AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATION IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF RURAL ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Currently, cooperatives in the Republic of Tatarstan cover only less than 2% of collective farms, about 5% of collective farms, less than 1% of household farms. The analysis of regional experience in the development of cooperation in the Republic of Tatarstan showed that the measures taken to develop cooperation in rural areas in the last four years have positive results. The increase of budget support for the last four years allowed to increase the number of operating cooperatives 3,3 times, contributed to the growth of cooperative movement members by 16 times, the growth of monetary gain by 6 times and return of budget support by 1,8 times. At the same time, almost half of the registered cooperatives are not able to establish effective activities. The number of operating cooperatives in municipal districts varies from 0 to 14, which in most cases is connected with the use of administrative resources of local authorities on the external influence of cooperative development on the increase of the number of established cooperatives to the detriment of the implementation of the internal mechanism of cooperative solidarity. In the Republic of Tatarstan there is conducted work on activation of cooperative movement due to the promotion of positive experience of cooperatives and strengthening of measures of state support of small forms of management and cooperative development, the volume of which made 856,2 million rubles in 2021, 905,8 million rubles in 2022. To ensure the effective functioning of agricultural consumer cooperatives it is necessary to provide a cluster format for the organization of agricultural consumer cooperatives on a territorial basis and to transfer production and economic processes to a digital platform, to a digital management system by levels and stages of product promotion with simultaneous training for the use of software developments.

Keywords:
cooperative system, agricultural consumer cooperative, agricultural business, state support, improvisation, efficiency, market, agricultural sphere
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. Множество кооперативных предприятий в мире жизнеспособны благодаря успешному сочетанию автономного характера ведения бизнеса и кооперативных принципов в организации хозяйственной деятельности. Эта форма ведения бизнеса основана на реализации доктрины, стимулирующей участие работников в экономической и социальной жизни, реализацию юридической ответственности на каждом этапе производства, распределения, обмена и потребления результатов деятельности, обучение новым навыкам и формирование ценностных ориентаций. На кооперативы приходится значительная доля в основных секторах экономики, особенно в таких, как сельское хозяйство, торговля, строительство, здравоохранение, образование, финансы и социальное обслуживание. Кооперативная система создала миллионы рабочих мест, обеспечивая заработную плату и услуги значительной части населения в различных странах мира [1, 2, 3].

Значимость кооперативной системы высока в регионах с развитым сельским хозяйством, с большое долей производства продукции субъектами среднего и малого аграрного бизнеса. Особую роль играют сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПК), выступающие в качестве системного многоцелевого хозяйствующего субъекта, участвующего в организации всех стадий производства конечного продукта и доведения его до потребителя. Формат их многогранной деятельности способствует ускорению оборота средств с минимальным участием посредников и позволяет аккумулировать добавленную стоимость в руках непосредственных участников производственно-экономического процесса, что служит основной функцией потребительской кооперации в повышении эффективности жизнедеятельности сельского населения [4, 5, 6]. В промышленно развитых странах для кооперативной системы характерно увеличение членского состава, капиталовложений и объемов бизнеса. Мировой опыт кооперации может быть обобщен и использован при становлении кооперативной системы Российской Федерации, выступающей как совокупность хозяйствующих субъектов, создающих товары и услуги для удовлетворения потребностей членов кооперативов и местного населения [7, 8, 9]. Несмотря на доказанный мировой практикой положительный результат деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов многие вопросы методологического и методического характера организации их эффективной деятельности не решены, что определяет актуальность исследования и разработки научно-практических предложений по совершенствованию деятельности таких организаций.

Цель исследования – изучение уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в сельской местности, разработка рекомендаций по совершенствованию направлений развития и обеспечению ее эффективного функционирования на основе использования элементов цифровизации.

Условия, материалы и методы исследования. Теоретической и методологической

основой исследования послужили труды ученых в области экономики сельского хозяйства и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Работу проводили по материалам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Татарстан. В работе использовали официальные нормативные документы, материалы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, официальные данные Росстата [10] и Татарстанстата [11], результаты собственных наблюдений авторов и социологических опросов, проведенных в отдельных муниципальных районах Республики Татарстан [12]. Для раскрытия тенденций развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и особенностей их функционирования использовали монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический и метод аналогии.

