THEORETICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL STRUCTURES IN THE FIELD OF CONSUMER COOPERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Consumer cooperation is an example of an effective association of economic entities on a voluntary basis to ensure access to necessary and high-quality goods and services, based on the principles of guaranteed equality of rights and opportunities for all its participants. The article examines the interpretation of the concepts of “cooperation” and “consumer cooperation” from the point of view of the frequency of relative citation of their essential and functional characteristics.

Keywords:
cooperation, consumer cooperation, socially oriented economic entities, social protection of the population, relations between commodity producers
Text

Потребительская кооперация является примером эффективного объединения таких форм хозяйственной деятельности, как коммерческое предпринимательство и социально-ориентированные корпоративные структуры. Основываясь на принципах самоуправления и социальной ответственности, потребительская кооперация способствует развитию справедливого и устойчивого общества. При этом вопросы повышения эффективности и конкурентоспособности деятельности потребительской кооперации по-прежнему остаются актуальными.

За более чем столетний период развития потребительских кооперационных объединений, характеристики и особенности их хозяйственной деятельности существенно преобразились. Именно поэтому теоретические основы развития кооперации находятся в фокусе современных исследователей. Вопросам формирования и развития кооперативных предпринимательских структур посвятили свои труды такие отечественные и зарубежные ученые-исследователи, как Аверьянова Е.В., Ковалева Т.С., Корнеева Е.О., Лукичев П.М., Парфенова В.Е., Погодина О.В., Смирнов С.В. [1]., Артемова Е.И., Плотникова Е.В. [2]., Иголкина В.В. [3]., Костина М.Е., Клюев А.А. [4]., Сирбиладзе К.К. [5]., Ткач А.В. [6], Carr-Saunders A.M. [7]., Lorenz T. [8]., Skuk A. [9]., van der Linden M. [10].

При этом, существующие в научной литературе сущностные характеристики определения «потребительская кооперация», как правило, включают слишком широкие и абстрактные элементы, не позволяющие идентифицировать «потребительскую кооперацию» как неотъемлемую часть кооперационных объединений, обладающую собственными функциональными характеристиками, что обуславливает необходимость анализа и систематизации трактовок понятия «потребительская кооперация» в научной литературе.

Начнем с рассмотрения более широкого понятия «кооперация». Наибольшей относительной цитируемостью (около 70%), среди рассмотренных нами определений, обладает следующая сущностная характеристика понятия «кооперация», а именно – объединение людей на добровольной основе. Данный аспект присутствует в трактовке как отечественных, так и зарубежных авторов и демонстрирует качественное отличие кооперации от иных форм ведения хозяйственной деятельности. Добровольная основа поведенческой мотивации физических лиц относится не только к процессу вступления в кооперационное объединение, но и к процессу выхода из него (таблица 1).

Таблица 1 – Анализ трактовок понятия «кооперация» в научной литературе

Следующий, по степени цитируемости, аспект отражает функциональное назначение кооперации, а именно такую цель добровольного объединения людей, как «достижение общих хозяйственных результатов» – около 50% трактовок термина содержат указанный элемент, что свидетельствует о важности достижения синергетического эффекта и эффекта масштаба в результате кооперации субъектов хозяйствующей деятельности.

Встречаются, также, как более общие характеристики, такие как «улучшение социально-экономических и культурных условий жизни» (частота цитирования указанной характеристики около 20%), так и более узкие, отражающие непосредственный экономический эффект от кооперационного объединения, а именно «повышение экономической эффективности производства», с частотой цитирования не более 10%.

Среди распространенных целей объединения участников в кооператив около 30% авторов выделяют непосредственное улучшение материального и социального положения лиц, объединяющихся в кооперацию, пропорционально долям участия.

Помимо этого, около 20% трактовок содержат принципы управления кооперационным объединение, которые базируются на равноправии и демократических началах.

И лишь один из авторов проанализированных работ в качестве неотъемлемого критерия эффективности деятельности кооперации приводит важность соблюдения баланса между ролями бизнеса, цель которого получение положительного финансового результата по итогу ведения своей хозяйственной деятельности и ассоциацией, специализирующейся на защите интересов участников и получении положительно социального эффекта.

Далее проанализируем экономическое содержание термина «потребительская кооперация» являющегося производным от более широкого понятия «кооперация» (таблица 2). В 30% трактовок присутствует элемент социальной ориентированности субъекта экономики, т.е. это – общества нацеленные, непосредственно, на решение социальных задач и проблем общества, являясь одной из форм социальной защиты населения. Ряд зарубежных источников дополняют определение «потребительской кооперации» функциями социальной защиты не только населения, но и охраны здоровья, а также защиты окружающей природной среды (частота относительного цитирования не более 10%), тем самым расширяя функциональное назначение потребительской кооперации.  

