from 01.10.2015 to 15.10.2018
St. Petersburg, Russian Federation
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
BBK 6740 Отрасли права
BBK 60 Общественные науки в целом
The community-oriented policing within the framework of UN peacekeeping operations was considered in the article. Emphasis is placed on the interaction of the police and civil society institutions in the implementation of the law enforcement function of a rule of law state as one of the necessary conditions for its creation and functioning. In the context of many types of interaction between public authorities and public, the partnership model and the concept of community-oriented policing were singled out separately. The definition of community-oriented policing is given and its constituent elements are considered within the framework of the functioning of the United Nations police in peacekeeping missions on a territory of states with a conflict and post-conflict environment. It is concluded that the mechanisms of interaction between the police and public during the implementation of the UN mandate on the territory of a hosting state have shown their effectiveness and can be used as models for effective cooperation between the police and society in the course of building and functioning of a rule of law state.
rule of law state, modern state, police, policing, community-oriented policing, partnership model of police and society cooperation, public trust in the police, United Nations, UN peacekeeping mission, UN police
Важнейшей задачей государств современного мира является обеспечение безопасности, устранение внутренних и внешних угроз правопорядку и общественному строю. Для решения этих задач в каждом государстве создается правоохранительная система [5; 6; 13], составной частью которой является полицейская система страны [9; 10; 11; 18].
В условиях современного мира функционирование полицейских систем претерпевает серьезные изменения, обусловленные глобализацией и техническим прогрессом: появляются новые направления деятельности полиции [19], международное сотрудничество полицейских разных стран становится атрибутом функционирования полицейских систем [20]; в реализации правоохранительной функции государства активное участие принимает общественность [4].
Полиция демократического правового государства может успешно решить поставленные перед ней задачи только при поддержке общественности [12]. Взаимодействие полиции и институтов гражданского общества, участие общественности в осуществлении правоохранительной деятельности являются условием формирования и чертой современного правового государства [3; 4 ;8]. Доверие населения полиции в современном мире выступает как важный критерий оценки эффективности ее деятельности [14, С. 68–74; 16, С. 70–91].
Как подтверждает опыт функционирования полицейских систем современных государств [7; 14; 15; 22], из множества существующих моделей взаимодействия полиции и институтов гражданского общества наиболее эффективной в рамках правового государства является партнерская модель. На реализацию именно партнерской модели взаимодействия правоохранительных органов и общественности ориентирует государства Организация Объединенных Наций при решении задач поддержания международного мира и безопасности [21]. В рамках операций по поддержанию мира ООН определяет общественно ориентированную деятельность полиции как одну из важных областей миротворческой деятельности.
Деятельность международной полиции ООН – составляющая миротворческих миссий ООН. Международная полиция ООН осуществляет свою деятельность в непосредственном взаимодействии с общественностью, поэтому воспринимается населением страны в большей степени не как военизированная организация, а как гражданская. Это имеет большое значение для постконфликтных государств, в которых, как правило, несмотря на отсутствие гражданских войн и крупных военных конфликтов, доверие населения к военизированным формированиям, участвующим в реализации правоохранительной функции государства, намного ниже, чем к органам полиции.
Для полицейских, направляемых в качестве советников, наставников и инструкторов в миротворческие операции ООН, разработаны нормативные акты. В их числе Руководство «Общественно ориентированная деятельность полиции в операциях ООН по поддержанию мира» [17], в котором большое внимание уделяется формам предоставления помощи полиции и других правоохранительных органов принимающего государства в реформировании, реструктуризации, перестройке и установление взаимодействия правоохранительных органов и населения. Результатом реформирования органов полиции принимающего государства ООН видится модель общественно ориентированной полиции, которая в современном мире уже продемонстрировала свою успешность [12; 20]. Общественно ориентированная деятельность полиции укрепляет связь между полицией и обществом, повышает доверие общественности к другим органам государственной власти.
