Obschestvennaya palata Murmanskoy oblasti (Predsedatel')
Murmansk, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The fight against extremist manifestations requires proper legal regulation and uniform law enforcement practice, careful study and proper methodological support. The paper reveals the peculiarities of law enforcement practice in cases of administrative offenses on propaganda or public display of Nazi paraphernalia or symbols. Based on the provisions enshrined in the strategic national interests, it is concluded that improving the legal regulation of the prevention of extremism is a key area of ensuring state and public security, in connection with which, the work formulated relevant proposals to minimize illegal actions of an extremist orientation, including among young people
National Security Strategy of the Russian Federation, propaganda of Nazi paraphernalia or symbols, public display of Nazi paraphernalia or symbols, extremist activity, extremism
Об основах публичной политики уже ранее шла речь в публикациях автора [18-22]. В рамках данной публикации пойдет речь о такой важной составной части обеспечения национальной безопасности как политика противодействия экстремизму.
В Основном законе нашей страны [1] нашли свое отражение фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества, безопасности страны, дальнейшего развития России в качестве правового социального государства, где высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан РФ. В Указе Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ» [6] отмечается, что «только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов РФ, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития».
Отметим, что ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях [3] (далее – КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) дано в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» – это, в том числе пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. В ст. 13 указанного Закона закреплен запрет на распространение, производство или хранение экстремистских материалов в целях их распространения. Также запрет пропаганды и публичного демонстрирования указанных выше объектов установлен в ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [5].
Заметим, что объективная сторона состава рассматриваемого правонарушения могут составлять публичное выставление, показ, вывешивание, изображение нацистских атрибутики и символики, атрибутики и символики, сходных с ними до степени смешения, воспроизведение нацистских или сходных с нацистскими до степени смешения приветствий и приветственных жестов, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации (Постановление Верховного Суда РФ от 08.02.2011 N 64-АД11-1 [24]).
Конституционный Суд РФ в Определении от 23.10.2014 N 2480-О [26], обращаясь к вопросу о недопустимости демонстрации нацистской атрибутики или символики, отмечал, что само по себе использование нацистской атрибутики (символики) - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны; это предполагает право законодателя принимать меры в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В качестве такой необходимой охранительной меры выступает административная ответственность по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, за нарушение запрета на использование указанной символики с целью противодействия нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне. Данное регулирование предполагает применение мер административного принуждения к гражданам, если они своими виновными действиями создают угрозу обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, нарушают права и свободы других лиц.
Рассмотрим некоторые особенности квалификации противоправных действий по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
11.10.2023 г. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга арестовал правозащитника Алексея Соколова по обвинению в публичной демонстрации символики, признанной в РФ экстремистской организацией. Поводом для протокола стало размещение логотипа Facebook (Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская) на сайте «Правозащитники Урала». Заметим, что обычно по подобным делам суды ограничиваются штрафом в размере до двух тысяч рублей. Арест по обвинению в демонстрации логотипа запрещенной сети – первый случай.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» произведен осмотр расположенного по URL-адресу: http://pravo-ural.ru, сайта Информационно-правового центра «Правозащитники Урала», где в виде товарного знака социальной сети Facebook размещена ссылка на страничку Информационно-правового центра «Правозащитники Урала» в указанной социальной сети, расположенной по URL-адресу: https://www.facebook.com/Pravo.urall96/. Согласно представленных сведений, указанный сайт «Правозащитники Урала» зарегистрирован и модерируется Соколовым А.В., являющимся директором ассоциации «Содействие в правовой защите населения «Правовая основа».
Обратим внимание, что деятельность Instagram и Facebook в России признана экстремистской и запрещена (Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская). Тверской районный суд Москвы 21.03.2022 вынес решение по делу N 022473/2022 [23] о том, что компания Meta Platforms Inc., которой принадлежат «Инстаграм», «Фейсбук» и «Вотсап», считается экстремистской организацией и ее деятельность в России запрещена. В резолютивной части решения суда указано: «Запретить деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов - социальных сетей Facebook и Instagram на территории РФ по основаниям осуществления экстремистской деятельности». Оговорка: «Настоящее решение не распространяется на деятельность мессенджера WhatsApp компании Meta ввиду отсутствия функций по публичному распространению информации» (Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская). Пользоваться ими возможно, но с рядом ограничений, в частности, юридическая ответственность может наступить за размещение рекламы или платежи данным площадкам.
