PRACTICE OF VOLUNTEERING IN CORRECTIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE CONTEXT OF SOCIALIZING CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reflects the problem of social adaptation and career guidance of children with hearing impairment through the practice of volunteering. The results of a diagnostic study of children with hearing impairment are shown to identify an orientation towards communicative professions, communicative and organizational inclinations for their participation in volunteer activities. Conclusions are drawn about the need to create and organize a favourable environment for the socialization and personal growth of children with hearing impairment.

Keywords:
volunteering, socialization, vocational guidance, children with hearing impairment
Text
Text (PDF): Read Download

Волонтерская деятельность в России относительно новое явление, ему не более 15 лет. Данный вид деятельности является основным средством, благодаря которому подрастающее поколение участвует в культурной, экономической и социальной жизни страны. Благодаря волонтерской деятельности, ее участники могут ясно формулировать свои гражданские обязательства; появляется возможность для саморазвития; приобретают ценный опыт реализации гражданских инициатив; способствует расширению социальных связей.

Повышение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских организаций, согласно единому плану национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года планируется увеличить до 15% доли таких социально активных граждан.

Становясь успешнее в волонтерских проектах, акционных движениях, как правило, человек становится значительно успешнее в семейных делах, рабочих взаимоотношениях, легче преодолевает жизненные трудности.

Так, Ю. Г. Устинова [10], О. Т. Черкасских [10], И. В. Мироненко [10], Д. В. Лузина [5], Р. А. Мингазов [7] в подтверждении вышесказанного отмечают, что благодаря волонтерской деятельности молодые люди расширяют значительный для себя круг общения, реализуют себя как неоднозначную креативную и успешную личность. Для человека важно «положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу» [5, с. 54].

По сути, человек, состоящий в волонтерских объединениях, является не столько участником протекающих вокруг него проектов, сколько берет на себя ответственную роль организатора, занимает позицию инициатора и двигателя успеха, становясь творцом собственной траектории развития. Увеличение вовлеченности подрастающего поколения в волонтерское движение позволит сформировать у них социально значимые качества личности, которые смогут проявиться в помощи социально нуждающимся слоям населения и людям, имеющим нарушения здоровья, связанные с расстройствами функций организма.

Рассматривая вопрос о добровольческих инициативах с детьми, имеющих отклонения в развитии, нетрудно заметить, что, как правило, такие проекты направлены на помощь лицам с ОВЗ в адаптации к социальной жизни.

Е. А. Байдецкая и С. В. Белоцерковская, анализируя процесс социально-психологической адаптации «особенного» ребенка в образовательных организациях, особое внимание уделяют понятию психосоциальной адаптации, под которым понимают «средство защиты личности, с помощью которого человек может ослабить или устранить свой внутренний психологический стресс, беспокойство, нестабильность во время взаимодействия как с другими людьми, так и с обществом в целом» [1, с. 18].

Следовательно, волонтерская деятельность способна обеспечивать психологический комфорт и сохранение психического здоровья людей, объединять и укреплять связи и взаимоотношения среди тех, кто организует добровольческое дело и тех, на кого оно направлено (участников).

Исследователи И. М. Васильковская [4], В. Д. Пономарева [4], И. А. Макарова [6], К. А. Бочко [2] и др. сходятся во мнении о социальной значимости волонтерства и его качественном влиянии на процессы адаптации и у подростков с нормотипичным развитием, и у детей с отклонениями. Авторы уверены, что в основу личностного роста ребенка должна быть заложена система социальных отношений, достаточно развиты навыки самостоятельности выбора действий и умение ориентироваться в огромном потоке информации.

Для помощи детям в выборе траектории социально полезной деятельности необходимо организовывать подготовку и обучение волонтеров, исходя из целей и задач предстоящей адаптационной работы. Так, Н. Г. Спрун,  И. В. Гурьянова и Н. В. Мартынова подчеркивают важность такого подхода к подготовке волонтеров, который будет способствовать накоплению опыта и формированию нужного набора компетенций. Это требует включения в процесс подготовки современных технологий обучения: мастер-классы, тренинговые занятия, дискуссии, игры, клубные встречи и т. д. [9].