В миротворческих миссиях ООН формируются подразделения международной полиции на региональном и миссионном уровне, деятельность которых направлена на реализацию концепции деятельности полиции, ориентированной на общество. В генеральном штабе миротворческих миссий введена профессиональная должность офицера, отвечающего за деятельность подразделений, осуществляющих полицейскую деятельность, и организацию работы полиции в рамках концепции общественно ориентированной полиции.
Деятельность полиции ООН в операциях по поддержанию мира коренным образом отличается от работы подразделений, реализующих внутренние полицейские функции современного государства. Сотрудник полиции на службе в своем государстве действует в рамках национального правового поля с четко определенными полномочиями. Ему известны язык, культура и обычаи общества, ему хорошо знакомы коллеги, с которыми он выполняет служебные обязанности. Полиция ООН, деятельность которой развернута в постконфликтной среде, функционирует в незнакомой среде, в условиях, когда большинство (если не все) полицейских структур разрушено в ходе конфликтов и гражданских войн. К тому же деятельность полицейских ООН, по сравнению с деятельность национальной полиции внутри государства, характеризуется ограничением использования мер принуждения.
Деятельность полицейских ООН является моделью для органов полиции принимающего государства. Отсюда вытекают высокие требования, предъявляемые к ним. Благодаря стандартам и моделям функционирования полицейских ООН происходит унификация деятельности полиции разных государств. Деятельность международной полиции по наращиванию потенциала местных полицейских органов в ходе реализации мандата миссии позволяет выявить принципы, закономерности и механизмы взаимодействия правоохранительных органов и общественности, прошедшие проверку в постконфликтных условиях. Конфликтная и постконфликтная среда часто характеризуются широким распространением нарушений прав человека, слабой защищенностью граждан, ростом преступности, экстремизма и терроризма. При этом четко закрепленные правила социального взаимодействия и постоянно действующие органы государственной власти отсутствуют. В таких условиях общественно ориентированная деятельность полиции осуществляется в контексте стратегии поощрения общественности к сотрудничеству с полицией в сфере предупреждения преступности и борьбы с ней [1].
Концепция общественно ориентированной деятельности полиции основана на том, что полиция будет намного успешнее выполнять свои обязанности по защите общества, если само общество на её стороне. Привлекая к сотрудничеству общественность, полиция получает не только своевременную информацию о преступлениях, но и дополнительные человеческие ресурсы, моральную поддержку деятельности и уважение полиции. Эта стратегия подразумевает партнерское сотрудничество между полицией и обществом при решении задач обеспечения общественной безопасности.
Деятельность полиции, ориентированная на общественные интересы, уходит своими корнями в небольшие сельские общины, где полиция работает, а полицейские живут в том обществе, которому они служат. В такой ситуации полиция легко доступна для граждан, а полиция может использовать это как фактор для улучшения эффективности своей деятельности. При этом в некоторых африканских государствах сотрудники полиции, наоборот, живут в отдельно созданных для этих целей кварталах, выполняют свои служебные обязанности на закрепленной территории. Прямой зависимости эффективности деятельности полицейского от места его проживания не выявлено, а вот от доверия населения к органам полиции прямая зависимость есть. Эффективность реализации правоохранительной функции правового государства существенно возрастает.
Вопрос доверия населения к полиции является одним из основных в организации работы правоохранительных органов. Когда общественность вместе с полицией участвует в создании более безопасной среды, это повышает её доверие к полиции и позволяет представителям общественности больше полагаться на полицию в решении возникающих вопросов. Полиция эффективнее борется с преступностью, когда у нее есть информация, позволяющая сосредоточить ресурсы на конкретных людях, объектах или территории. Именно представители общественности могут предоставить эту информацию. Благодаря тесному взаимодействию с населением полиция может отличать невиновных законопослушных граждан от рецидивистов, вместе с общественностью выявлять очаги преступности. Получая информацию от населения по поводу его потребностей в правоохранительной сфере, полиция может выполняет свои функции точечно, без траты дополнительных ресурсов.
