство экологической, социальной и экономической эффективности для всех хозяйствующих субъектов, в том числе и для хозяйств населения.

На устойчивое развитие хозяйств населения в производстве картофеля, овощей, плодов и ягод влияют внешние и внутренние факторы. К ним относятся природные климатические условия, наличие и доступность ресурсов, наличие каналов сбыта, потребительские предпочтения и изменения платежеспособного спроса на бахчевую, овощную и плодово-ягодную продукцию. Воздействие внутренних, внешних факторов и возможных рисков на производство, переработку и сбыт продукции с учетом периода времени по годам и сезонам (в связи с сезонным характером производства работ) предполагает необходимость их оценки и возможности контроля и регулирования.

Устойчивое развитие плодоовощеконсервного подкомплекса АПК должно обеспечивать высокий уровень организации производства и качества плодоовощной продукции с соблюдением экологической безопасности, ее физической и экономической доступности для удовлетворения потребностей населения.

Устойчивость развития плодоовощеконсервного подкомплекса не следует смешивать с понятием устойчивости жизнеобеспечения, которые тесно переплетаются между собой, взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Д.Е. Давыдянц, Л.В. Агарков отмечают, что понятие устойчивое жизнеобеспечение представляет возможности деятельности человека по использованию ресурсов, необходимых для нормальной жизни или выживания отдельной семьи [17].

Устойчивое развитие хозяйств населения зависит от социально-экономических, производственных, экологических аспектов обустройства и развития территории в целом с поддержанием в надлежащем работоспособном состоянии всех имеющихся социально - инженерных сетей и коммуникаций, производственной и материально - технической базы, социально значимых объектов сельских поселений и хозяйствующих субъектов аграрного сектора экономики страны.

Проблема устойчивости аграрного производства и плодоовощеконсервного комплекса Российской Федерации, как и всех других продуктовых комплексов, более сложная, чем для других отраслей вследствие объективных условий. Производство в сельском хозяйстве в значительной степени носит сезонный характер, на который влияют погодные условия и изменения климата. Бахчевая, овощная и плодово-ягодная продукция незаменимы, спрос на нее неэластичен и постоянно растет. В неблагоприятных условиях при снижении урожайности и сокращении объемов предложения растениеводческой продукции при стабильном спросе приводит к росту цен, а при росте урожайности и объема предложения к снижению.

Особое значение в обеспечении устойчивого развития хозяйств населения имеют социальные условия для жизни населения, предоставление различных услуг в шаговой доступности, круглогодичная трудовая занятость, повышение уровня оплаты труда и роста покупательной способности, наиболее полное удовлетворение в продуктах питания высокого качества и экологической чистоты, повышение уровня и качества жизни жителей сельских территорий.

Устойчивое развитие хозяйств населения при производстве картофеля, овощей, бахчевых, плодов и ягод является для плодоовощеконсервного подкомплекса АПК гарантией обеспечения продовольственного рынка продукцией, а перерабатывающей промышленности – сырьем. Для повышения экономической, социальной и экологической эффективности необходимо следующее:

- проводить анализ структуры потребительских предпочтений;

- поддерживать устойчивые темпы роста объемов производства бахчевой, овощной и плодово-ягодной продукции;

- обеспечивать полноценное хранение и сбыт продукции;

- повышать эффективность производства на основе широкого внедрения достижений научно - технического прогресса и инноваций;

- рационально использовать материально - сырьевые ресурсы;

- соблюдать экологические нормативы и требования при производстве, транспортировке, переработке, хранении, сбыте, реализации и потреблении овощей и фруктов.

Хозяйства населения как хозяйствующие субъекты, занимаясь сельскохозяйственным производством, являются активными участниками продовольственного рынка и самообеспечения продуктами питания. Устойчивое развитие хозяйств населения способствует решению проблем продовольственного обеспечения населения и отвечает национальным интересам и продовольственной независимости России.

К хозяйствам населения относят личные подсобные хозяйства, другие индивидуальные хозяйства граждан в сельских и городских поселениях, садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные и некоммерческие объединения граждан. Личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, осуществляемой личным трудом гражданина и членов его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном или приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства. Землепользование хозяйств может состоять из приусадебных и полевых участков (статья 2,4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве») [1]. В этом законе не отмечена возможность производства животноводческой продукции при содержании и выращивании сельскохозяйственных животных и птицы в личных подворьях граждан.