В вопросе социальной адаптации детей с ОВЗ мы так же придерживаемся мнения Е. А. Байдетской и С. В. Белоцерковской, которые считают, что адаптация детей с ОВЗ будет проходить успешнее, если включать их в среду волонтерских и добровольческих сообществ [1].

На наш взгляд, добровольческая среда предоставляет ребенку с ОВЗ следующие возможности для успешной социализации:

- во-первых, она расширяет круг общения детей с ОВЗ, включая в него волонтеров, которые являются адаптированными личностями, способными к тому, чтобы «заразить» интересом к активной социальной деятельности;

- во-вторых, она открывает доступ к профессиональной квалифицированной помощи от педагогов-волонтеров, прошедших специальную подготовку по работе с детьми с отклонениями в развитии, имеющими достаточный опыт работы с особенными детьми, специфический набор навыков, умений, приемов работы в области специальной коррекционной педагогики;

- в-третьих, она включает подростков в разные виды коммуникативной деятельности, которая позволяет развить имеющиеся интересы и склонности, раскрыть личностный коммуникативный потенциал, приобрести опыт коммуникации;

- в-четвертых, она развивает умение работать в коллективе единомышленников, дает опыт участия в совместной работе;

- в-пятых, она развивает навыки целостного объективного планирования жизненных перспектив, которые создают основу самостоятельности ребенка с ОВЗ, его активности, способности к адаптации в жизни, на рынке труда.

Кроме того, в составе волонтерских отрядов формируется правовое сознание ребенка, он учится уважать интересы и права других. Иными словами, особое внимание необходимо уделять и послешкольной социализации и адаптации в обществе, выбору дальнейшей траектории развития, профессиональному становлению ребенка с ОВЗ. Этот аспект требует профориентационной работы со стороны образовательной организации.

Профессиональная ориентация – необходимая часть развития личности человека. Поиск путей реализации собственных навыков и способностей порой ставит учащихся в трудное положение. Выпускник школы должен объективно и реалистично подходить к осознанию уровня навыков и выбору дальнейших стратегий развития. Для того, чтобы грамотно ориентироваться в стремительно изменяющемся рынке труда и успешно включиться в систему профессиональных взаимоотношений и добиваться собственных целей, выпускник школы должен обладать достаточным уровнем сформированности коммуникативных компетенций.

Стоит подчеркнуть, профессиональная ориентация подростков с нарушением слуха имеет свою специфику. Так, эти подростки гораздо позже приступают к профессиональному ориентированию в рамках программы школы, коммуникации у таких детей идут очень медленно, у них ограничен словарный запас и, соответственно, узкий спектр тем для разговоров. Трудности профессионального выбора вызваны еще и тем, что на рынке труда не столь велико разнообразие специальностей и предложений для данной категории лиц и поэтому зачастую школа становится последней ступенью образования.

Согласно исследованиям С. В. Важениной и Ю. С. Пяшкур, как правило, подростки с нарушением слуха и глухие школьники имеют рассеянное представление о профессиях, плохо понимают содержание выполняемой работы, характере труда и его условия, что приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов [3;8].

Таким образом, организация волонтерской деятельности в специальной образовательной организации имеет ряд особенностей, которые мы постарались выявить при помощи электронного опроса заведений школьной ступени образования из Приволжского федерального округа, Центрального федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Южного федерального округа Российской Федерации и общероссийские общественные организации "Всероссийское общество глухих" и детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Участникам опроса было предложено описать собственный опыт вовлечения учащихся с нарушением слуха в социальные проекты через организацию волонтерской деятельности. Всего было разослано 24 анкеты. 75% участников опроса затруднились с ответом или сообщили, что их воспитанники не участвуют в подобной деятельности. На наш взгляд, этот факт свидетельствует об актуальности исследуемой нами проблемы.

В 25% анкет были даны подробные описания проводимой работы, указания на электронные ресурсы, созданные для ее информационного обеспечения. Анализ ответов и указанных электронных ресурсов позволяет утверждать, что в образовательных организациях ведется активная профориентационная работа, реализуются добровольческие проекты, развиваются механизмы включения детей в активную социальную среду.

