METHODOLOGY FOR DEVELOPING PRIMARY SCHOOLCHILDREN’S SKILLS TO PRODUCE NARRATIVE STATEMENTS WITH RESPECT TO AESTHETIC MERITS OF ORAL SPEECH
Abstract and keywords
Abstract (English):
Abstract. The paper describes the ascertaining experiment, aimed at evaluating the ability of primary schoolchildren to make oral narrative statements with consideration to aesthetic merits of spontaneous speech. The experiment has made it possible to reveal the true depth of the correspondent methodological problem and to elaborate the system of nursing the skills of generating texts with consideration to aesthetic merits of oral speech among the primary school pupils.

Keywords:
aesthetics of spontaneous speech, oral speech aesthetic criteria, narrative statements at primary school, narrations and essays.
Text

Обучение созданию текстов повествовательного характера занимает в начальной школе ведущее место. Умение представлять повествовательные высказывания с учетом эстетических качеств звучащей речи в форме устного сочинения (рассказа), пересказа, безусловно, повышает качество создаваемого текста: исчезает монотонность речи, которая притупляет восприятие, желание учащихся активно слушать и переживать рассказываемое. 

Однако в процессе работы над устными рассказами и сочинениями, как правило, мало внимания уделяется эстетической стороне создаваемого текста, поэтому младшие школьники плохо владеют представлением об эстетике звучащей речи, не знают, как:

  • пользоваться мелодикой тона;
  • расставлять логическое и эмоциональное ударения;
  • распределять темп, паузы;
  • использовать приемы вокализации.

Эксперимент по выявлению умений учащихся учитывать эстетические качества устной речи

В 2010/2011 учебном году нами был проведен эксперимент, позволивший выявить у младших школьников уровень сформированности умения учитывать при пересказе повествовательного текста эстетические качества устной речи. Эксперимент проходил в МБОУ СОШ № 25 г. Оренбурга. В нем участвовали 43 третьеклассника и 44 четвероклассника. 

Предполагалось, что ко времени проведения эксперимента у учащихся должны быть сформированы умения:

  1. подробно пересказывать тексты объемом 60–70 слов;
  2. логически излагать их;
  3. отбирать для пересказа адекватные языковые средства;
  4. произносить (вокализировать) текст с учетом использования выразительных средств.

Особое внимание обращалось на такое умение, как вокализация текста. Мы исходили из того, что при вокализации необходимо:

  • соблюдать интонационные паузы, логическое ударение, темп, мелодику тона, интенсивность речи;
  • использовать средства эмоциональной экспрессивности (гнев, испуг, нежность, обида, грусть, радость, удивление).

В ходе эксперимента было получено 174 повествовательных высказывания:

  • 87 повествовательных пересказов подготовленного и проанализированного текста на темы: «Морской цирк» (3-й класс); «Сапог великана» (4-й класс);
  • 87 устных повествовательных сочинений по подготовленному плану на темы: «Что я люблю рисовать» (3-й класс); «Моя мама» (4-й класс).
References

1. Kasatkin L.L., Klobukov E.V., Lekant P.A. Kratkiy spravochnik po sovremennomu russkomu yazyku: ucheb. posob. dlya vuzov / pod red. P.A. Lekanta. - 3-e izd., ispr. i dop. - M.: Vysshaya shkola, 2006.

2. Filippova O.V. Professional'naya rech' uchitelya: intonatsiya: ucheb. posob. - M.: Flinta; Nauka, 2001.

Login or Create
* Forgot password?