DIRECTION OF EDUCATION «FOREIGN REGIONALSTUDIES» IN THE BONCH-BRUEVICH SAINT PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF TELECOMMUNICATIONS: A COMPREHENSIVE APPROACH TO STUDYING THE MODERN WORLD
Abstract and keywords
Abstract (English):
Much attention is paid to the study of modern Europe and other regions of the world today in Russia, including at the level of higher educational institutions. Actual migration, integration, ethnic and other processes are an integral part of the problems of modern world foreign regional studies. The wide range of tasks of complex regional studies includes not only the need to study the European continent and other regions of the world, but also the education of a new generation of researchers with diversified humanitarian training. In the article, the authors share their experience of studying modern Europe and other regions of the world in the context of the current specialty of higher education.

Keywords:
foreign regional studies, interdisciplinary humanities research, regional studies, high school, higher education
Text
Publication text (PDF): Read Download

Начиная с начала 1990-х гг. Российская Федерация не только активно вошла в мировое образовательное пространство, но и пережила всплеск интереса к целому ряду региональных исследований. Наряду с большим интересом к американистике, востоковедению, европеистике и ряду других направлений, стали появляться и специальности высшего образования, в задачу которых входило воспитание новой генерации ученых, исследователей, специалистов широкого гуманитарного профиля. Рост популярности изучения проблематики международных отношений и зарубежного регионоведения в российском научном и образовательном пространстве стал закономерным следствием многочисленных общественных трансформаций [1, с. 23]. Сегодня наличие программ бакалавриата и магистратуры по международным и региональным исследованиям, центров междисциплинарного изучения различных регионов мира является однозначной нормой. СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича не является исключением в рамках этой тенденции, в этой связи университет мыслит себя не только как центр изучения технических аспектов коммуникации и связи, но и как площадка для подготовки кадров в области глобальных, региональных, международных и всероссийских коммуникаций [2].

Вот уже более двадцати лет на базе кафедры истории и регионоведения СПбГУТ осуществляется подготовка по специальности «Зарубежное регионоведение», одного из самых актуальных направлений подготовки высококлассных специалистов гуманитарного профиля, способных к успешной и плодотворной межкультурной коммуникации, построению эффективного межгосударственного сотрудничества, решению вызовов и задач нового, «цифрового» века. Кафедра истории и регионоведения относится к старейшим кафедрам университета, возникшим еще при создании Ленинградского института инженеров связи осенью 1930 г. Ведущую роль в создании современного высоко квалицированного «ядра» кафедры сыграл д-р ист. наук, профессор Н.Ф. Катков, руководивший коллективом преподавателей в 1960–1980-х гг. B 1990 г. кафедру возглавил канд. ист. наук, доцент С.А. Лосев. В связи с подготовкой специалистов в области регионоведения кафедра стала выпускающей (2004 г.), и из кафедры истории была переименована в кафедру истории и регионоведения. В рамках подготовки по специальности «Зарубежное регионоведение» ведутся общепрофессиональные и специальные курсы, связанные с углубленным изучением вопросов мировой политики, международного права, экономики, истории культуры изучаемых регионов и т.п. В сферу научных интересов преподавателей кафедры истории и регионоведения входят вопросы истории и культуры скандинавских и западноевропейских стран, европейской интеграции, международных отношений, актуальных европейских проблем и др.

Отвечая на вопрос о европейских исследованиях в контексте современного зарубежного регионоведения, нельзя не заметить комплексности подхода современных региональных исследованиях в вопросе изучения Европы. Пожалуй, только регионоведение способно охватить и включить в повестку, проанализировать и выработать решения и дать прогнозы по целому ряду актуальных направлений – этноконфессиональному, социально-политическому, экологическому, научно-техническому, миграционному и пр. [3, p. 289]. Современная Европа находится в постоянном динамическом развитии и ее изучение вовсе не сводится сугубо к историческим выкладкам. Изучение современной европейской ситуации требует многочисленных точек зрения, новых принципов и форм изучения [4, c. 25-29]. Возможно, что именно сейчас самое подходящее время для европейских исследований, понимания европейской идентичности, попытки долгосрочного прогнозирования в контексте многочисленных регионов Европы. Как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, студенты-регионоведы глубоко погружаются в процессы регионализации и интеграции, происходящие в современной Европе, соотносят аспекты внешней и внутренней политики изучаемых государств, знакомятся с глобальными и региональными вызовами экономико-политического развития, рассматривают протекание общемировых процессов на европейском уровне, выделяют европейские регионы в качестве самостоятельных аналитических объектов исследования для решения теоретических и прикладных задач [5, c. 271-285].