В современных условиях ЛПХ имеют низкий уровень материально-технической базы из-за отсутствия оборудования для приготовления кормов и средств механизации, наличия только ручных орудий труда (лопат, вил, граблей, ломов, топоров и различного подсобного инвентаря). Высокопроизводительная сельскохозяйственная техника, в том числе и малогабаритная, почвообрабатывающие, посевные орудия недоступны из-за высокой стоимости. В хозяйствах населения преобладает ручной труд, что отражается на эффективности производства продукции и снижает возможности получения больших доходов с личного подворья.

Считаем, для устойчивого развития хозяйств населения как важной формы хозяйствования, функционирующей в целях  обеспечения продуктами питания и продовольственной безопасности, необходима система государственной поддержки и превентивных мер. Это позволит повысить уровень занятости населения, будет способствовать активизации деятельности потребительской кооперации, стимулировать интеграционные процессы с другими хозяйствующими субъектами продуктовых подкомплексов АПК и, в конечном итоге, решить стратегические цели устойчивого развития сельских территорий, жизнеобеспечения страны и сельчан.

Определяющую роль в продовольственном обеспечении населения страны играют хозяйства населения, граждане городской и сельской местности, занимающиеся ведением натурального хозяйства на своих приусадебных, дачных, огороднических, садовых, арендуемых участках и землях, выделяемых для возделывания картофеля, овощных, бахчевых, плодовых и ягодных культур в целях удовлетворения своих потребностей в продуктах питания и реализации продовольственной безопасности. Излишки произведенной продукции поставляются на реализацию на региональные продовольственные рынки, ярмарки, базары для удовлетворения потребностей нуждающих лиц вследствие отсутствия цивилизованных каналов и рынков сбыта плодоовощной продукции, оптовых распределительных центров приема, рационально организованной интегрированной сети потребительской кооперации во многих регионах Российской Федерации. Предстоит огромная работа многих взаимодействующих структур, в том числе домашних хозяйств и граждан, в создании и реализации проблем цивилизованной институциональной среды на основе развития интеграционно-кооперационных связей и организационных структур.

На наш взгляд, разработка региональных программ поддержки хозяйств населения на основе льготного кредитования производственных построек, частичноего возмещения затрат на приобретение племенного маточного скота, семенного и посадочного материалов; организация зооветобслуживания по приемлемым расценкам и закупки излишков продукции по гарантированным ценам в организуемых пунктах сбора или распределительных центрах приема излишков бахчевой, овощной и плодово-ягодной продукции по регионам страны имеет важное значение.

Основная масса продукции, производимая в ЛПХ, потребляется на личное и производительное потребление. Реализуются лишь излишки этой продукции на соответствующих региональных рынках, а побочная продукция (шкуры, шерсть, пух, перо), которая сейчас не используется в должной мере и пропадает зря, может поставляться в качестве сырья для других отраслей экономики для производства необходимых товаров и прочих изделий повседневного спроса, повышение доходов населения.

Полагаем, что дальнейшее увеличение производства продукции ЛПХ зависит от использования различных форм взаимосвязей (легкой, кожевенной, текстильной, кожгалантерейной), которые представляют кооперацию и интеграцию. Интеграция с субъектами продуктовых подкомплексов АПК возможна при значительном уровне товарности в хозяйствах населения. Более высокая товарность наблюдается в ЛПХ, занимающиеся производством продукции животноводства.

В целях устойчивого развития необходима государственная поддержка ЛПХ, которые могут освоить и более успешно диверсифицировать нерентабельные для крупных предприятий производства продукции. Полной занятости населения способствует активизация хозяйственной деятельности потребительской кооперации и интеграционные процессы с другими организационно-правовыми формами предприятий (организаций), формами хозяйствования и собственности.

По нашему мнению, расширение производств в ЛПХ требует привлечения заёмных средств для приобретения техники, семян, средств защиты растений и животных, скота, птицы, строительства помещений и бюджетного финансирования.