Анализ и обсуждение результатов исследования. Агропромышленный комплекс Республики Татарстан характеризуется устойчивыми темпами развития, показывая стабильные прогрессирующие результаты в отношении остальных секторов экономики. В решение проблем агропродовольственного направления на сегодня вовлечены 450 крупных и средних предприятий, 3006 крестьянских фермерских хозяйств (К(Ф)Х), 2,5…3 тыс. индивидуальных предпринимателей, более 472,4 тыс. личных подсобных хозяйств (ЛПХ) [12]. В развитии АПК особую роль играют малые формы хозяйствования, на долю которых в 2020 г. пришлось 49,8 % произведенной сельскохозяйственной продукции республики. Это один из ведущих секторов развития предпринимательства и повышения деловой активности на селе благодаря реализации федерально-региональных программ государственной поддержки в виде грантов субъектам малого предпринимательства в сельском хозяйстве [11].

С 1991 г. кооперативная система в Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности стала утрачивать свои принципы и функции; появились диспропорции между социальными и экономическими положениями, которые когда-то делали ее наиболее гуманной и привлекательной в стране. Современная экономическая система создает новые предпосылки и формы для развития кооперативов, которые оправдывают интерес к их деятельности и опыту стран, широко использующих преимущества таких предприятий в решении сложных проблем социально-экономического характера.

Принципы и ценности, лежащие в основе создания кооперативов, соответствуют таковым в некоммерческой организации, которая стремится не к выгоде, а к удовлетворению потребностей совладельцев, тогда как рыночная экономика предполагает действие субъекта (кооператива) в конкурентных условиях в соответствии с законом спроса и предложения, что означает получение выгоды, обеспечивающей его жизнеспособность. Возникающие в результате противоречия требуют гибкости в управлении, организации и законодательстве.

Аграрный бизнес как динамичная сфера, находится в движении, меняется его численный и качественный состав, соотношение форм хозяйствования. По данным Росстата, в 2004 г. в России на долю сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) приходилось 57 % от общей численности сельскохозяйственных организаций (СХО) страны, а к началу 2020 г. их доля сократилась до 20,8 %. [10]. Реорганизация и деколлективизация сельскохозяйственных предприятий, как первый этап реформ, привели к снижению популярности коллективных форм хозяйствования. Кроме того, этому способствовал принятый закон о банкротстве, который предусматривал недопустимость изъятия основных средств производства при банкротстве сельскохозяйственных кооперативов, что ограничило их доступ к кредитным ресурсам банков и другим заемным средствам. Однако кооперативы как одно из необходимых условий для организации нормального функционирования средних и малых форм хозяйствования не могли прекратить свое существование и исчезнуть из состава категорий сельскохозяйственных организаций. Сельское хозяйство, как отрасль, требует использования коллективных форм хозяйствования и организации производства. Это способствовало принятию органами управления агропромышленным комплексом решения о восстановлении кооперативных формирований в сельской местности. Зарубежный опыт свидетельствует, что в экономически развитых странах доля кооперативных форм хозяйствования в агропродовольственном секторе достигает 70 % [13, 14].

В современных условиях развития сельской экономики наиболее эффективной формой служат сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК), развитие которых поддерживает государство. Благодаря кооперативам мелкие и средние сельские товаропроизводители могут на равных условиях конкурировать с крупными компаниями. За последние пол века аграрные кооперативы экономически развитых государств превратились в ключевых игроков в рыночной цепочке поставок продовольствия и надёжных гарантов обеспечения продовольственной безопасности. Они решают многочисленные проблемы фермерских хозяйств и оказывают активное влияние на формирование аграрной политики своих стран. В Российской Федерации, вопреки ожиданиям, этот вид кооперации ещё не стал доминирующей или хотя бы типичной формой выстраивания хозяйственных связей внутри АПК. За последние восемь лет со стороны государственных органов в лице Министерства сельского хозяйства РФ (МСХ РФ) проводится целенаправленная работа по

превращению сельскохозяйственных потребительских сбытовых и перерабатывающих кооперативов в эффективную форму организации деятельности малых форм хозяйствования и субъектов малого и среднего предпринимательства. Кооперативы сегодня охватывают менее 2 % К(Ф)Х, около 5 % хозяйств коллективного типа, менее 1 % ЛПХ. В общем объёме услуг, оказываемых представителями сельскохозяйственного производства, их доля составляет не более 1 % [12].