Таким образом, продолжение работы в Facebook и Instagram может привести к привлечению к юридической ответственности (уголовной и административной). Например, если на сайте компании останутся кнопки или другие ссылки на запрещенные соцсети, то правоохранительные органы могут квалифицировать это как нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами). К ответственности могут привлечь за использование логотипов, запрещенных соцсетей в публичных источниках.
Если упомянуть запрещенные соцсети и саму компанию в публичных источниках без указания, что они являются экстремистскими, то за это может быть применена ответственность по ч. 2 ст. 13.15 КоАП РФ (распространение информации об организации, включенной в опубликованный перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2]).
Кроме того, в связи с признанием компании экстремистской нельзя переводить ей деньги, например, платить за рекламу своей компании в Facebook (Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская). Это могут квалифицировать как финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 Уголовного кодекса РФ [4], далее – УК РФ).
Так, Соколов А.В., в нарушение положений Федерального закона N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице сайта «Правозащитники Урала», доступной для просмотра неопределенному кругу лиц, осуществил публичную демонстрацию символики в виде товарного знака социальной сети Facebook - американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc., тем самым Соколов А.В. совершил публичное демонстрирование символики экстремистской организации, запрещенное федеральным законом.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, признает, что цель административного наказания в виде предотвращения совершения новых правонарушений в данном конкретном случае может быть достигнута путем назначения Соколову А.В. наказания в виде административного ареста. Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд признал Соколова А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного ареста на срок 5 суток.
Особое значение исследуемый вопрос играет в местах лишения свободы.
Заметим, что нередко пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами имеет место в местах лишения свободы. При всей неочевидности проблемы экстремизма в местах лишения свободы и относительно низком числе осужденных, отбывающих наказание за преступления рассматриваемой категории, достаточно большая часть тюремного населения вовлечена в запрещенную идеологическую деятельность.
Учеными проведен контент-анализ 200 постановлений судов общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3 КоАП РФ, в отношении лиц, занимавшихся пропагандой и осуществлявших публичное демонстрирование нацистской символики при отбывании наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях [9, с. 621]. Распространенная среди осужденных тюремная атрибутика (татуировки) сегодня значительно деформируется, приобретая профашистское содержание. Большинство осужденных не ассоциируют подобные изображения с запрещенной идеологией, демонстрируя вместе с тем несогласие с российскими законами, закоренелостью криминальных взглядов и отрицанием сотрудничества с правоохранительными органами.
Таким образом, экстремистская символика воспринимается некоторыми осужденными как знак кастового отличия среди тюремного населения и выражает негативистское отношение к требованиям позитивного права. Конституционный Суд РФ признал, что дифференциация раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях по различным основаниям, в том числе в зависимости от осуждения к лишению свободы впервые или при рецидиве преступлений, направлена среди прочего именно на «снижение влияния уголовных традиций на процесс исправления, обеспечение безопасности осужденных» [27].
Согласимся с мнением, что «установление нелегальных знаков отличия в среде осужденных неизбежно приводит к усилению стратификации среди них, выделению неформальных лидеров, контролирующих действия других, или аутсайдеров, жизненные интересы которых могут быть ущемлены» [9, с. 612].
Участие в деятельности МОД «А.У.Е.», демонстрация соответствующей символики и атрибутики, соблюдение «воровских правил», культивирование устоев тюремной жизни, высказывания в поддержку МОД «А.У.Е.» и т.п. являются вызовом человечеству, в связи с особой опасностью для жизнедеятельности общества и существования правового социального государства. К «постулатам» криминальной (тюремной) субкультуры прямое отношение имели различные по значению для представителя «преступного мира» татуировки, в которых раскрывалась информация о самом носителе (лице), его роли в преступном сообществе, а также о его убеждениях [10, с. 48].
