Russian Federation
The article discusses the distinctive features and characteristics of a modern teacher, the creativity of the teacher and his abilities in modern realities.
Teacher, creativity, features, modernity
Размышляя о сущности педагогического дела, Лев Толстой писал: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» [1, с. 68].
Подобное утверждение великого славянского мыслителя и интеллектуального авторитета дает основание полагать, что наши размышления о методологических основаниях развития современных образовательных систем, когда мы вступили в информационный, компьютерный век, не могут быть традиционны, тем более консервативны.
Творение личности педагога в современных реалиях имеет немало отличительных черт и особенностей, однако все больше авторов сходятся на том, что целью профессионального педагогического образования является сейчас не столько усвоение определенной суммы знаний как таковой, сколько овладение профессиональной деятельностью в целом во всех ее проявлениях и противоречиях.
Наблюдение реалий образования доказывает, что одно лишь овладение хотя бы и очень высоким уровнем знаний (специальных, психолого-педагогических и общих) не является достаточным гарантом того, чтобы стать хорошим учителем. Сносным учителем, при хороших намерениях и заурядных способностях, может быть каждый человек - так утверждают некоторые известные педагоги. Но ведь здесь идет речь не о заурядном учителе, а как минимум о хорошем, и даже очень хорошем учителе. Таким учителем все же не может быть каждый. Чтобы быть таким, следует, кроме всевозможных нужных для выполнения этой профессии знаний, иметь соответственные умения, дающие возможность эффективно реализовать дидактические и воспитательные функции, но, прежде всего, - соответствующую личностную структуру. Когда-то бытовали такие определения, как педагогический талант или призвание учителя. Сегодня эти понятия перестали быть модными. Однако, если нам хочется серьезно относиться к профессии учителя, то следует возвести ее в соответствующий социальный ранг, причем не только формально подойти к этому, но и начать обучение учителей с правильного подбора кандидатов на эту профессию [2, с. 13].
Современный учитель - это учитель креативный, т.е. творческий, так как только творческий учитель может эффективно развивать творчество учеников. Эта проблематика еще не нашла должного отражения в основных программах высшего образования, поэтому она должна найти место в программе курсов усовершенствования учителей и повышения квалификаций.
1. Tolstoy, L.N. Ped.soch. 2- e. izd. - L. N. Tolstoy. - M., 1953. S. 399
2. Nikandrov, N.D. Pedagogicheskoe tvorchestvo. M.: Pedagogika, 1990; N.D. Nikandro. - Mn.: BGPU. S.22