ON THE LEARNING OF NATURAL LANGUAGES BY PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE MULTICULTURAL ENVIRONMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper proves that the primary schoolchildren should start education from learning their own natural language. Such approach, the author argues, helps the primary schoolchildren to effectively learn Russian as the teaching language, stimulates their intellectual, spiritual, moral and aesthetic development and familiarizes them with the values of their ethnic culture. The special focus is given to the organizational aspects of ethnic languages teaching considering the realities of naturally bi-lingual (Russian-native) and multicultural environment.

Keywords:
multicultural education, primary school goals, polyethnic environment, ethnic self-consciousness, ethnic culture, standards of speech.
Text

Совместное обучение учащихся разных национальностей – один из факторов сближения и единения народов Дагестана, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других, проживающих на Северном Кавказе. Главная задача методистов и учителей Республики Дагестан – разработать научные основы преподавания родного языка, чтобы использовать их на практике в разных типах школ.

В национальных школах Дагестана у учащихся с первого же класса, а в отдельных случаях и до школы начинается процесс формирования национально-русского двуязычия. Однако в школах разных регионов и на разных ступенях обучения соотношение родного и русского языков различное. Поэтому каждый учитель должен осознавать, в какой школе он работает и какое место занимает в ней изучение языков.

Трудности при освоении русского языка учащимися национальных школ

Учащиеся национальных школ часто не имеют достаточной лексической подготовки по русскому языку – языку обучения. Фактически до овладения грамотой им нужно научиться понимать обращенную к ним русскую речь, правильно произносить все усваиваемые слова. У учащихся, слабо владеющих языком обучения, медленнее и хуже протекают процессы:

  • накопления знаний;
  • развития мышления;
  • расширения кругозора;
  • приобретения эрудиции.

Зачастую такие учащиеся запоминают понятия, не осознавая их сущности. Недостаточный запас слов, слабо развитая внутренняя речь препятствуют овладению такими умственными операциями, как анализ, синтез, обобщение. 

Что касается родного языка, то к этому времени учащиеся, как правило, достаточно хорошо владеют устной речью. На основе этого и строится процесс их обучения грамоте, чтению и письму.

References

1. Asadulaeva F.R. Obuchenie rodnym yazykam v shkolakh s mnogonatsional'nym sostavom uchashchikhsya - odin iz putey polikul'turnogo obrazovaniya. - Makhachkala - Pyatigorsk, 2000.

2. Asadulaeva F.R. Organizatsiya obucheniya rodnomu yazyku v gorodskikh shkolakh so smeshannym natsional'nym sostavom uchashchikhsya. - Makhachkala, 1995.

3. Asadulaeva F.R. Priobshchenie detey k natsional'nym istokam v mezhnatsional'nykh sem'yakh. - Karachaevsk, 1996.

4. Asadulaeva F.R. Priobshchenie sovremennykh shkol'nikov k natsional'noy kul'ture sredstvami rodnogo yazyka v protsesse obucheniya i vospitaniya. - Makhachkala, 2008.

5. Garunov E.G., Asadulaeva F.R. Obuchenie rodnym yazykam v nachal'nykh klassakh s mnogonatsional'nym sostavom uchashchikhsya. - Makhachkala, 1998.

6. Dmitriev N.K., Chistyakov V.M., Bakeeva Z.N. Ocherki po metodike prepodavaniya russkogo i rodnogo yazykov v tatarskoy shkole. - M.: Uchpedgiz, 1952. - 161 s.

7. Ushinskiy K.D. Rodnoe slovo: kniga dlya detey i roditeley /K.D. Ushinskiy. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. - V 2 t. - T. 2. - M.: Gos. uchebno-ped. izd-vo Ministerstva prosveshcheniya RSFSR, 1954.

8. Shcherba L.V. Yazykovaya sistema i rechevaya deyatel'nost'. - L.: Nauka, 1974.

9. Ekba N.B. Vzaimovliyanie yazykov i razvitie dvuyazychiya v natsional'noy shkole: posob. dlya uchitelya. - SPb.: Prosveshchenie, 1993.

Login or Create
* Forgot password?