Общественно ориентированная деятельность полиции ООН широко апробирована в большинстве миротворческих операциях ООН (Среди них: Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово, Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре, Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали, Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго, Многопрофильная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Центральноафриканской Республике, Миссия Организации Объединенных Наций в Республике Южный Судан, Временные Силы Организации Объединенных Наций по Обеспечению Безопасности в Абьее, Вооруженные Силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на Кипре). Она помогает общественности принимающих государств в борьбе с этническими различиями и социальным неравенством, делая упор на социальную сплоченность общества.
Общественно ориентированная деятельность полиции ООН в операциях по поддержанию мира имеет несколько составляющих.
1. Консультации с общественностью.
На начальных этапах развертывания и функционирования миссии важно проведение совместных встреч с представителями общественности, чтобы получать на регулярной основе от них информацию о преступлениях, общественных беспорядках и действиях, вызывающих чувство социальной незащищенности. Проводя такого рода консультации, полиция показывает свою заинтересованность в заботе о потребностях отдельных граждан и тем самым устанавливает двустороннюю связь с целью определения приоритетности проблем и действий для их решений. Полиция ООН собирает информацию и проводит её анализ, консультируясь с заинтересованными сторонами – местными советами, государственными ведомствами, общественностью для выработки действенных решений, которые будут признаны всеми сторонами. Общественность знает намного больше о своих опасениях по поводу преступности и проблемах обеспечения общественной безопасности в своем районе, чем полиция.
Консультации с населением являются важным средством демонстрации того, что полиция служит обществу, реагируя на его потребности. Совместные консультационные встречи могут проводиться с разными представителями общественности, объединениями и группами, например, с представителями незащищенных слоев населения – женщин, детей – с целью выявления насильственных преступлений и преступлении сексуального характера против несовершеннолетних. Это могут быть встречи с представителями образовательных организаций, детских домов и приютов, общественными объединениями, созданными по географическому (например, молодежь района, города) или профессиональному (например, объединения такситов, владельцев малого бизнеса или апартаментов для сдачи) признаку. В ходе консультаций с обществом происходит его изучение и первичная корректировка программ осуществления общественно ориентированной деятельности полиции.
2. Реагирование на запросы общества.
В соответствии с установками ООН, полиция ООН всегда должна демонстрировать готовность и способность реагировать на потребности в безопасности отдельных лиц и групп, проживающих на конкретной территории. В соответствии с мандатом ООН её полиция готова к качественному реагированию на обеспокоенность населения принимающего государства по вопросам безопасности. Полиция ООН должна принимать во внимание мнение советы принимающего государства, обязана действовать профессионально, этично, справедливо, честно и беспристрастно. Последнее означает, что полиция ООН не должна занимать ни одну из сторон конфликта в государстве. В случае, если потребности общественности в сфере безопасности не могут быть удовлетворены согласно запросу в полном объеме, полицейские ООН должны информировать представителей общества об альтернативных средствах оказания помощи и решения проблем. Полиция ООН основывает свою деятельность на клиентоориентированном подходе.
К сотрудникам подразделений общественной полиции ООН предъявляются высокие требования как на уровне выполнения возложенных задач по реализации мандата, на уровне развития местных органов полиции, на уровне оказания содействия местным полицейским, например, в ходе осмотра места преступления.
Внимание уделяется и формированию доверия населения к органам национальной полиции путем организации совместного патрулирования территорий, находящихся в зоне развертывания миссии. Сотрудники полиции ООН откомандировываются на определенную территорию не меньше чем на шесть месяцев. Такой срок определен для того, чтобы местное население успело познакомиться с представителями ООН (и выучить их имена, и увидеть их в работе), которые будут выполнять свои задачи совместно с местной полицией.
