Russian Federation
Russian Federation
This article provides an analysis of the image of Iran in the views of the Arab community, shows the reasons and preconditions for the prejudice of the Arabs towards the Iranians. The novelty of the article lies in the fact that, on the basis of rich factual material, the real opinions of representatives of the Arab political elites and ordinary people about the Iranians are shown.
Middle East, Iran, Saudi Arabia, regional leadership, source of conflict, Sunnism, Shiism, Shiitephobia
В современных условиях тема предубеждённости арабов по отношению к Ирану не теряет своей актуальности. Определённый облик Ирана во взглядах арабского сообщества складывался на протяжении многих лет под влиянием различных исторических, политических, религиозных и культурных факторов, что сейчас оказывает значительное влияние на течение диалога, который стремятся наладить государства.
На сегодняшний день отношения Ирана и арабских государств можно назвать натянутыми. Одной из причин тому является стремление Ирана к получению политического и религиозного первенства в регионе. Арабы-сунниты нередко высказывают мнение, что иранцев нельзя назвать истинными мусульманами, многие из них считают, что шиизм во многом представляет собой их предыдущую религию – зороастризм, в котором отражены некоторые факторы ислама. Таким образом, в кругах арабских суннитов нередко встречается такое явление как шиитофобия.
Для того чтобы понять, где находятся истоки у столь негативного образа иранцев в глазах арабов, стоит обратиться к прошлому Ирана. Современное государство Иран воспринимается арабами как преемник Ахменидского, Сасанидского и Сефевидского государства, а именно как государство-агрессор с захватнической политикой [9].
Иранцы же, напротив, гордятся былым величием своей родины, даже после Исламской революции и образования Исламской Республики Иран иранцы нередко обращаются к понятию «Большой Иран» и пытаются объединиться в союз с персоязычными странами или государствами, ранее входившими в состав иранских империй. По этой причине любое обращение к собственному историческому прошлому со стороны Ирана воспринимается арабами враждебно (см.: [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]).
Также стоит отметить тот факт, что историческое и культурное наследие Ирана насчитывало более тысячи лет к моменту возникновения ислама и началу зарождения арабской культуры. Это привело к столкновению двух культур, иранской и арабской, которые находились и находятся по сей день в процессе активного взаимовлияния. Но, вместе с тем, они по своей сути различны и самостоятельны.
Последствия этого столкновения находят отражение и в современности. Арабы склонны считать, что персы умаляют значение арабской цивилизации и их культурное наследие. В то же время арабы уверены, что именно благодаря им было положено начало активному развитию науки в Иране, так как на арабском языке писали многие поэты и учёные-теологи, чьи труды внесли большой вклад в развитие идей и ценностей ислама. Среди них, например, поэты иранского происхождения Башшар ибн Бурд (714-783) и Абу Навас (762-813), которые писали свои труды по-арабски, перенимая из арабской литературы определённые декоративные речевые элементы, поэтические жанры и правила метрики.
Стоит принять во внимание тот факт, что до 1979 г. отношения арабских стран и Ирана не были явно враждебными. Событием, которое стало поворотной точкой во взаимоотношениях двух государств, стала Исламская революция в Иране, которая поставила под вопрос лидерство Саудовской Аравии в исламском мире, а также являлась прямой угрозой национальной безопасности арабских стран Персидского залива, встревожив немалую долю шиитского населения этих стран.
Лидеры и сторонники Исламской революции рассматривали её как возвращение к традиционным ценностям ислама и торжество иранской культуры.
Особенно открыто Ираном критиковался режим правления Саудовской Аравии, саудовские политические лидеры обвинялись в коррупции и в отступлении от исламских ценностей.
Параллельно с этим в КСА развернули активную агитационную деятельность шиитские группировки, такие как «Хизбалла Хиджаза» и «Организация Исламской революции на Аравийском полуострове». Они призывали поддержать исламскую революцию в Иране и прекратить дискриминацию шиитов в стране. В период с 1979-1980 гг. шиитами было проведено более пятидесяти проиранских протестов, на которых выдвигались социально-экономические требования. Несмотря на то, что эти выступления в большинстве своём были мирными, на их подавление КСА направило отряды национальной гвардии.
Таким образом, одной из главных задач иранского политического шиизма на тот момент было распространение своей идеологии в государствах с шиитским населением. В таких условиях некоторые арабские страны и, в частности, Саудовская Аравия оказались в положении прямого противостояния с Ираном, так как отличительной чертой саудовского режима является защита консервативных мусульманских ценностей и стремление уберечь религию от «влияний современной жизни и особенно неисламских сообществ». Саудовцы считают, что любое нововведение это «абсолютно неприемлемое дополнение к «исконному» исламу» [10].