В частности, выделяются следующие направления этой работы:

1. Всероссийские добровольческие акции: «Добрые крышечки», «Сдай батарейку – спаси планету», «Лучшая книга детям в библиотеки коррекционных школ», «Письмо солдату», «Чистый берег», «Мой защитник».

2. Волонтерские мероприятия: оказание помощи по благоустройству придомовых территорий ветеранам ВОВ, благоустройство памятников и стел, сбор кормов для помощи животным в приютах, помощь пожилым сотрудникам школы, находящимся на пенсии, а также помощь одиноким пожилым выпускникам, обратившимся за помощью в школу, мероприятия по развитию речи, через привлечение учащихся к внеклассному чтению и уроков литературы.

3. Целенаправленная работа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся, в результате реализации которой выпускники с ОВЗ осознанно выбирают профессию. В профориентационную модель входят следующие мероприятия: экскурсионные походы на промышленные заводы и предприятия в целях социализации детей с ОВЗ и помощь им в построении дальнейшей профессиональной траектории; открытие бесплатных курсов по освоению языка программирования на базе детских технопарков «Кванториум», экскурсии в центры занятости населения с беседами о существующих тенденций на рынке труда, востребованных профессий. Такая работа, по мнению представителей образовательных организаций, способствует развитию профессиональной мотивации у детей.

Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация (РДШ), деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников, совместно с организациями партнерами (Национальный центр "Абелимпикс", Ассоциация "Инклюзивная страна", Проектом госпитальных школ России "УчимЗнаем") планирует проведение подготовки волонтеров школьников, с целью организации работы со школьниками с нарушением слуха.

В Волгоградской области при поддержке регионального отделения РДШ в 2019 г. был организован волонтерский отряд «Рука помощи», в котором наряду со здоровыми детьми в благотворительных и добровольческих акциях участвуют дети с ОВЗ и инвалидностью.  Волонтерство включает в себя в основном четыре направления: здоровье, милосердие, экология и гражданское право. Все учащиеся являются активной социальной группой и примером для подражания.  

Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвует в привлечении волонтеров с нарушением слуха в различные мероприятия. Например, ВОГ стояло у истоков развития движения «Абилимпикс» в России. «Абилимпикс» – это система чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2020 г. в мероприятиях движения «Абилимпикс» участвовало более 12 тыс. человек. Уже проведены 6 национальных чемпионатов и приняли участие в 1 международном чемпионате «Абилимпикс». В 2022 г. Российская Федерация стала организатором проведения Х международного чемпионата «Абилимпикс». К мероприятиям движения «Абилимпикс» привлекаются волонтеры, в том числе и неслышащие волонтеры в части сопровождения лиц с нарушением слуха.

При организации волонтерских акций представителями образовательных организаций была замечена следующая особенность: учащиеся с нарушением слуха всегда охотно откликаются на подобную помощь, однако инициатива всегда исходила от педагогического состава, сами ребята подобные акции не инициировали.

Эта особенность указывает на важность готовности к волонтерской деятельности детей с нарушением слуха, в частности, их коммуникативной готовности. Коммуникативная компетентность как составляющая готовности важна и для профессионального самоопределения таких подростков.

С целью выявления особенности коммуникативных качеств важных для волонтерской деятельности: направленность личности на коммуникативные профессии, коммуникативные и организаторские склонности, тип направленности деятельности, мы провели диагностическое исследование.

Участниками исследования стали учащиеся 8-11 классов 14-18 лет (n=23). Выборку составили две группы учащихся подросткового возраста 13-16 лет и старшеклассники 17-18 лет. Исследование проводилось на базе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №7».

В качестве диагностического инструментария нами использовались:

- дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий по Е.А.Климову;

- методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» В.Ф. Ряховского, направлена на оценку общего уровень общительности и организаторских склонностей учащихся;

- другие методики (анкета, наблюдение).