Полицейские ООН, работающие в качестве патрульных офицеров, и полицейские, ориентированные на взаимодействие с представителями общества, являются основными субъектами оказания помощи населению и имеют самые тесные контакты гражданами и другими лицами. Эффективные усилия полиции, ориентированные на местное население, напрямую зависят от налаживания контактов между патрульными офицерами и членами общин, поскольку они служат связующим звеном между полицией и обществом. Для этого используются:
– экстренная связь с полицией (по телефону, лично или другими способами) для представителей общественности;
– чистые, комфортабельные приемные в полицейских участках, с возможностью круглосуточного приема сообщений о преступлениях от граждан;
– отдельные подразделения и особенный порядок принятия сообщений о преступлениях от лиц, подвергшихся сексуальному или связанному с полом насилию;
– профессиональная подготовка сотрудников полицейского участка к быстрому, разумному и с пониманием реагированию на просьбы со стороны общественности об оказании содействия;
– расположение отделов и подразделений таким образом, чтобы полицейским можно было быть ближе к местам проживания и работы людей, можно было оперативно связаться с полицией в случае необходимости (например, в непосредственной близости от лагерей для внутренне перемещённых лиц в условиях постконфликтной среды);
– знакомство с населением: офицеры «участковой» или «районной» полиции, за которыми закреплена определенная территория должны стать хорошо знакомыми обществу, заметными и легко доступными. Именно они устанавливают контакт между полицией и жителями определенной местности. Эти полицейские, ориентированные на местное население, знакомятся с проблемами безопасности, характерными для конкретного района, и совместно с общественностью разрабатывают соответствующие программы предупреждения преступности. У таких офицеров могут быть небольшие офисы в пределах их участков; они должны осуществлять патрулирование пешком или на велосипеде. Но в некоторых случаях, когда речь идет о личной безопасности самого полицейского (особенно в условиях конфликтной или постконфликтной среды) может быть использована специальная бронетехника или даже помощь военного компонента миссии. Но важным фактором остается открытость и доступность полиции, которая не может существовать в ходе «безмолвного» патрулирования и наблюдения с сиденья бронированного внедорожника;
– возложение на участковых полицейских обязанности по поддержанию регулярной связи с каждым жилым домом и предприятием в их районе: участковый должен всегда иметь информацию о потенциальных проблемах в сфере безопасности и быть готов дать совет по улучшению защиты населения.
– внедрение программ, помогающих жертвам оправиться от последствий преступлений, связанным с половой принадлежностью;
– внедрение программ, поддерживающих как потерпевших, так и свидетелей в контексте их участия в судебных и других официальных разбирательствах;
– возложение на непосредственных руководителей обязанности повторно связываться с людьми, обратившимися за помощью в полицию, чтобы узнать, удовлетворены ли они действиями полиции и тем, как с ними взаимодействовали;
– работа с уязвимыми слоями населения, регулярные визиты к ним сотрудников с целью видимого присутствия и создания чувства социальной защищенности;
– продвижение таких инициатив, как создание «государственных торговых центров в формате единого окна» – государственных центров помощи в районах, где представители различных государственных органов, включая полицию, будут доступны для открытого взаимодействия и реагирования на запросы общества;
– обеспечение перевода законов и правоприменительных актов на местные языки и обеспечение свободного доступа к ним представителей общественности.
3. Мобилизация общественности.
Это целенаправленные действия, которые полиция и правоохранительные органы, в числе которых может быть служба национальной безопасности, предпринимают для обеспечения того, чтобы общественность помогала им в защите членов общества и решении проблем, порождающих рост преступности, насилия или отсутствие безопасности в государстве. Полиция ООН должна активно оказывать содействие в организации общества, чтобы помочь ему бороться с преступностью и предотвращать ее. Сама общественность имеет достаточные ресурсы и полномочия влиять на поведение людей посредством неформального социального контроля по обеспечению соблюдения законов. Помощь может принимать различные формы: от предоставления информации о преступности и преступниках, организации участия представителей общества в качестве добровольцев в кампаниях по предупреждению преступности, пожертвования средств и оборудования, продвижения объединяющих и создающих условия мирного соседства программ и общественных проектов, внедрения мер самозащиты, до выступления в качестве медиаторов посредничества в спорах между общинами, племенами и даже общественными объединениями.
