Abstract and keywords
Abstract (English):
The questions of loyalty increasing as most important condition of organization eff ective activity and key employees keeping are considered in this article. Distinctions in staff motivation at various areas of economy are revealed. Questions of personnel safety are considered. Various techniques of personnel loyalty diagnostics, and the programs of loyalty development in the organization are given, the role of HR services in the loyalty management is analyzed. It is off ered to unite eff orts of HR services, security services, marketing divisions in the loyalty management.

Keywords:
loyalty, motivation, loyalty diagnostics methods, loyalty development programs, requirements, personnel safety, organization efficiency.
Text

Уже вряд ли у кого возникают сомнения в том, что залогом успешной работы организации является эффективный персонал. Более того, на современном этапе человеческие ресурсы рассматриваются в качестве не только ключевого актива организации, способного к саморазвитию, отличающегося своей индивидуальностью и неповторимостью, но и ее основного конкурентного преимущества. По данным исследований группы компаний «Институт тренинга — АРБ Про», в сфере управления человеческими ресурсами руководители 180 компаний на первое место поставили задачу «сохранения» ключевых сотрудников, на второе — повышение качества кадрового состава и на третье — сохранение лояльности сотрудников [1, с. 35].

Как показывает практика, когда во главе организации стоят руководители, четко понимающие потребности и ожидания своих работников и проводящие политику, направленную на их удовлетворение, вероятность успешной работы такой организации весьма велика. Как подобрать, воспитать и удержать преданных, талантливых сотрудников, которые не будут уходить из компании, унося с собой накопленный опыт, а порой и коммерческие секреты? Ведь потенциальный ущерб, который могут нанести организации сотрудники, по оценкам ряда специалистов, превышает вред от всех других угроз. Поэтому проблема лояльности становится весьма острой, а может быть, самой главной для компаний.

В современной российской практике наряду с руководителями, которые имеют достаточно четкое представление о лояльности и ищут пути ее обеспечения, много и других, которые не вполне четко понимают важность данной проблемы, а чаще всего ее просто недооценивают.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

В 1970-е гг. как за рубежом, так и в России произошел всплеск интереса к исследованию субъективных факторов, характеризующих трудовую деятельность. Особенно это касалось психологов и, в частности, промышленных социологов: они стали активно изучать вопросы лояльности, удовлетворенности, вовлеченности, мотивации персонала.

Наибольший вклад в исследования удовлетворенности трудом внесли Э. Локк [2], Д. Мейер и H. Ален, П. Мучински, Дж. Гринберг, Р. Бейрон, Р. Канунго и др. В СССР работы по изучению трудовой мотивации проводились под руководством В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, А.А. Русалиновой.

References

1. HR praktiki i krizis. Otchet po issledovaniyu GK «Institut treninga - ARB Pro». 2009.

2. Locke E. The Nature and Causes of Job Satisfaction / Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago, 1976.

3. Blanchflower D., Oswald A. Well-being over time in Britain and the USA. Journal of Public economics. 2004. V. 88. № 7-8.

4. Kristensen N., Johansson E. New edivence on cross - Country Differences in Job Satisfaction using anchoring Vignetles. Labor Economics. 2008. № 15.

5. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Republikatsiya na osnove 2-go izd. http://vidall.agava.ru

6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Republikatsiya na osnove 4-go izd. - M.: Az'', 1992.

7. Brokgauz F.A., Efron I.A. Entsiklopedicheskiy slovar'. Republikatsiya na osnove t. 55. - Yaroslavl': Terra, 1992.

8. Novyy frantsuzsko-russkiy slovar'. - M.: Russkiy yazyk media, 2004.

9. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar'. - M.: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 2003.

10. Baranskaya S.S. Problema etimologii ponyatiya «organizatsionnaya loyal'nost'». Vestnik KGU im. Nekrasova. - 2012. - T. 16. - № 2.

11. Muchinski P. Psikhologiya, professiya, kar'era. - 7-e izd. - SPb.: Piter, 2004.

12. Bondarenko E.A. Obespechenie korporativnoy bezopasnosti organizatsiy posredstvom sovershenstvovaniya sistemy upravleniya konfliktami. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk (Seriya «Ekonomika»). - 2009. - № 2.

13. Entsiklopediya gosudarstvennogo upravleniya v Rossii. Republikatsiya na osnove t. 2. - M.: Izd-vo RAGS, 2005.

14. Meyer J.P., Allen N.J. Testing the «side bet theory» of organizational commitment: Some methodological considerations, Jornal of Applied Psychology, 1984. Vol. 69. № 3.

15. Bednenko A. Termometr loyal'nosti. Sluzhba kadrov i personal. - 2010. - № 9.

16. Kharskiy K.V. Blagonadezhnost' i loyal'nost' personala. - SPb.: Piter, 2003.

17. Baranskaya S.S. Metodika izmereniya loyal'nosti. Psikhologicheskie issledovaniya: Elektron. nauch. zhurn. - 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru 0421100116/0008

18. Faybushevich S.I. Otsenka loyal'nosti sotrudnikov. Elitarium: Tsentr distantsionnogo obrazovaniya (www.elitarium.ru)

19. Dominyak V.I. Izmerenie loyal'nosti: deystvuyushchaya model'. Personal-Miks. - 2004. - № 2,3.

20. Mel'nikova N.N. Diagnostika trudovoy motivatsii. Mel'nikova N.N., Polev D.S. Sovremennaya psikhodiagnostika v izmenyayushcheysya Rossii: Sb. tez. Vseros. nauchn. konf. / otv. red. N.A. Baturin. - Chelyabinsk: Izd-vo YuUr GU, 2008.

21. Vitman D.S. Motivatsii i stabil'nost' personala v organizatsii: Dis. … kand. psikhol. nauk. - SPb., 2004.

22. Uspenskaya E., Afonina M., Udalova A. Atmosfera loyal'nosti. Spravochnik po upravleniyu personalom. - 2011. - № 7.

23. Belbin R. Meredith. Management teams. Why they succed of tail. : Heinemann. 1981; Team roles at work. Oxford: Buttes worth. Heinemann, 1993.

24. Gaudzh P. Issledovanie motivatsii personala. - Dnepropetrovsk, 2008.

25. Myakinchenko O. Otsenka effektivnosti metodov upravleniya loyal'nost'yu sotrudnikov kompanii. Upravlenie personalom. - 2008. - № 10.

26. Mansurov R.E. Kak otsenit' loyal'nost' personala kompanii. Upravlenie personalom. - 2008. - № 3.

Login or Create
* Forgot password?