Обратимся к полученным результатам. В табл. 1 представлены сравнительные результаты по опроснику ДДО. Баллы респондентов суммировались по отдельным типам профессий, для определения значимости различий использовался непараметрический W-критерий Вилкоксона.

 

 

Таблица 1

Сравнение профессиональных склонностей между подростками и старшеклассниками (по общему показателю ДДО)

Table 1

Comparison of professional aptitudes between teenagers and high school students (by the general indicator UP to)

Сумма рангов

Тип профессии

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

Человек художественный образ

13-16

51,5

36,5

33,5

48

44,5

17-18

39,5

54,5

57,5

43

46,5

 

 

Из табл. 1 видно, что у старшеклассников более выражены склонности к профессиям типа ЧЧ, ЧТ, в то время как у подростков – ЧП. Хотя за статистически достоверный уровень данные различия не переходят, стоит отметить повышение интереса глухих оптантов к коммуникативным профессиям.

Как известно, методика ДДО позволяет увидеть не только предпочитаемые типы профессий, но и отвергаемые. Для анализа тенденций отвержения мы использовали баллы отвержения в их абсолютных выражениях и произвели статистическую обработку по схеме, аналогичной описанной выше. В результате получилась следующая картина (см. табл. 2).

В целом, мы наблюдаем у старшеклассников заметное снижение интереса к профессиям класса ЧП, ЧЗ, Ч-ХО. И хотя сравнительный анализ данных не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу, мы считаем такую дифференциацию профессиональных склонностей у подростков и юношей с нарушением слуха вполне правдоподобным фактом. В этом нас убеждают также результаты исследований Ю.С. Пяшкур, который указывает, на то, что «профессиональные интересы глухих малодифференцированны», в связи с чем «учащиеся с нарушением слуха склонны к типу профессии “человек – человек”» [10].

 

 

Таблица 2

Сравнение профессиональных склонностей между подростками и старшеклассниками (по показателю отвержения в методике ДДО)

Table 2

Comparison of professional inclinations between adolescents and high school students (according to the rejection indicator in the DDO method)

Сумма рангов

Тип профессии

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

Человек-художественный образ

13-16

32,5

47,5

50,5

36

39,5

17-18

58,5

43,5

40,5

55

51,5

 

 

В целом, мы наблюдаем у старшеклассников заметное снижение интереса к профессиям класса ЧП, ЧЗ, Ч-ХО. И хотя сравнительный анализ данных не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу, мы считаем такую дифференциацию профессиональных склонностей у подростков и юношей с нарушением слуха вполне правдоподобным фактом. В этом нас убеждают также результаты исследований Ю.С. Пяшкур, который указывает, на то, что «профессиональные интересы глухих малодифференцированны», в связи с чем «учащиеся с нарушением слуха склонны к типу профессии “человек – человек”» [10].

Сравнительный анализ результатов по методике КОС-2 показал, что уровень организаторских способностей выше у старшеклассников, при этом различия статистически достоверны на уровне значимости 0,05 согласно непараметрическому ранговому W-критерию. На уровне тенденции также выявляются различия между подростками и старшеклассниками в плане развития коммуникативных способностей. На наш взгляд, эти различия обусловлены не характерологическими особенностями, а именно уровнем возрастного личностного развития глухих оптантов.

Далее, нас интересовали возможные взаимосвязи между уровнем коммуникативных и организаторских способностей и профессиональных склонностей респондентов. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 3. Кроме того, сравнительный статистический анализ проводился между другими показателями. Обратимся к полученным результатам.

Как видно из табл. 3, наиболее высокие коэффициенты корреляции выявляются между склонностями к профессиям типа ЧЗ и ЧЧ. Таким образом, мы видим значимость уровня развития коммуникативных способностей в плане профессиональной направленности.

Кроме того, у всех респондентов с высоким уровнем коммуникативных способностей обнаруживается положительное отношение к профессиям, в то время как у остальных – показатель отношения к профессиям находится в отрицательной зоне (уровень значимости α <0,05).