В сельском хозяйстве Республики Татарстан основными товаропроизводителями остаются сельскохозяйственные организации, обеспечивающие 50,2 % объема производства аграрной сферы экономики. За последние пять лет их доля увеличилась на 2,0 % (табл. 1). Так же удерживают свою нишу с незначительным приростом в структуре производства продукции сельского хозяйства за 2016–2020 гг. на 2,8 % крестьянские (фермерские) хозяйства. Сравнительный анализ динамики объемных показателей свидетельствует о росте производства в сельскохозяйственных организациях на 22,0 %, крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 26,7 %. Доля личных подсобных хозяйств населения в структуре производства сократилась на 4,3 %, однако объем продукции остался на прежнем уровне. В результате реализации аграрной политики достигнут рост производства, о чем свидетельствуют показатели индекса физического объема продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (табл. 2).

Это стало возможным благодаря механизации, автоматизации и цифровизации выполнения технологических процессов, и, как следствие, повышению производительности и привлекательности сельского труда в разных категориях хозяйств, что делает очевидными преимущества крупных форм аграрного бизнеса, владеющих значительными финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами. Эффективная деятельность малых и средних предприятий в отрасли возможна только при правильно подобранных механизмах взаимодействия в рамках кооперации и интеграции на сельских территориях.

В 2017 г. в России по инициативе центральной государственной власти дан страт новой волне стимулирования развития сельскохозяйственной потребительской кооперации путем включения ее в качестве одного из приоритетных направлений в паспорт национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На этой основе с 2019 г. реализуется федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», в соответствии с которым в регионах, в том числе в Республике Татарстан разработаны соответствующие программы с учетом местных особенностей, накопленного опыта развития кооперативной системы на селе [12]. Принимаемые меры показывают положительные результаты (табл. 3).

Число работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Татарстан за последние 4 года увеличилась более чем в 3 раза, что сопровождалось ростом бюджетной поддержки в 3,4 раза и численности членов кооперативного движения в 16 раз, повышением суммы денежной выручки в 6 раз. Однако значительная часть зарегистрированных кооперативов не может наладить эффективную деятельность. Многие из них реорганизуются или проходят перерегистрацию в другие организационно-правовые формы. Руководители создаваемых кооперативов за частую не имеют должного уровня юридических знаний, практического опыта работы и нуждаются в поддержке при решении

возникающих конкретных задач. В связи с этим необходимо усиление информационно-консультативной работы для оказания помощи в формировании и организации деятельности кооперативов. Для решения этой задачи в Республике Татарстан в 2018 г. было создано государственное бюджетное учреждение «Центр компетенций по развитию сельскохозяйственной кооперации в Республике Татарстан» и организованы ускоренные онлайн-курсы по подготовке руководителей и специалистов «Кооперативный управленец». Высокие показатели эффективности деятельности кооперативов в республике в 2019–2020 гг. можно объяснить именно качеством и своевременностью предоставленных информационных, консультационных и методических услуг научными работниками и специалистами в сфере сельскохозяйственной кооперации.

Распределение кооперативов по территории республики не равномерно: в Новошешминском и Бугульминском районах они отсутствуют, в 14 районах созданы по 1…2 предприятия, в Кукморском, Сабинском, Арском районах работают по 10 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и более (см. рисунок).

К сожалению, в большинстве случаев административный ресурс направлен на наращивание количества созданных кооперативов, а не на раскрытие внутрикооперативного потенциала по активации деловой, социальной, экономической, политической и технологической среды развития сельских территорий. Для успешного развития кооперативной системы необходимо реализовать такие внутренние механизмы кооперативной солидарности, как создание атмосферы доверительных отношений между руководством и членами кооператива, взаимопомощи между его членами, максимальное удовлетворение реальных потребностей в услугах каждого члена, выстраивание равных социальных и экономических условий для участников кооперативного движения. Для этого в республике ведется активная агитационная работа среди сельского населения и

усилены меры государственной поддержки развития малых форм хозяйствования и кооперации (табл. 4). Меры государственного воздействия на развитие кооперативной системы из года в год возрастают: в 2022 г. расходы из федерального бюджета увеличились, по сравнению с 2021 г., на 6 % и достигли 610,2 млн руб., из республиканского – соответственно на 5 % и до 295,6 млн руб.