Развитие взаимовыгодных связей в интеграционных процессах на договорной основе создает для хозяйств населения более широкие возможности по сбыту продукции, интеграция с перерабатывающими предприятиями, позволяет осуществлять займы финансовых ресурсов и погашать их продукцией. Все это имеет актуальное значение и необходимо для хозяйств населения, граждан и жителей села, повышения уровня заработной платы, доходов и покупательной способности населения сельских территорий.

На современном этапе хозяйства населения характеризуются низким уровнем производительности труда и его эффективности из-за слабой материально-технической базы и применения ручного труда женщин, пенсионеров и подростков, который не производителен по сравнению с крупно-товарным производством.

Товарность большинства продуктов хозяйств населения за исключением мяса и молока сократилась и колеблется в пределах 4-10% в общем объёме производства, а мяса и молока на уровне 19-25 процентных пунктов. Это свидетельство выполнения ЛПХ функции продовольственного обеспечения и их потребительского характера деятельности. В условиях сокращения в стране объёмов производства сельскохозяйственной продукции подсобные хозяйства вносят существенный и значимый вклад в продовольственное обеспечение сельского населения. При росте товарности (доли реализованной продукции) хозяйств населения их значение могло бы возрасти, то есть необходима государственная помощь и поддержка в организации цивилизованных рынков сбыта производимой ими продукции.

Поддержка ЛПХ является целевой стимулирующей функцией, что позволяет владельцам более эффективно работать в сельскохозяйственных предприятиях. Развитие организованных каналов рынка сбыта аграрной продукции на основе интеграции с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, кооперации и дотирования продукции под определённые программы, которые принимаются в регионах для реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий, имеет важное значение для устойчивого развития сельских территорий и хозяйства населения.

Устойчивое развитие ЛПХ на основе увеличения объёмов сельскохозяйственного производства для реализации продовольственной безопасности страны окажет влияние на стабильность в сельских территориях, обеспечит повышение уровня занятости, доходов и улучшит качество жизни сельского населения.

Система государственной поддержки ЛПХ, специализирующихся на производстве животноводческой продукции, должны быть направлены на строительство животноводческих помещений и их оборудования, приобретение племенного молодняка животных, поддержку государством непосредственно личных хозяйств.

Взаимовыгодное экономическое сотрудничество хозяйств населения с крупными хозяйствами, выполняющими роль интеграторов, и стимулирование интеграционных процессов и кооперации с хозяйствующими субъектами продуктовых подкомплексов АПК в регионах России обеспечит продовольственную безопасность и устойчивое развитие сельских территорий и хозяйств населения.

По нашему мнению, интенсивное развитие кооперационных и интеграционных процессов невозможно без принятия законодательных актов господдержки и механизмов их реализации, разработки и принятия федеральных и региональных программ, всемерного развития различных видов кооперации: кредитной, сервисной, страховой, снабженческо-сбытовой и других. Кооперативный сектор в настоящее время развивается замедленными темпами и не вносят существенного вклада в эффективное ведение агропромышленного производства.

Основные факторы, определяющие необходимость развития кооперации:  неразвитость системы закупки, хранения, первичной и глубокой переработки, реализации сельскохозяйственной продукции; несовершенство экономических взаимоотношений между производителями, переработчиками сырья, поставщиками средств производства и системы торговли, способствующих увеличению доли посреднических структур; низкие закупочные цены и качество, ведущие к неконкурентоспособности продукции в сравнении с импортной; раздробленность и малые размеры форм хозяйствования, возрождение забытых народных промыслов и ремесел.

По нашему мнению, необходима разработка Государственной программы развития кооперации в АПК. Основная цель этой программы – обеспечение устойчивого развития кооперативного сектора, повышение его роли в стабилизации агропромышленного производства и защите экономических интересов всех сельхозтоваропроизводителей.

Считаем, создание и развитие эффективной производственной инфраструктуры рынка возможно только за счет кооперирования всех хозяйствующих субъектов. Без инфраструктуры рынка хозяйствующие субъекты не смогут стать полноправными экономическими агентами, не решив задачи сбыта, хранения, переработки и реализации продукции, компенсации затрат.