При этом, мы не можем утверждать обратное - что низкий уровень коммуникативных способностей означает негативное отношение к профессиям – наши данные не дают оснований для таких утверждений. Вероятно, коммуникативная компетентность просто расширяет поле видения оптанта, позволяет видеть себя в более широком ролевом диапазоне, в то время как ограничения в коммуникативной сфере затрудняют процесс знакомства с миром профессий, и в целом процессом профессионализации.

 

Таблица 3

Корреляционный анализ между показателями методики ДДО и КОС-2

Table 3

Correlation analysis between the indicators of the DDO and CBS-2 methodology

Способности

Тип профессии

Человек-природа

Человек-техника

Человек-человек

Человек-знак

Человек-художественный образ

Коммуникативные

0,575

0,036

0,556

0,670

0,033

Организаторские

0,409

0,391

0,539

0,692

0,421

 

 

Тоже следует отметить и в связи с волонтерской деятельностью. Само участие в различных мероприятиях расширяет поле взаимодействия подростка, позволяет увидеть себя в новых коммуникативных ролях, что неизбежно расширяет круг общения оптанта, и, соответственно, его профессиональные интересы.

По итогам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

- на процесс профессионального самоопределения у учащихся с нарушением слуха влияет уровень развития коммуникативных способностей, так как является лимитирующим фактором профессионального самоопределения;

- к выпускным классам образовательной организации у глухих подростков происходит изменение в плане профессиональной направленности – повышается интерес к профессиям «человек – человек».

Таким образом, в современных условиях одним из путей позитивной социализации детей с нарушением слуха видится вовлечение таких учащихся в добровольческую деятельность. Так как подростковый возраст является кризисным и для ребенка с ОВЗ, необходимо создавать и организовывать благоприятную среду для его социализации и личностного роста. Такой средой может стать волонтерская деятельность. Задача педагога - увидеть в ребенке потенциал в этой сфере и правильно направить его деятельность с учетом уровня его коммуникативной готовности. Волонтерская активность школьника в будущем станет «благоприятной почвой» для развития его коммуникативных и лидерских качеств.

References

1. Baydetskaya E.A., Belotserkovskaya S.V. Adaptation of People with Disabilities to Social Life through Volunteering. Historical and Social Educational Idea. 2019;11(6-1):15-21. DOIhttps://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-15-21.

2. Bochko K.A. Pedagogical Volunteering in Russia and Abroad: Theory and Practice. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Sciences. 2019;193:172-186.

3. Vazhenina S.V. Adaptation Characteristics of Primary School-Aged Children with Hearing Impairment. Pedagogy: History, Perspectives. 2020;3(4)9-17. DOIhttps://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-4-09-17.

4. Vasilkovskaya M.I., Ponomarev V.D. Pedagogy of Volunteering in Youth Environment. Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2018;4(84):142-151.

5. Luzina D.V. Features of Volunteer Movements. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2015;2(11):53-57.

6. Makarova I.A. Education in the Era of Digitalization. Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University. 2021;1(154):41-46.

7. Mingazov R.A. Volunteering “Goes” to Russian Schools. Skiff. Questions of Students Science. 2019;3(31):18-23.

8. Pyashkur Yu.S. Professional Self-Determination of Teenagers with the Broken Impairments and Ways of its Correction. The World of Science, Culture and Education. 2012;3(34):133-135.

9. Suprun N.G., Guryanova I.V., Martynova N.V. The Development of Volunteer Activities in the Environment of Students of Educational Organizations of the Russian Federation: The Innovative Approach. Perspectives of Science and Education. 2019;1(37):236-250. DOIhttps://doi.org/10.32744/pse.2019.1.17.

10. Ustinova Yu.G., Cherkasskikh O.T., Mironenko I.V. Volunteer Movement as a Means of Effective Socialization of Children with Disabilities. In: Proceedings of the 17th All-Russian International Scientific and Practical Conference and the 8th All-Russian International Scientific and Practical Conference: Correctional and Developmental Environment and Inclusive Practice of Helping Children with Disabilities; 2021 Mar 17-05; Novosibirsk: Autonomous Non-Profit Organization of Additional Professional Education “Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work”: 2021. p. 80-83.

Login or Create
* Forgot password?