Отечественная кооперация пребывает на начальном этапе своего становления. Существующие кооперативы в основном небольшие и функционируют как организации компенсационного типа. Только некоторые из них влияют на рыночную ситуацию в границах своего региона (табл. 5). Примерами эффективной деятельности кооперативов служат «Елмай» Высокогорского района и «Индейка» Зеленодольского района, в которых сумма денежной выручки на 1 члена кооператива превышает 4 млн руб., а на работника – 20 млн руб.

В создании условий для успешной организации работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов важную роль играет перевод многих процессов на цифровую платформу как современное направление расширения возможностей для малых и средних субъектов хозяйствования кооперативного типа. Конкурентная среда вынуждает их предлагать свои товары и услуги потребителям на максимально выгодных условиях. В поиске новых способов достижения цели необходимо использовать новые технологии, применять инновации в своей деятельности. Поэтому часть взаимодействия кооперативов и потребителей сельскохозяйственных товаров перемещается в сеть Интернет. Рынок производства и реализации как сфера предпринимательской деятельности подвержен изменениям. Имея доступ к сети Интернет потребитель сельскохозяйственной продукции может наблюдать и участвовать в процессе ее создания. Информационные технологии стали особо актуальными в условиях ухудшения экологической ситуации и озабоченности потребителей вопросами безопасности продуктов питания. Переход к цифровой экономике сопровождается трансформациоными процессами во всех отраслях аграрного сектора, где в силу различных причин они идут с определенным отставанием. Однако этот сектор IT-рынка очень перспективен.

Система управления СПК сложна в силу специфики аграрного бизнеса, связанного с наличием непредсказуемых природно-биологических факторов (зависимость результатов производства от погоды, сезонность работ, разрыв времени между затратами и получением продукции и др.), которые необходимо учитывать при принятии оперативных и стратегических управленческих решений. В связи с этим, при построении цифровой платформы управления должен быть реализован системный подход, последовательно включающий базовые уровни от создания продуктов до финансовых результатов. Существует множество цифровых продуктов для управления бизнес-процессами в аграрном секторе экономики, к которым можно отнести «1С – предприятие», элементы «точного земледелия», «управление стадом», «умная ферма», «умный склад» и др. [15]. Однако не все возможности и инструменты этих программных продуктов использованы, не все предлагаемые разработчиками решения нашли эффективное применение в практике управления в силу отсутствия системного подхода при проектировании и освоении цифровых технологий управления. На базе сформулированных методологических принципов, подходов и требований к цифровой системе управления хозяйствующими субъектами предложен вариант ее построения по уровням и стадиям продвижения продукции, а также выполнения организационно-экономических и технологических процессов: персонал – управление персоналом; мониторинг природных систем и процессов; ресурсы – управление использованием ресурсов; технологии – управление технологиями; бизнес-процессы – управление бизнес-процессами; продукты – управление ассортиментом и качеством продуктов; анализ финансово-экономических показателей – результатов бизнес-процессов. Построение системной поэтапной работы по логической цепочке продвижения производственно-экономических процессов, товаров и услуг с параллельной подготовкой кадров для использования программных разработок несомненно даст новый импульс в развитии кооперативной системы.

Важным условием служит разработка нововведений в области налогообложения, страхования и кредитования кооперативных формирований. Необходимо предусмотреть кластерный формат организации деятельности СПК по территориальному принципу, расширяя их сферы деятельности путем предоставления возможности участия в этих кооперативах других субъектов хозяйствования, находящихся в сельской местности и занимающихся производством товаров и изделий сельской промышленности, согласных взаимодействовать на условиях и принципах организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Особое внимание при этом следует уделить подготовке и повышению квалификации специалистов на базе высших и средних учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, разработке научных рекомендаций по формированию и совершенствованию деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Выводы. Одним из факторов, характеризующих положительный результат развития СПК в Республике Татарстан, служит увеличение бюджетной поддержки в 3,4 раза, что способствовало росту численности действующих кооперативов в 3,3 раза, членов кооперативного движения – в 16 раз, суммы денежной выручки – в 6 раз и отдачи бюджетной поддержки – в 1,8 раза.  В то же время половина из зарегистрированных кооперативов не может наладить эффективную деятельность. Число действующих кооперативов в муниципальных районах варьирует от 0 до 14, что в большинстве случаев связано с использованием административного ресурса местных органов власти по наращиванию количества созданных кооперативов в ущерб реализации внутреннего механизма кооперативной солидарности. В РТ ведется пропаганда положительного опыта работы кооперативов. Для эффективной работы потребительских кооперативов необходимо предусмотреть кластерный формат организации деятельности по территориальному принципу и осуществить перевод производственно-хозяйственных процессов на цифровую платформу, к цифровой системе управления по уровням и стадиям продвижения продукции с одновременной подготовкой кадров для использования программных разработок.