Неприязнь арабов к иранцам сильно усугубилась в последнее десятилетие, что связано со стремлением Ирана играть ведущую политическую роль в регионе, а также с рядом исторических, культурных, социальных и религиозных факторов.
Враждебное отношение арабов к иранцам можно отчетливо увидеть на примере СМИ. Если обратить внимание на арабские СМИ, блоги, форумы и комментарии арабов относительно иранцев, становится очевидным, что подавляющее большинство воспринимает Иран в негативном ключе.
В арабской прессе и литературе нередко можно встретить апелляцию к битве при Кадисии – решающему сражению между арабами-мусульманами и персами, в ходе которой арабам удалось захватить Сасанидский Иран в 637 г.
Часто в арабских СМИ по отношению к иранцам применяют такие термины, как огнепоклонник, маджус (слово арабского происхождения, использующееся для описания последователей зороастризма), аджам (это слово изначально обозначало представителей любых немусульманских народов, но позднее стало обозначением исключительно для персов, в арабско-русском словаре можно встретить толкование «перс», «неараб»).
К термину маджус, как правило, обращаются ваххабиты Саудовской Аравии и их приверженцы. Так, 20 июля 2013 г. в сюжете по телеканалу Аль-Джазира, Халед Мостафи – ярый сторонник Свободной армии Сирии обратился к этому термину, обвиняя Иран в поддержке режима Башара Асада. Он заявил, что: «иранцы – маджусы и неверные, и, в отличии от них, сирийцы произошли от курайшитов» [11].
24 сентября 2015 г. в предместье Мекки (долина Мина) во время ежегодного паломничества мусульман произошла массовая давка, что вызвало негативную оценку со стороны иранской общественности и властей. Тогда к данному термину обратился великий муфтий КСА, Абдул Азиз аш-Шейх, заявив, что иранцы – потомки маджусов, по этой причине запретил им совершать паломничество в Мекку.
Сами иранцы апеллирование к термину «маджус» считают неприемлемым, унизительным и воспринимают болезненно, так как подобные термины, по их мнению, не отражают действительность.
Говоря об отношении Саудовской Аравии к Ирану в наши дни, стоит отметить, что арабские элиты, как правило, крайне негативно оценивают политические, культурные и социальные взаимоотношения между двумя странами.
В 2015 г. организацией «AlJazeera centre for studies» был проведён ряд опросов среди представителей арабских элит [12]. В ходе него было проведено 860 телефонных интервью с представителями арабских экспертных сообществ, включая политиков, академиков, мыслителей и т.д. По результатам этого опроса выяснилось, что арабские элиты не только оценивают отношения с Ираном как негативные, но и не считают, что они могут улучшиться в ближайшие пять лет, более того, велик процент респондентов, считающих, что отношения ждёт неизбежное ухудшение.
Оценивая отношения между Ираном и арабским миром в целом, 90% опрошенных заявило, что арабо-иранские отношения хуже, чем должны быть и только 5% придерживались мнения, что отношения такие, какими должны быть.
Одной из самых серьёзных проблем в отношениях Саудовской Аравии и Ирана 39% респондентов назвали борьбу за политическое первенство в регионе, на втором месте по значимости – вмешательство Ирана в дела арабского мира, на третьем – разногласия в религиозной сфере, а на четвёртом – вмешательство западных стран.
Касаемо восприятия Ирана арабами большинство респондентов ответили, что негативное восприятие иранцев «очень распространено». Описывая взаимосвязь иранцев и арабов, большинство выразило мнение, что это «два совершенно разных народа, которые обладают лишь некоторыми схожими характеристиками».
Говоря о роли Ирана в арабском регионе за последние десять лет, респонденты оценили её как «негативную и несущую угрозу арабским интересам». 42% респондентов заявили, что опасаются усиления роли Ирана в регионе, в то время как 28% не имеют опасений.
Таким образом, большая часть опрошенных арабов считает, что отношения с Ираном претерпевают упадок и неуклонно движутся по пути нарастания напряжённости. С другой стороны, 69% опрошенных заявили, что поддерживают создание организации для поддержания безопасности в регионе между Ираном и арабскими странами.
Итак, если резюмировать данные, полученные в ходе анализа опросов, можно прийти к следующему выводу: несмотря на то, что представители арабских элит пессимистично настроены касаемо развития отношений с Ираном, они осознают важность поддержания безопасности и сотрудничества в политической, экономической, культурной и социальной сферах.
На первый взгляд, конкуренция арабских государств и Ирана сводится чисто к религиозному аспекту, а именно к противостоянию суннитов и шиитов. Однако, более глубоко проанализировав проблему, можно прийти к выводу, что конфессиональные различия являются лишь одной из многих составляющих в большом политическом конфликте.
