THE EFFECT OF LUBRICATING COMPOSITIONS CONTAINING FULLERENES ON THE WORKPIECE UPSETTING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The study objective is a comparative analysis of the effect of nano-additives in engine oil on reducing the friction factor during upsetting. The task to which the paper is devoted is to obtain lubricants with different concentrations of fullerenes (C60) and analyze comparative tests of lubricant compositions. Research methods: lubricating compositions are obtained by mixing on an ultrasonic dispersant in the laboratory of friction units for extreme conditions of IMASH RAS; experimental studies are carried out at MIREA – Russian Technological University using the laboratory complex "Metal Working Process. Computerized CNC Press" which implements upsetting. Novelty of the work: for the first time, the effect of different concentrations of fullerenes (C60) on the upsetting is studied. Study results: experiments are performed on the workpiece upsetting; the dependences of the force on the workpiece movement for the tested lubricants are obtained. The main conclusion of the study is that engine oil with the introduction of fullerenes reduces the resistance to deformation of the workpiece and the friction factor

Keywords:
fullerene, lubricating composition, force, engine oil, upsetting, friction factor
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

 

Осадка является распространенной кузнечной операцией в машиностроении, в процессе которой уменьшается высота заготовки при увеличении площади поперечного сечения [1-5]. Процесс осадки имеет схему (рис. 1), которая применяется для оценки напряженно – деформированного состояния. 

Для уменьшения влияния сил трения на результаты испытаний вводятся различные смазочные материалы между торцевыми поверхностями образца и опорными плитами. Однако полностью устранить силы трения и обеспечить в образце при испытании линейное напряженное состояние не представляется возможным, что является принципиальным недостатком испытаний на сжатие [6-7].

Для исследования использовались полусинтетическое моторное масло Mobil Ultra 10W-40 с добавкой наноразмерных частиц. Данный материал использовался как смазочная композиция. В качестве нанодобавки были испытаны порошки фуллеренов (С60) (рис. 2) производства Merck KGaA (г. Дармштадт, Германия). Процентное содержание добавки варьировалось. Максимальное содержание присадки в моторном масле не превышало 2%.

Рис.1. Схема осадки: H0, D0 - начальные

размеры заготовки, H1, D1 - размеры

заготовки после осадки

Fig. 1. Upsetting scheme: H0, D0 - initial

dimensions of the workpiece, H1, D1 –

dimensions of the workpiece after upsetting

 

Рис. 2. Фуллерен C60

Fig. 2. Fullerene C60

 

Целью настоящей статьи является сравнительный анализ влияния нанодобавки в моторном масле на снижение коэффициента трения в процессе осадки.

 

 

Методика перемешивания смазочной композиции

 

В жидкой среде частицы обладают способностью образовывать агломераты. С уменьшением размера частиц этот эффект увеличивается. Чем более тонкодисперсным является порошок, тем сложнее диспергировать агломераты до отдельных частиц.

Ультразвуковое диспергирование обеспечивает получение материалов сверхтонкой дисперсности.

Диспергирующее действие ультразвука связано с кавитацией [8] – образованием и схлопыванием полостей в жидкости. Схлопывание полостей сопровождается появлением кавитационных ударных волн, которые разрушают агломераты и приводят к равномерному распределению частиц.

 

 

УЗ диспергатор

 

Рис. 3. Ультразвуковой диспергатор:

1 – основание, 2 – стеклянный цилиндр,

3 – пьезоэлемент, 4 – прижимная гайка,

5 – плата генератора, 6 – заглушка

Fig. 3. Ultrasonic disperser:

1 - base, 2 - glass cylinder, 3 – piezoelectric

 element, 4 - clamping nut,

5 - generator board, 6 - plug

 

Схема УЗ диспергатора

Рис. 4. Плата генератора

Fig. 4. Generator board

 

 

Смазочную композицию, представляющую собой масляную суспензию фуллерена получали путем многократной обработки масляно–фуллереновой системы на ультразвуковом диспергаторе (рис. 3). На рис. 4 изображена плата генератора. Продолжительность одной ультразвуковой обработки, сопровождавшейся нагревом раствора до 60 – 70°С составляла 10 мин. Контроль качества перемешивания производился при помощи микроскопа МБС -10М, с увеличением х800 агломераты не наблюдались (рис. 5).