Стоит отметить, что по мнению 10% авторов, потребительская кооперация формирует транскультурные и транснациональные связи и является одним из системообразующих элементов процесса глобализации экономики.

Таблица 2 – Анализ трактовок понятия «потребительская кооперация» в научной литературе

 

Авторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики

термина

«потребительская кооперация»

Артемова Е.И., Плотникова Е.В. [2].

Иголкина В.В. [3].

Костина М.Е., Клюев А.А. [4].

Сирбиладзе К.К. [5].

Ткач А.В. [6].

Carr-Saunders A.M. [7].

 

Lorenz T. [8].

Skuk A. [9].

van der Linden M. [10].

Аверьянова Е.В., Ковалева Т.С., Парфенова В.Е., Погодина О.В. и др. [1].

Число цитирований характеристики «потребительская кооперация»

Относительная цитируемость характеристики «потребительская кооперация», %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Устранение информационной асимметрии между продавцом и покупателем

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

2

20%

Социально-ориентированный субъект экономики

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

3

30%

Сочетает в себе хозяйственные и социальные функций

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

1

10%

Социальная защита населения

 

 

 

 

+

 

 

+

+

 

3

30%

Формирование транснациональных и транскультурных связей

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

1

10%

Защита окружающей среды и охрана здоровья

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

1

10%

Стратегия потребителей

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

1

10%

Источник: составлено автором

 

По результатам проведенного анализа и систематизации полученных результатов приведем авторский вариант трактовки термина «потребительская кооперация», который предлагаем определить как объединение субъектов экономики на добровольной основе для обеспечения доступа к необходимым и качественным товарам и услугами, основанного на принципах гарантированного равенства прав и возможностей для всех его участников.

References

1. Averyanova E.V. Methodological recommendations for the development of cooperation (student and agricultural consumer cooperatives) [Text] / E.V. Averyanova, T.S. Kovaleva, E.O. Korneeva, P.M. Lukichev, V.E. Parfenova, O.V. Pogodina, S.V. Smirnov // under the general editorship of O.P. Chekmarev, E.V. Averyanova - St. Petersburg: SPbGAU. - 2013. - pp. 25-26.

2. Artemova E.I. Development of agricultural cooperation in the Krasnodar Territory [Text] / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova E.V. // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 4(27). - Pp. 42-43.

3. Igolkina V.V. Evaluation of the results of the activities of consumer cooperation organizations and its improvement: dis. ... kan. ekon. nauk: 08.00.05 [Text] / V.V. Igolkina // VENTA Publishing House-2. - 2010. - 150 p.

4. Kostina M.E. The role of the consumer cooperation system in the development of wholesale food markets in the Krasnodar Territory [Text] / M.E. Kostina, A.A. Klyuev // Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference "Cooperation and sustainable development". - Moscow. - 2023. - pp. 112-122.

5. Sirbiladze K.K. Consumer cooperation in the conditions of digitalization of the economy: the current state, advantages and disadvantages [Text] / K.K. Sirbiladze // New consumer cooperation - a driver of food import substitution and socio-economic well-being of the Russian village. Materials of the All-Russian Scientific and practical conference. - 2019. - pp. 74-79.

6. Suglobov A.E., Tkach A.V. Entrepreneurship in the system of consumer cooperation in Russia // Economic and humanitarian sciences. - 2020. - No. 7 (342). - pp. 102-113.

7. Carr-Saunders A.M. Consumers' co-operation in Great Britain; an examination of the British co-operative movement [Text] / A.M. Carr-Saunders // London: G. Allen & Unwin. - 1938. - 562 p.

8. Lorenz T. Co-operatives in Ethnic Conflicts. Eastern Europe in the 19th and early 20th Centry [Text] / T. Lorenz // Berliner Wissenschafts-Verlag. - Berlin, 2006. - 384 p.

9. Skuk A. «Definire gli obiettivi della nostra politica regionale e quelli strategici nazionali del Movimento per gli anni 80» [Text] / A. Skuk // Opening presidential speech to arccer. - Regional Association of Emilia Romagna Consumer Co-operatives. - II. - Regional Congress, Rimini. - 1979.

10. van der Linden M. A Global History of Consumer Co-operation since 1850 [Text] / M. van der Linden, M. Hilson, S. Neunsinger, G. Patmore // by Koninklijke Brill nv, Leiden, The Netherlands. - 2017. - 877 p.


Login or Create
* Forgot password?