Для консультирования отдельных лиц и сообществ по вопросам предупреждения преступности полиция ООН должна способствовать проведению мероприятий различного рода, формальных или неформальных интерактивных форумов для общения, таких как совместные семинары между полицией и общественностью, публичные встречи и дни открытых дверей полиции, на которых представители общин могут обменяться мнениями по вопросам безопасности, представляющим взаимный интерес. Именно регулярные общие собрания в качестве инструмента укрепления доверия позволяют общественности высказать свои опасения и определить приоритеты, которые они хотели бы решить. Одновременно эти собрания в условиях конфликтной или постконфликтной среды сами по себе могут представлять угрозу безопасности, поэтому в ходе подготовки должным образом должна быть проведена оценка рисков. Чтобы выявить широкий спектр мнений, эти общественные форумы должны быть открыты для всех представителей общества. Часто требуется приложить особые усилия для обеспечения участия в этих мероприятиях таких групп населения, как этнические меньшинства, женщины и молодежь.
Полиция ООН может взаимодействовать с другими государственными органами в сфере здравоохранения, экологии, социальных вопросов и образования с целью устранения условий и факторов, способствующих распространению преступности и возникновению общественных беспорядков. В этом случае полиция может играть связующую роль между представителями общества и другими государственными структурами: для профилактики преступлений и насилия среди молодежи – с соответствующими департаментами Министерства образования и науки; для организации спортивных мероприятий, турниров, развлекательных и образовательных программ, рекламных кампаний – с Министерством по вопросам молодежи и спорта.
Полиция ООН имеет полномочия осуществлять переговоры с представителями деловых кругов с целью трудоустройства безработных представителей молодежи. При реализации инициативы по реинтеграции лиц, вовлеченных в военные конфликты, при поддержке местной общественности, деловых кругов и подразделений ООН полицейские могут выступить с предложением о запуске программ повышения квалификации и переподготовки для бывших комбатантов, ополченцев и их семей. Чтобы вернуть их к нормальной жизни и, значит, сделать общество безопаснее. Здесь необходимо отметить один из важных принципов, при котором, несмотря на все действия во время вооруженных столкновений и гражданских войн в прошлом, у гражданина есть возможность стать полноценным членом общества, приносящим ему взаимную пользу. В этом случае могут составляться списки лиц, ранее вовлеченных в военную деятельность, которые направляются для ознакомления руководству полицейских подразделений ООН.
Отдельное место в мобилизации общества занимает работа полицейских ООН со школами и образовательными организациями принимающего государства. В рамках этой деятельности акцент переносится с отдельных случаев противоправной деятельности на поиск новых способов решения проблем, связанных с молодежью, в масштабах всего общества. Именно молодежь, не имеющая доступа к образованию и возможности легального дохода, становится инструментом ведения войн и межобщинных вооруженных столкновений в условиях конфликтной и постконфликтной среды.
4. Решение повторяющихся проблем и проблемно ориентированный подход в полицейской деятельности.
Полицейская деятельность, ориентированная на общество, в первую очередь направлена на выявление и изменение условий, способствующих совершению преступлений, а не на реагирование на отдельно взятые повторяющиеся инциденты. Полиция ООН посредством полицейской деятельности, ориентированной на население, должна анализировать паттерны преступной деятельности и общественных беспорядков и согласно этому анализу корректировать свою деятельность, чтобы сосредоточить внимание на конкретных людях, объектах и территориях. Полиция ООН должна стремиться рассматривать преступления как группу проблем, которые необходимо решить, а не как отдельные события, не имеющие взаимосвязи друг с другом.