 

0,1 % фуллеренов

а)

0,2 % фуллеренов

б)

1 % фуллеренов

в)

2 % фуллеренов

г)

Рис. 5. Снимки смазочных композиций: a – моторное масло + 0,1 % фуллеренов, б – моторное масло + 0,2 % фуллеренов, в – моторное масло + 1 % фуллеренов, г – моторное масло + 2 % фуллеренов

Fig. 5. Pictures of lubricant compositions: a - engine oil + 0.1% fullerenes, b - engine oil + 0.2% fullerenes, v - engine oil + 1% fullerenes, g - engine oil + 2% fullerenes

 

Методика исследования

 

Эксперименты по осадке заготовки между опорными плитами проводились на цилиндрах (рис. 6), распечатанных на 3D – принтере с размерами:  

Рис. 6. Образец для испытаний

Fig. 6. Test sample

 

Процесс осадки реализован на учебном лабораторном комплексе «Обработка металлов давлением. Компьютеризированный пресс с ЧПУ» ОМД – 1 ЧПУ (рис. 7). Измерение усилия проводилось по отсчетным устройствам пресса. Погрешность измерения усилия составило  Смазка между торцевыми поверхностями образца и опорными плитами осуществлялась капельным способом.

 

Рис. 7. Учебный лабораторный комплекс

«Обработка металлов  давлением.

Компьютеризированный пресс с ЧПУ»

ОМД – 1 ЧПУ Fig.

7. Educational laboratory complex

"Metal forming. Computerized press

with CNC "OMD - 1 CNC

 

Результаты исследований и их обсуждение

 

При испытании записывающий механизм машины автоматически показывает диаграмму процесса осадки  – график зависимости между усилием и перемещением образца. При осадке получены образцы с большим поперечным размером при относительно малой высоте (~ 3 – 5 мм) (рис. 8 и 9).

Диаграмма процесса осадки цилиндра без смазочного материала представлена на рис. 10.

Из него следует, что на участке ОА выполняется закон Гука, на этом участке действуют упругие деформации. На участке АВ нарушается закон Гука, зависимость между силой и укорочением становится нелинейной. На графике горизонтальный участок ВС называемый площадкой текучести [9] показал, что образец сильно деформируется при постоянной нагрузке. СД – участок упрочнения, заготовка приобретает бочкообразную форму. Диаметр образца значительно увеличивается, а высота уменьшается. Участок ДЕ соответствует прекращению испытания.

Рис. 8. Заготовка после процесса осадки

Fig. 8. Billet after upsetting process

 

 

Рис. 9. Заготовки до и после процесса осадки

Fig. 9. Blanks before and after upsetting

 

 

Рис. 10. Зависимость усилия от перемещения без смазочного материала

Fig. 10. Force versus displacement without lubrication

 

 

Анализ диаграмм показал их отличие для смазочных материалов с различной концентрацией фуллеренов. Сопротивление заготовки снижается в результате влияния смазки с фуллеренами на тангенциальное трение между заготовкой и инструментом (рис. 11).

В результате действия силы пластического деформирования при сжатии и тангенциального трения между торцами осаживаемой заготовки и инструментом, заготовка приобретает бочкообразную форму. Показатель бочкообразности  оценивался по формуле [10] (рис. 12):

где - максимальный диаметр образца, - минимальный диаметр образца.

