Abstract and keywords
Abstract (English):
The article illustrates uniqueness of verbal behavior of a recruiter and an interviewee during the job interview through implementation of verbal tactics of “small talk”. Linguistic features of four main types of this tactics are defined and described (conversation about vacation and free time; conversation about hobbies; conversation about family; conversation about the past). It is found that while having small talk the job seeker may demonstrate personal attributes as well as professional qualities, motivation and life principles. The usage of the tactics allows HR manager avoiding socially desirable answers and making the right choice within the limited period of time.

Keywords:
strategic analysis, small talk, specialized tactics, interview, HR manager, job seeker.
Text

Как известно, «жанры делового общения определяются различными конвенциональными формами, ситуациями и, прежде всего, целями его участников». Интервью по найму является ярким примером «эксплицитной целенаправленности», когда «цели интервьюера и интервьюируемого дополняют друг друга» [3, c. 239–240]: рекрутер с помощью различных вербальных действий должен определить, подходит ли кандидат на данную должность, а соискатель, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы собеседник выбрал именно его кандидатуру. В данной работе представлены результаты стратегического анализа относительно нового и еще не изученного вида дискурса – сферы поиска и подбора персонала, которая обладает уникальными чертами, выделяющими ее из ряда остальных типов деловой коммуникации.

Эмпирической базой для изучения послужили стенограммы записей интервью по найму, показанных в программе «Кадры решают» в период с 2010 по 2014 г. (показ каждого собеседования сопровождается комментариями эксперта кадрового рынка, специалиста по стилю и психолога). Владение навыками общения на собеседовании становится все более актуальным для каждого современного специалиста, в том числе и начинающего, что обусловливает несомненную практическую значимость исследования.

Наблюдения за речевым поведением коммуникантов на собеседовании показывают, что, несмотря на эксплицитный характер их целей, средства их достижения весьма имплицитны. Прежде всего, это касается интервьюера, который в соответствии со своим статусом играет доминирующую роль в диалоге. В процессе исследования были выявлены основные речевые тактики рекрутера, которые он актуализирует в рамках реализации своей главной стратегии – стратегии диагностики соискателя (дефиниция автора) [1, с. 297]. Данные тактики можно назвать специализированными так как они свойственны исключительно рекрутеру во время собеседования и соотносятся с методами проведения интервью по найму.

References

1. Ageeva J.V. Case-technology as a communicative tactics in recruiting. Evropejskij zhurnal social’nyh nauk [European Social Science Journal], 2014, no. 4, vol. 2, pp. 295-302 (In Russian).

2. Ahmanova O.S. Dictionary of linguistic terms. Moscow, URSS: Editorial URSS Publ., 2004. (In Russian).

3. Ratmajr R. Russian speech and market. Traditions and innovations in business and everyday communication. Moscow, Languages of Slavic Culture Publ., 2013. (In Russian).

4. Available at: http://www.superjob.ru/info/buttonpage.html

Login or Create
* Forgot password?