В символике криминальной субкультуры «А.У.Е.» имеются татуировки, содержание и смысл которых заключается в противодействии правопорядку и существующим правовым нормам, общепринятым правилам поведения. Носители подобных татуировок фанатично верят в единственно правильный для них вариант жизнедеятельности, основой которой является отрицание правопослушной жизни, активная реализация преступного образа жизни, использования жаргонного (воровского, тюремного) стиля общения и передачи информации и др. Для членов МОД «А.У.Е.» характерны средства коммуникации, направленные на подражание образу жизни уголовных авторитетов [10, с. 48-49] .
Рассмотрим материалы дела № 5-181/2023 от 15.09.2023 г. [11] о демонстрации запрещенной символики в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области. В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области при осмотре подследственного Воронина В.С., содержащегося в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области выявлены на теле перманентные рисунки (татуировки) схожие с символикой экстремисткой организации «А.У.Е.», запрещенной на территории РФ. Рапортом оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Мурманской области от 10.07.2023 доложено об установлении на теле подследственного Воронина перманентных рисунков (татуировок) в виде двух восьмиконечных звезд, схожих с символикой движения «А.У.Е.», признанной в РФ экстремисткой организацией.
Как следует из материалов проверки, в период с 26.05.2023 по 23.06.2023 Воронин В.С. осуществлял публичную демонстрацию указанных перманентных рисунков (татуировок) другим осужденным при помывке в бане учреждения, а также в камере ФКУ СИЗО-1, тем самым, публично продемонстрировал нацистскую атрибутику и символику, сходную с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения. Воронин В.С. демонстрировал указанную символику другим лицам неоднократно.
В деле № 5-25/2023 от 28.09.2023 г. [12] 23 сентября 2023 года в 21 час 50 минут Елагин К.А., находясь в отряде № 2 в ФКУ ИК-7 УФСИН России, осуществил демонстрацию татуировки на левом предплечье в виде «восьмиконечной звезды», схожих с символикой экстремистской организации «А.У.Е.», лицам, которые находились с ним в одном помещении, в том числе гражданам ФИО3, ФИО4. Решением Верховного Суда РФ от 17.08.2020 г. по делу № АКПИ20-514с [28] международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» признано экстремистским и его деятельность на территории РФ запрещена.
Восьмиконечная равнолучевая звезда с ромбовидными черно-белыми лучами, расходящимися от центра с ромбовидными черно-белыми лучами («роза ветров», «звезда воров»), является символом международной экстремисткой организации «Арестантское уголовное единство» (А.У.Е.). Елагин К.А. разместил изображение - восьмиконечную звезду - «воровскую звезду», на левом предплечье, не скрывая ее в повседневной жизни, в том числе в общественных местах, что подтвердил сам в своих объяснениях.
Примерами экстремистской деятельности следует рассматривать деятельность Общественного движения «Штабы Навального». Так, в деле № 7-16583/2022 от 23.09.2022 г. [13] установлено, что 04.08.2022 г. установлен факт размещения Россом С.Г. в сети «Интернет» в социальной сети «Instagram» на своей странице пользователя, находящейся в открытом доступе с возможностью просмотра неограниченным кругом лиц, публикации (поста) с демонстрацией символики экстремистской организации – Общественного движения «Штабы Навального», деятельность которой в РФ запрещена на основании решения Московского городского суда от 09.06.2021 г. по делу № 3а-1573/2021 [30]: графического изображения в виде восклицательного знака красного цвета на белом фоне в синей рамке, являющегося логотипом проекта запрещённой в России организации «Штабы Навального» - «Умное голосование», публичное демонстрирование которого запрещено.
Общественное движение «Штабы Навального», целью которого являлись изменение основ конституционного строя, дискредитация органов власти и проводимой ими внутренней и внешней политики, формирование общественного мнения о необходимости смены власти в РФ, занималось информационным проектом «Умное голосование», символика которого идентична символики, размещённой Россом С.Г. на своей странице в социальной сети «Instagram» и доступной для неограниченного круга лиц.