 

Рис. 11. Зависимость усилия от перемещения для испытанных смазочных материалов:

1 – без смазочного  материала, 2 – моторное масло, 3 – моторное

масло + 0,1 % фуллеренов, 4 – моторное масло + 0,2 % фуллеренов,

5 – моторное масло + 1 % фуллеренов, 6 – моторное масло + 2% фуллеренов

Fig. 11. Force versus displacement for tested lubricants: 1 - no lubricant, 2 - engine oil,

3 - engine oil + 0.1% fullerenes, 4 - engine oil + 0.2% fullerenes,

5 - engine oil + 1% fullerenes , 6 - engine oil + 2% fullerenes

 

 

Коэффициент трения определялся по формуле [8]:

где - степень деформации.

Таким образом, в результате проведённых испытаний было выявлено, что в одинаковых условиях процесса осадки добавка фуллеренов снижает коэффициент трения, что отражено на представленной диаграмме (рис. 13).

 

 

Рис. 12. Значения показателя бочкообразности:

A – без смазочного  материала, B – моторное масло,

C – моторное масло + 0,1 % фуллеренов, D – моторное

масло + 0,2 % фуллеренов, E – моторное

масло + 1 % фуллеренов, F – моторное масло + 2% фуллеренов

Fig. 12. Barrel index values: A - no lubricant,

B - engine oil, C - engine oil + 0.1% fullerenes,

D - engine oil + 0.2% fullerenes, E - engine

oil + 1% fullerenes, F - engine oil + 2% fullerenes

Рис. 13. Среднее значение расчетного

коэффициента трения: A – без смазочного 

материала, B – моторное масло, C – моторное

масло + 0,1 % фуллеренов, D – моторное

масло + 0,2 % фуллеренов, E – моторное

масло + 1 % фуллеренов, F – моторное

масло + 2% фуллеренов

Fig. 13. The average value of the calculated

coefficient of friction: A - without lubricant,

B - engine oil, C - engine oil + 0.1% fullerenes,

D - engine oil + 0.2% fullerenes, E - engine

oil + 1% fullerenes, F - engine oil + 2% fullerenes

 

Заключение


Таким образом, из анализа экспериментальных данных с лабораторного комплекса «Обработка металлов давлением. Компьютеризированный пресс с ЧПУ» ОМД – 1 ЧПУ следует, что моторное масло с введением фуллеренов снижает сопротивление деформированию заготовки и коэффициент трения.

References

1. Podskrebko MD. Resistance of materials. Minsk: Visshaya Shkola; 2007.

2. Vorontsov A. Free upsetting of hollow cylindrical workpieces. Handbook. An Engineering Journal. 2006;11(116):21-31. EDN HZQAVF.

3. Kukhar VD, Boyko OA. The effect of friction on the upsetting force of cylindrical workpieces. Izvestiya Tula State University. Technical Sciences. 2012;8:239-242. EDN PYMOSL.

4. Semenov EI. Forging and form pressing. Moscow: Machinostroenie. 1986;2.

5. Strugov SS, Ivanov VA, Sherkunov VG. Comparison of methods of stress-strain state estimation in the upset of a cylindrical workpiece. Bulletin of the South Ural State University. Series: Metallurgy. 2016:16(4):140-146. DOIhttps://doi.org/10.14529/met160416. EDN XDSKKP.

6. Gun GYa. Theoretical foundations of metal working process. Moscow: Metallurgy; 1980.

7. Kolmogorov VL. Mechanics of metal working process. Ukhta: Publishing house of USTU - UPI; 2001.

8. Vorozhtsov AB, Zhukov AS, Malinovskaya TD, Sachkov VI. Synthesis of dispersed metal oxide materials: monograph. Tomsk: TSU. Book 2, Plasmochemical method for obtaining titanium and zirconium oxides; 2014.

9. Vysotin AS, Kuznetsova EV. Analysis of the deformation field during tensile tests of flat parts with a concentric hole. Applied mathematics, mechanics and control processes. 2015;1:48-55. EDN WVIGFR.

10. Grudev AP. External friction during rolling. Moscow: Metallurgy; 1973.

Login or Create
* Forgot password?