Заключение. На основе проведенного обобщения и анализа изучаемой проблемы можно сделать следующие выводы:

- динамичное развитие кооперации невозможно без принятия государственных программ поддержки кооперативного движения и различных видов кооперативов, оказания им стартовой поддержки и организация помощи во всех аспектах деятельности;

- хозяйствующим субъектам малого и среднего агробизнеса, хозяйствам населения недоступны меры господдержки в виде льготного кредитования, субсидирования из-за отсутствия залогового имущества, низкой доходности, обуславливающей необходимость объединения форм хозяйствования на основе сельскохозяйственной кооперации и интеграции;

- возникла настоятельная необходимость разработки государственной программы развития кооперации в АПК с целью стабилизации агропромышленного производства и защиты обеспечения устойчивого развития кооперативного сектора, повышения экономических интересов сельхозтоваропроизводителей и хозяйств населения;

- для обеспечения эффективности интеграционных процессов в АПК необходима разработка примерных положений о порядке и условиях интеграции различных групп предприятий и хозяйств населения на общепринятых принципах кооперации;

- наиболее целесообразной представляется кооперативная форма организации крупнотоварного производства, переработки и реализации продукции, производственного обслуживания, финансирования и кредитования с оптимальным сочетанием и ведением индивидуального предпринимательства, созданием сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм;

Эффективное и интенсивное развитие интеграции и -кооперации в агропромышленной сфере с участием хозяйств населения невозможно без действенной системы господдержки, разработки нормативно-правовой и законодательной базы, всестороннего развития кооперации и интеграции, обеспечения условий устойчивого экономического роста и развития всех хозяйствующих субъектов аграрного и межотраслевых секторов экономики с целью устойчивого развития хозяйств населения и сельских территорий, реализации продовольственной безопасности и независимости страны.

 

References

1. Federal Law "On personal subsidiary farming" dated 07.07.2003 No. 112-FZ // Consultant reference system. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43127 / (accessed 05/26/2023)

2. Strategy for sustainable Rural Development for the period up to 2030 Consultant. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/2844094b7ba6e57e91fd5bb036ee91d9f6727238 / (accessed 05/26/2023)

3. The Great Russian Encyclopedic Dictionary. - M.: BRES, 2005

4. Venikov V.A. Transient electromechanical processes in electrical systems. - M.: Nauka, 1976

5. Belyaev Yu.K., Bogatyrev V.A. Reliability of technical systems. - M.: Radio and communications, 1985

6. Veklenko V., Zolotareva E. The problem of sustainability of agricultural production // Agro-industrial complex: Economics, management. 2002. № 10

7. Dictionary of Cybernetics / edited by V.S. Mikhailevich. - M., 1989

8. Our common future / Report of the International Commission on Environment and Development: translated from English / ed. Evteeva S.A., Peresvet R.A. - M.: Progress, 1989. - 376c.

9. Agenda for the XXI century - 1992. URL: www.un.org/esa/sustdev/documents/Agenda21/

10. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Adopted by the UN General Assembly on September 25, 2015. - 44 p -

11. Ushachev I.G. Sustainable development of the agro-food sector: main directions and problems / in the book. Sustainable development of the agro-food sector as the most important socio-economic stability of Russia / Materials of the 2nd Congress. - M., 2006

12. Bautin V.M., Kozlov V.V. Problems of sustainable development of agriculture in rural areas. - M., 2006

13. Komarov V.I. Economic problems of the food industry on the threshold of the XXI century: development strategy. - M., 1999

14. Petrikov A. Sustainable development of rural areas in Russia and research directions // Agroindustrial complex: Economics, management, 2001

15. The main directions of the agri-food policy of the Government of the Russian Federation for 2001-2010. // Inform. the bulletin. 2007. № 1 - 2

16. Federal law "On the development of agriculture" // Rural life. 2007. № 6

17. Davydyants D.E., Agarkova L.V. On the issue of sustainability of the development of the fruit and vegetable subcomplex // Economic Bulletin of Rostov State University. 2007. Volume 5. No. 4. Part 2. - pp. 96-100


Login or Create
* Forgot password?