В деле № 7-16126/2023 от 11.07.2023 г. [14] выяснено, что 04.07.2022 г. в помещении нотариальной палаты при просмотре социальной сети «Facebook» по адресу: Https//www.Facebook.com/lyaskinNN, принадлежащей гр. Ляскину Николаю Николаевичу, выявлен факт демонстрации символики запрещенной экстремистской организации – общественного движения «Штабы Навального», а именно изображение восклицательного знака охристо-оранжевого цвета на белом фоне в синей рамке, которое является логотипом проекта «Умное голосование» указанной организации.
Представляет интерес в свете рассматриваемых примеров, демонстрация экстремистской символики в сети Интернет.
В деле №5-87/2023 от 20.02.2023 г. [15] *** прокуратурой Первомайского АО г. Мурманска по результатам проведенной проверки выявлено, что *** в 23.13 часов Кузнецов Н.С., находясь по месту жительства по адресу: *** к публикации указанного сообщества под названием *** разместил комментарий, содержащий изображение с нацисткой символикой, а именно изображение крюкового креста, с которого свисает латинская буква *** совершив таким образом публичное демонстрирование указанной символики.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Кузнецов Н.С. при изложенных обстоятельствах совершил публичное демонстрирование нацистской символики, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.3 КоАП РФ.
По делу № 5-434/2023 от 05.10.2023 г. [16] установлено, что 08.03.2023 г. находясь по месту работы: <адрес>, воспользовавшись личным мобильным телефоном, подключенным к сети Интернет, Акобян А.А. осуществил вход в социальную сеть «Вконтакте», где на «стене» своей персональной страницы «Тёма Акобян», электронный адрес https://vk.com/, разместил публикацию с фотоизображением, на котором изображено кондитерское изделие (торт) на боковой поверхности которого имеется надпись в виде аббревиатуры «А.У.Е», после чего указанные материалы стали доступны для просмотра, копирования и иного массового распространения неопределенному кругу лиц из числа пользователей социальной сети «Вконтакте». Как мы отмечали выше, что решением Верховного Суда РФ от 17.08.2020 г. по делу N АКПИ20-514с [28] международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» признано экстремистским и его деятельность на территории РФ запрещена.
Для предупреждения указанных выше нарушений, депутатами Государственной Думы разработан Проект Федерального закона N 1064108-7 «О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях» [17].
Законопроект разработан в дополнение к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в котором предлагается запретить публичное демонстрирование на территории РФ изображений лиц, признанных виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах, за исключением случаев, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.
В настоящий момент действующая редакции ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Сегодня свободно продается и изготавливается на заказ через различные сайты в сети «Интернет» разнообразная сувенирная продукция (футболки, блузки, статуэтки, фотокарточки с личной подписью и т.д.) с изображениями военных преступников времен Великой Отечественной войны.
Законопроектом предлагается внести изменения в ст. 20.3 КоАП РФ, установив ответственность за публичное демонстрирование на территории нашей страны изображений лиц, признанных виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала и наказания главных военных преступников Нюрнбергского трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников Нюрнбергского трибунала либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, публичное демонстрирование которых запрещено федеральными законами.
Законопроект направлен на недопущение героизации вышеназванной категории лиц на территории нашей страны, понесшей многомиллионные жертвы в период Великой Отечественной войны в борьбе с режимом фашистской Германии и ее союзников
К нашему большому сожалению, данный Законопроект отклонен. Причины отклонения Законопроекта нашли свое отражение в Официальном отзыве Правительства РФ от 16.10.2020 г. № 9619п-П4 [29] – «реализация законопроекта может повлечь увеличение нагрузки на должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, что потребует увеличения их штатной численности и, соответственно, дополнительных бюджетных расходов».
На основании изложенного можно сделать вывод, что борьба с экстремистскими проявлениями требует надлежащего правового регулирования и единообразной правоприменительной практики, тщательной проработки и надлежащего методического сопровождения.
Исходя из положений, закрепленных в стратегических национальных интересах, совершенствование правового регулирования предупреждения экстремизма – ключевое направление обеспечения государственной и общественной безопасности. В связи с чем, возможно сформулировать предложения по минимизации противоправных действий экстремистской направленности:
1. Выделение средств федерального бюджета на финансирование Законопроекта № 1064108-7 «О внесении изменений в статью 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях», поскольку он направлен на недопущение героизации вышеназванной категории лиц на территории нашей страны, понесшей многомиллионные жертвы в период Великой Отечественной войны в борьбе с режимом фашистской Германии и ее союзников и внесет свой значительный вклад в противодействие пропаганде либо публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики.