В настоящее время облик Ирана транслируется арабскими медиа через призму предубеждений, недоверия и шиитофобии, что обусловлено напряженными отношениями Ирана с арабскими государствами, в частности с Саудовской Аравией, на внешнеполитической арене, а также исторически сложившимся многолетним соперничеством за первенство в культурной, религиозной и политической сферах.
Сейчас можно предположить, что чрезмерная подозрительность арабов по отношению к Ирану станет серьёзной преградой для государств в поиске точек соприкосновения.
Таким образом, государства сохраняют взаимное недоверие, политические элиты Саудовской Аравии продолжают видеть в Иране соперника, а во внешней политике Ирана видят «гегемонистские» стремления, что является серьёзной помехой на пути к диалогу.
1. Komleva N.A. Iran: geopoliticheskiy portret, 2016.
2. Mohammad M.D. Saudovskaya Araviya i Iran: analiz osnovnyh faktorov sopernichestva, 2001.
3. Azimov K.S. Shiitskiy faktor v otnosheniyah Saudovskoy Aravii i Irana, 2020.
4. Kuz'min V.A, Sokolov N.V. Protivostoyanie Saudovskoy Aravii i Irana na Blizhnem Vostoke v period "arabskoy vesny", 2017.
5. Kuz'min V.A, Sokolov N.V. Protivostoyanie Saudovskoy Aravii i Irana v zone Persidskogo zaliva v konce XX - nachale XXI vekov, 2017.
6. Frolov A.V. Faktor saudovsko-iranskih protivorechiy na Blizhnem Vostoke (Stat'ya I), 2016.
7. Melkumyan E.S. Irano-arabskaya konkurenciya v regione Blizhnego Vostoka i Persidskogo zaliva, 2015.
8. Isaev L. "Obraduy zhe ih nakazaniem muchitel'nym": geopoliticheskoe sopernichestvo Saudovskoy Aravii i Irana, 2016.
9. Kakov vzglyad arabov na Iran? // khabaronline [Elektronnyy resurs]. 2015. URL: https://www.khabaronline.ir/news/
10. Valiahmetova G.N. «Islamskiy faktor v mirovoy politike». Ekaterinburg, 2013. S. 32.
11. Strannoe otnoshenie predstavitelya svobodnoy siriyskoy armii // Oshidā [Elektronnyy resurs]. 2014. URL: http://oshida.ir/prtiqzaz. t1auz2bcct.html
12. Opinion Poll: “Arab Elites' Attitudes toward Arab-Iranian Relations and Iran’s Role in the Region” // Aljazeera center for studies [Electronic resource] https://studies.aljazeera.net/en/reports/2016/01/2016118124555639612.html (data obrascheniya: 10.01.2022)
13. Tarik Osman: Kak my ponimaem glavnuyu dilemmu iranskoy mysli i ee vzglyadov na arabov? // CNN [Elektronnyy resurs] URL: https://arabic.cnn.com/middle-east/article/2020/12/23/opinion-iran-dilemma (data obrascheniya: 10.01.2022)
14. «Iransko-saudovskiy konflikt: vzglyad Saudovskoy Aravii» // Belfercenter [Elektronnyy resurs] URL: https://www.belfercenter.org/publication/iran-saudi-conflict-saudi-perspective (data obrascheniya: 10.01.2022)
15. Sunnitsko-shiitskie vzaimootnosheniya v kontekste strukturnyh preobrazovaniy regiona blizhnego i srednego vostoka (1980-2015 gg.) URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006646828 (data obrascheniya: 18.02.2022)
16. Pochemu Iran i Saudovskaya Araviya stali zaklyatymi vragami » // BBC [Elektronnyy resurs] URL: https://www.bbc.com/russian/features-49716664 (data obrascheniya: 3.03.2022)
17. Stat'ya «Shiitskiy faktor v otnosheniyah Saudovskoy Aravii i Irana» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shiitskiy-faktor-v-otnosheniyah-saudovskoy-aravii-i-irana (data obrascheniya: 11.02.2022)
18. Saudovskaya Araviya osuzhdaet agressiyu Turcii i Irana na irakskoy zemle// Saudi arabia livejournal [Elektronnyy resurs] URL: https://saudi-arabia-ru.livejournal.com/3574289.html (data obrascheniya: 15.02.2022)
19. Saudovskaya Araviya osuzhdaet agressiyu Turcii i Irana na irakskoy zemle // Saudi arabia livejournal [Elektronnyy resurs] URL: https://saudi-arabia-ru.livejournal.com/3574289.html (data obrascheniya: 10.01.2022)