Полицейские ООН должны оказывать помощь местной полиции для расширения спектра проводимых профилактических мероприятий, посредством проведения обучающих семинаров, тренингов, программ обмена опытом с сотрудниками полиции принимающего государства.
Стратегия полицейской деятельности, ориентированная на местное население, создает внутри полиции атмосферу, способствующую совместному решению проблем и укрепляющую доверие общества к полицейской службе, что особенно важно в конфликтных и постконфликтных средах. Полицейская деятельность, ориентированная на решение проблем общества, ставит на первое место предупреждение преступности. Эта деятельность направлена на формирование знания о возможных способах предупреждения преступлений посредством консультирования с населением [2].
Общественно ориентированная деятельность полиции, основанная на доверии, уверенности, прозрачности, уважении и взаимопонимании, партнерстве с местными сообществами, может способствовать достижению общей цели по обеспечению безопасности определенной территории и решению проблем качества жизни.
Традиционно основными видами полицейской деятельности во всем мире являются патрулирование обслуживаемой территории и расследование преступлений. Эти традиционные стратегии реагируют на уже совершенные противоправные действия. Проблемно ориентированный поход включает в себя четыре составляющих: выявление повторяющихся проблем, анализ выявленных проблем, разработка планов по устранению этих проблем, с использованием ресурсов общественности и других государственных органов, а также оценка эффективности реализации планов.
Таким образом, общественно ориентированная деятельность полиции ООН в рамках операций по поддержанию мира свидетельствует о том, что существующие на практике механизмы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества при формировании и наращиванию потенциала ослабленных конфликтами и гражданскими войнами национальных органов полиции, а также стратегии партнерского взаимодействия при реализации правоохранительной функции принимающего государства, могут рассматриваться в качестве моделей взаимодействия полиции с институтами гражданского общества в рамках формирования и функционирования правового государства.
1. DPKO-DFS Guidelines on Police Operations in United Nations Peacekeeping Operations and Special Political Missions [electronic resource] // United Nations Peacekeeping - https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/4._rule_of_law_-_8_police_operations.pdf (date: 27.03.2023).
2. Introductory Handbook on Policing Urban Space (2011) [electronic resource] // United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) - https://www.unodc.org/pdf/criminal_justice/Introductory_Handbook_on_Policing_Urban_Space.pdf (date: 27.03.2023).
3. Lavrinovich K. I. The specifics of the implementation of the law enforcement function of the modern state based on the rule of law (on the example of the Russian Federation) // International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. Vol. 2. Beograd: Kriminalističko-policijska akademija, 2017. P. 261-267.
4. Nizhnik N. S. Police and civil society institutions: search for a vector of interaction in the field of combating crime // International Scientific Conference «Archibald Reiss Days» (2017; Beograd): Thematic Conference Proceedings of International Significance. Vol. 2. Beograd: Kriminalističko-policijska akademija, 2017. P. 241-251.
5. Abdulloev A. R. Pravoohranitel'naya sistema v usloviyah transformacii politiko-pravovoy organizacii sovremennogo gosudarstva (na primere Respubliki Tadzhikistan): Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2020.
6. Gevorkyan A. I. Pravoohranitel'naya sistema gosudarstva: specifika funkcionirovaniya v usloviyah globalizacii // Novelly prava i politiki 2017: Sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii: V 2 t. T. 1. Gatchina: Izd-vo GIEFPT, 2018. S. 184-188.
7. Lavrinovich K. I. Vzaimodeystvie institutov grazhdanskogo obschestva i policii v Finlyandskoy Respublike // Nedelya nauki SPbPU: Materialy nauchnogo foruma s mezhdunarodnym uchastiem. Gumanitarnyy institut. Ch. 2. SPB.: Iz-vo Politehn. un-ta, 2016. S. 191-193.