2. Чтобы развеять заблуждения о правомерности отдельных экстремистских проявлений, в молодежной среде необходимо четкое уяснение запрета пропаганды либо любой публичной демонстрации нацистской атрибутики или символики, деятельности экстремистских организаций (положения Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ), кроме тех случаев, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.
3. Молодежи четко следует разъяснять правовые нормы о противодействии экстремизму, в частности: Федерального закона от 25.07.2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федерального закона от 19.05.1995 N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»; Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ; Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ; Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности РФ»; Указа Президента РФ от 29.05.2020 N 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года» [7], Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц» [8] и др.
4. Важно научному сообществу совместно обучающимися на регулярной основе анализировать судебные акты высших судебных органов (Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ (например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» [25], а также примеры правоприменительной практики в анализируемой области. Важное значение здесь могу играть ресурсы, где размещаются конкретные судебные акты, например, поиск решений судов общей юрисдикции возможен на сайте судебныерешения.рф; судебные акты судов общей юрисдикции sudact.ru и др.).
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyy internet-portal pravovoy informacii http://www.pravo.gov.ru (data obrascheniya 15.01.2024)
2. Federal'nyy zakon ot 25.07.2002 N 114-FZ (red. ot 28.12.2022) «O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti» // Rossiyskaya gazeta, N 138-139, 30.07.2002.
3. Kodeks RF ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 25.12.2023) // Rossiyskaya gazeta, N 256, 31.12.2001.
4. Ugolovnyy kodeks RF ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 25.12.2023) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. N 25. St. 2954.
5. Federal'nyy zakon ot 19.05.1995 N 80-FZ (red. ot 13.06.2023) «Ob uvekovechenii Pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941 - 1945 godov» // Rossiyskaya gazeta, N 99, 24.05.1995.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 «O Strategii nacional'noy bezopasnosti RF» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2021. N 27 (chast' II). St. 5351.
7. Ukaz Prezidenta RF ot 29.05.2020 N 344 «Ob utverzhdenii Strategii protivodeystviya ekstremizmu v Rossiyskoy Federacii do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. N 22. St. 3475.
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.08.2015 N 804 (red. ot 01.11.2022) «Ob utverzhdenii Pravil opredeleniya perechnya organizaciy i fizicheskih lic, v otnoshenii kotoryh imeyutsya svedeniya ob ih prichastnosti k ekstremistskoy deyatel'nosti ili terrorizmu, i dovedeniya etogo perechnya do svedeniya organizaciy, osuschestvlyayuschih operacii s denezhnymi sredstvami ili inym imuschestvom, drugih yuridicheskih lic, a takzhe fizicheskih lic» // Rossiyskaya gazeta, N 181, 17.08.2015.
9. Egorova, T.I. Obespechenie ideologicheskoy bezopasnosti v mestah lisheniya svobody / T. I. Egorova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. - 2022. - T. 13, № 3. - S. 617-628.
10. Kiyaykin, D. V. K voprosu ekspertnogo issledovaniya materialov, imeyuschih otnoshenie k propagande ili publichnomu demonstrirovaniyu nacistskoy atributiki ili simvoliki, atributiki ili simvoliki, shodnyh do stepeni smesheniya s nacistskoy atributikoy ili simvolikoy, a takzhe atributiki ili simvoliki, shodnyh do stepeni smesheniya s atributikoy ili simvolikoy mezhdunarodnogo obschestvennogo dvizheniya «A.U.E.» / D. V. Kiyaykin // Vestnik Samarskogo yuridicheskogo instituta. - 2023. - № 1(52). - S. 47-53.