 

References

1. Khafizov D. F., Mukhametgaliev F. N., Khismatullin M. M. Features of the modern stage of development of a multi-structural economy // Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2018. V. 13. No. 3(50). pp. 157-161. doi:https://doi.org/10.12737/article_5bcf5796f419c6.52367082.

2. Priority areas of development of agricultural entrepreneurship in the regions of the Russian Federation / A.R. Battalova, R. S. Tukhvatullin, F. N. Mukhametgaliev, et al. // International Journal on Emerging Technologies. 2019 Vol. 10. No. 2, pp. 133-136.

3. Khafizov D. F., Isaicheva E. S. Development of forms of management in the agrarian sector over 20 years of reforming the economy // Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2011. V. 6. No. 1(19). pp. 82-84.

4. Salakhutdinov F. N., Khismatullin M. M., Iskhakov I. R. Alternative financing models for small and medium-sized businesses in the agro-industrial complex // Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2011. V. 6. No. 2(20). pp. 52-54.

5. A multi-criteria approach to assessing the effectiveness of the creation and development of integrated agricultural formations / S. M. Gazetdinov, M. K. Gazetdinov, O. S. Semicheva, et al. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Dushanbe, Virtual, 2019. P. 012097.

6. Comparative evaluation of productivity of ryegrass and ryegrass-goatling grass stands affected by different mineral and organomineral nutrition / M. M. Khismatullin, M. M. Khismatullin, L. T. Vafina, et al. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: The proceedings of the conference AgroCON-2019, 2019. Kurgan: IOP Publishing Ltd. P. 012109. doi:https://doi.org/10.1088/1755-1315/341/1/012109.

7. Issues of development of small forms of management and cooperation in rural areas / F.N. Mukhametgaliev, D.F. Khafizov, M.M. Khismatullin, et al. // Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2019. V. 14. No. 1(52). pp. 138-144. doi:https://doi.org/10.12737/article_5ccedf76d50a12.50893731.

8. State regulation of the development of small business forms / L. Mikhailova, F. Avkhadiev, N. Asadullin, et al. // Bio web of conferences: International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources”. Kazan: EDP Sciences, 2020. P. 00095. doi:https://doi.org/10.1051/bioconf/20202700095.

9. Reserves for improving the efficiency of integrated formations / Sh. M. Gazetdinov, M. Kh. Gazetdinov, O. S. Semicheva, et al. // BIO Web of Conferences: International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources”, Kazan, 2019. Kazan: EDP Sciences, 2020. P. 00026. doi:https://doi.org/10.1051/bioconf/20201700026 .

10. Federal State Statistics Service of the Russian Federation. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/S-X_2021.pdf Accessed 20.04.2022).

11. Agriculture of the Republic of Tatarstan, statistical collection. Tatarstanstat, Kazan, 2021. 106 p.

12. Results of the socio-economic development of the Republic of Tatarstan in 2020. URL: https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2678510.pdf (Accessed 15.05.2022).

13. Yakushkin N. M., Gainutdinov I. G., Gubaidullin R. G. Small forms of management in the Republic of Tatarstan: state, trends and problems of development // Achievements of Science and Technology of APK. 2017. V. 31. No. 12. S. 72-77.

14. Gainutdinov I. G. Small agrarian business: concept, organizational and legal forms and classification criteria // Achievements of Science and Technology of APK. 2012. No. 2. P. 6-9.

15. Analysis and trends in the development of agriculture in the context of digitalization / A. K. Subaeva, M. N. Kalimullin, M. M. Nizamutdinov et al. // Bulletin of the Kazan State Agrarian University. 2022. V. 17. No. 1(65). pp. 135-141. doihttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-135-141.

Login or Create
* Forgot password?