8. Medushevskaya N. F., Sigalov K. E. Formirovanie rossiyskogo grazhdanskogo obschestva: istoricheskiy i sociokul'turnyy faktory // Grazhdanskoe obschestvo v Rossii i za rubezhom. 2015. № 4. S. 11-14.
9. Nizhnik N. S. Policeyskaya sistema - strukturno-funkcional'nyy element pravoohranitel'noy sistemy gosudarstva // 210 let MVD Rossii: istoriya i sovremennost': Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii 21 sentyabrya 2012 goda. Ch. 1. SPb., 2013. S. 10-22.
10. Nizhnik N. S. Policeyskaya sistema kak element mehanizma realizacii pravoohranitel'noy funkcii gosudarstva // Sovershenstvovanie zakonodatel'stva o policii i policeyskoy deyatel'nosti: Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii, 2016. S. 21-27.
11. Nizhnik N. S. Policeyskaya sistema kak element pravoohranitel'noy sistemy sovremennogo gosudarstva // Aktual'nye problemy prava i pravoprimenitel'noy deyatel'nosti na sovremennom etape: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 19-20 sentyabrya 2013 g. / Pod obsch. red. V. A. Sosova. Krasnodar, 2013. S. 6-13.
12. Nizhnik N. S. Policiya i grazhdanskoe obschestvo: poisk vektora vzaimodeystviya // Policeyskaya deyatel'nost'. 2018. № 5. S. 52-66.
13. Nizhnik N. S. Pravoohranitel'naya sistema gosudarstva: soderzhanie i organizacionnoe oformlenie // Pravo i gosudarstvo: problemy metodologii, teorii i istorii: Materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii (17 maya 2019 g.) / Redkol.: L. V. Karnaushenko, A. A. Shvec, E. A. Pushkarev, N. Yu. Turischeva, N. A. Sheudzhen, V. N. Korotkih. Krasnodar: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii, 2019. S. 40-47.
14. Nizhnik N. S., Abdullo A. R. Pravoohranitel'naya sistema Respubliki Tadzhikistan: genezis i sovremennoe sostoyanie. Dushanbe, 2021. 476 s.
15. Nizhnik N. S., Lavrinovich K. I. Instituty grazhdanskogo obschestva - osnova sozdaniya pravovogo gosudarstva v Finlyandii // Grazhdanskoe obschestvo v Rossii i za rubezhom. 2018. № 2. S. 10-15.
16. Nizhnik N. S., Men'shikova N. S. Policiya i grazhdanskoe obschestvo v Rossii: vzaimodeystvie i sotrudnichestvo. SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2016. 202 c.
17. Obschestvenno orientirovannaya deyatel'nost' policii v operaciyah OON po podderzhaniyu mira [Elektronnyy resurs] // Policiya Organizacii Ob'edinennyh Naciy: oficial'nyy sayt - https://police.un.org/sites/default/files/manual-community-oriented-poliicing.pdf (data obrascheniya: 27.03.2023).
18. Stepanyan A. I. Policeyskie sistemy sovremennyh gosudarstv: osnovnye podhody k tipologii // Obschestvo i pravo. 2020. № 2(72). S. 155161.
19. Stepanyan A. I. Prediktivnaya analitika v prognosticheskoy deyatel'nosti policii sovremennyh gosudarstv // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 4(84). S. 43-50.
20. Stepanyan A.I. Transnacional'naya policeyskaya deyatel'nost' sovremennyh gosudarstv v usloviyah globalizacii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2022. № 1(93). S. 41-48.
21. Ustav OON [Elektronnyy resurs] // Organizaciya Ob'edinennyh Naciy: oficial'nyy sayt -https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/chapter-1(data obrascheniya: 27.03.2023).
22. Cheishvili M. V. Policiya Finlyandii: organizacionno-pravovye osnovy deyatel'nosti: Dis. … kand. yurid. nauk. M., 2001.