11. Postanovlenie Oktyabr'skogo rayonnogo suda g. Murmanska po delu № 5-181/2023 ot 15.09.2023 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
12. Postanovlenie Kostromskogo rayonnogo suda Kostromskoy oblasti po delu № 5-25/2023 ot 28.09.2023 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
13. Postanovlenie Moskovskogo gorodskogo suda po delu № 7-16583/2022 ot 23.09.2022 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
14. Postanovlenie Moskovskogo gorodskogo suda po delu № 7-16126/2023 ot 11.07.2023 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
15. Postanovlenie Pervomayskogo rayonnogo suda g. Murmanska po delu №5-87/2023 g. ot 20.02.2023 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
16. Postanovlenie Dzerzhinskogo rayonnogo suda g. Yaroslavlya po delu № 5-434/2023 g. ot 05.10.2023 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
17. Proekt Federal'nogo zakona N 1064108-7 «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 20.3 Kodeksa RF ob administrativnyh pravonarusheniyah» : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : Konsul'tantPlyus (data obrascheniya 15.01.2024)
18. Rasheva, N. Yu. Pravovye osnovy antikorrupcionnogo prosvescheniya v Rossii: napravleniya sovershenstvovaniya / N. Yu. Rasheva // Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. - 2023. - T. 1, № 3(105). - S. 44-55.
19. Rasheva, N. Yu. Organy prokuratury kak sub'ekty antikorrupcionnogo prosvescheniya: napravleniya sovershenstvovaniya zakonodatel'stva / N. Yu. Rasheva // Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. - 2023. - T. 13, № 7-1. - S. 7-20.
20. Rasheva, N. Yu. Organizaciya sistemy antikorrupcionnogo prosvescheniya cherez potencial obrazovatel'nyh uchrezhdeniy / N. Yu. Rasheva // Advances in Law Studies. - 2023. - T. 11, № 3. - S. 26-30.
21. Rasheva, N. Yu. Pravovye osnovy protivodeystviya korrupcii v sisteme organov prokuratury (na primere organov prokuratury Murmanskoy oblasti) / N. Yu. Rasheva // Advances in Law Studies. - 2022. - T. 10, № 1. - S. 31-35.
22. Rasheva, N. Yu. Napravleniya sovershenstvovaniya ugolovno-pravovoy politiki gosudarstva v sfere protivodeystviya korrupcii / N. Yu. Rasheva // Advances in Law Studies. - 2022. - T. 10, № 3. - S. 26-30.
23. Reshenie Tverskogo rayonnogo suda g. Moskvy po delu N 022473/2022 ot 21.03.2022 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
24. Postanovlenie Verhovnogo Suda RF N 64-AD11-1 ot 08.02.2011 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : Konsul'tantPlyus (data obrascheniya 15.01.2024)
25. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 28.06.2011 N 11 (red. ot 28.10.2021) «O sudebnoy praktike po ugolovnym delam o prestupleniyah ekstremistskoy napravlennosti» // Rossiyskaya gazeta, N 142, 04.07.2011.
26. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 23.10.2014 N 2480-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Murashova Vladimira Alekseevicha na narushenie ego konstitucionnyh prav stat'ey 6 Federal'nogo zakona «Ob uvekovechenii pobedy sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941 - 1945 godov», stat'ey 1 Federal'nogo zakona «O protivodeystvii ekstremistskoy deyatel'nosti» i stat'ey 20.3 Kodeksa RF ob administrativnyh pravonarusheniyah» : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : Konsul'tantPlyus (data obrascheniya 15.01.2024)
27. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27.03.2018 № 840-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Zhulusova Evgeniya Viktorovicha na narushenie ego konstitucionnyh prav st. 1, 9, ch. 2 st. 73 i ch. 2 st. 80 Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa RF» : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : Konsul'tantPlyus (data obrascheniya 15.01.2024)
28. Reshenie Verhovnogo Suda RF po delu № AKPI20-514s ot 17.08.2020 g. : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)
29. Oficial'nyy otzyv Pravitel'stva RF ot 16.10.2020 g. № 9619p-P4 na Proekt Federal'nogo zakona N 1064108-7 «O vnesenii izmeneniy v stat'yu 20.3 Kodeksa RF ob administrativnyh pravonarusheniyah» : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : Konsul'tantPlyus (data obrascheniya 15.01.2024)
30. Reshenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 09.06.2021 g. po delu № 3a-1573/2021 : [Elektronnyy resurs] : [Rezhim dostupa] : sudebnyeresheniya.rf (data obrascheniya 15.01.2024)