Говоря о многочисленных трендах развития современной Европы, представляется справедливым выделить следующие. Во-первых, Европа представляет собой пример успешной интеграции и межгосударственного сотрудничества в большинстве сфер взаимодействия. Вопреки тому, что сегодня идея единой Европы и переживает некоторый кризис, а единое европейское пространство по-прежнему не является гомогенным в политическом смысле, многие регионы мира не достигли даже отдаленного европейского уровня в вопросах единого пространства безопасности, преодоления и охраны границ, политического взаимодействия на разных уровнях и пр. Тем элементам межгосударственности и принципам надгосударственности, которые много лет успешно реализуются на базе Европейского союза и сопредельных стран, еще только предстоит найти свое воплощение во многих регионах мира. Во-вторых, Европа остается важным культурным центром, но не только благодаря общему вековому наследию, но и возникновению новых течений, трендов, направлений, форм самовыражения. Помимо этого, Европа сегодня является центром агностицизма и атеизма, предлагая новое отношение к традиционным религиям и поиску места для них в актуальной культурной повестке и системе ценностей современного человека. В экологической сфере современная Европа явила миру не только ряд экологических вызовов и проблем, но и разнообразие их решений, новый курс во внешней и внутренней политике, основанный на концепции устойчивого развития и более бережного отношения к природе. Список подобных вопросов можно продолжать достаточно долго. Разумеется, большая часть вышесказанного, в той или иной степени, относится и к прочим регионам мира. Важнейшую роль представляют собой азиатские регионы, идет активное освоение арктических территорий различными странами мира, важную роль в мировых процессах продолжает играть североамериканский регион.

Неоднородность мирового политического и экономического пространства решительным образом сказывается на масштабе влияния региональных процессов на глобальный уровень международных отношений. В условиях возвышения новых мировых центров актуализируется проблема комплексного изучения регионов с учетом общемировых трендов [6, c. 305-319], что влечет за собой необходимость проведения всестороннего регионального и кроссрегионального анализа, а, следовательно, порождает и потребность в соответствующих высококлассных специалистах, в том числе, глубоко погруженных в европейские реалии [7, c. 55]. Таким образом, зарубежное регионоведение – аналитическое научное направление, комплексно изучающее внутренние и внешние факторы развития конкретных регионов с учетом международных проблем и явлений, можно признать краеугольным камнем современного комплексного изучения Европы. Методологии зарубежного регионоведения присуща выраженная междисциплинарность: не просто заимствование техник и методов из других областей науки (междисциплинарный подход), но и создание на их основе новых исследовательских концепций; перманентная опора на синтез и синергию истории, международных отношений, страноведения, международной экономики, политической и экономической географии, культурной антропологии и политологии, что в совокупности формирует предметное поле, аналитический инструментарий и понятийный аппарат зарубежного регионоведения как учебной дисциплины и научного направления, способного готовить специалистов, безусловно, преодолевающих вызовы Европы и прочих регионов мира, стремительно идущих в «цифровой век» [8, c. 273-289].

           

References

1. Geht A.B. Zarubezhnoe regionovedenie kak nauchno-obrazovatel'naya programma (na primere kafedry IRV SPbGUT) / A.B. Geht // Podgotovka professional'nyh kadrov v magistrature dlya cifrovoy ekonomiki (PKM-2020). Regional'naya nauchno-metodicheskaya konferenciya magistrantov i ih rukovoditeley. Sbornik luchshih dokladov konferencii: 1-3 dekabrya 2020 g. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet telekommunikaciy im. prof. M.A. Bonch-Bruevicha, 2021. - S. 20-24.

2. Kafedra istorii i regionovedeniya // Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet telekommunikaciy im. prof. M.A. Bonch-Bruevicha [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.sut.ru/education/fakulteti-i-instituti/gf/iirv (data obrascheniya: 21.09.2021).

3. Schlosser-Berg D. Comparative area studies: epistemological and methodological foundations and a practical application / D. Schlosser-Berg // Vestnik RUDN. International Relations.Vol. 20. Issue 2. 2020. P.288-302.

4. Makarenko V.V. Ob ob'ektno-predmetnom pole regionovedeniya i ego meste v ryadu social'nyh nauk / V.V. Makarenko // Sravnitel'naya politika. 2019. № 10(4). S. 12-33.

5. Regionovedenie : uchebnik dlya vuzov / V.A. Achkasova [i dr.] ; pod redakciey I.N. Barygina. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 391 s.

6. Mirovoe kompleksnoe regionovedenie: uchebnik / pod red. A.D. Voskresenskogo. - M.: Magistr: Infra-M., 2020. - 416 s.

7. Voskresenskiy A.D. Osobennosti mirovogo kompleksnogo regionovedeniya (MKR) kak napravleniya v mezhdunarodnyh issledovaniyah i metodologicheskoy platformy dlya issledovaniya regional'noy problematiki / A.D. Voskresenskiy // X Yubileynyy Yuzhno-Rossiyskiy politologicheskiy konvent «Politicheskaya vlast' v usloviyah social'noy turbulentnosti: regional'nye i global'nye aspekty» : materialy Vserossiyskoy onlayn-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Rostov-na-Donu, 27-31 oktyabrya 2020 goda / Otv. red. R.A. Pupykin, K.P. Pilyugina- Rostov-na-Donu : Yuzhnyy federal'nyy universitet 2020. - S. 54-58.

8. Regionovedenie: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nostyam «Regionovedenie», «Mezhdunarodnye otnosheniya». Podred. V.A. Dergacheva. M.: Yuniti-Dana, 2012. - 312 s.

Login or Create
* Forgot password?