LEGISLATIVE FOUNDATIONS OF MATERNITY CAPITAL AS AN ECONOMIC AND LEGAL INSTRUMENT OF THE DEMOGRAPHIC POLICY OF THE STATE: FINANCIAL, LEGAL AND SOCIO-HUMANITARIAN ASPECT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the analysis of the legislative foundations of the institute of maternity capital. The emphasis is placed on the economic and legal directions of the development of maternity capital in order to increase the effectiveness of state support for families with children. The results of this study can be taken into account when improving Russian legislation, as well as serve as a basis for the preparation of interdepartmental comprehensive measures to improve the socio-economic development of our country.

Keywords:
economics, law, demographic policy, family, state support measures, social protection
Text
Publication text (PDF): Read Download

Одним из направлений государственной политики нашего государства является социальная ориентация на поддержку института семьи, поскольку начало XXI в. характеризуется демографическим кризисом, низкой рождаемостью, потерей семейных ценностей. Как отмечают отечественные ученые, «это объясняется тем, что стабильная демографическая ситуация является одним из важнейших факторов социально-экономического развития нашей страны, оказывает влияние на экономический рост» [15, с.27].

Действующая система законодательства характеризуется широкой регламентацией различного рода мер мерах государственной поддержки семей, имеющих детей. В нормах международного права содержатся базовые принципы социальной поддержки института семьи, в частности:

-  всеобщая декларация прав человека закрепляет основополагающие семейные ценности – финансовую поддержку и государственную защиту материнства, детства, равноправие детства в полных семьях и семьях с одним родителем [2];

- в Международном пакте о гражданских и политических правах детализирована государственная защита института семьи как элемента общественной системы.

Нормы отечественного права также содержат законодательную поддержку семейных ценностей [1].

К сожалению, внутригосударственное право, содержащее нормы государственной поддержки семей, не систематизировано и реализуется в ряде правовых документов, среди которых:

Налоговый кодекс Российской Федерации, раскрывающий институт материнского капитала (далее по тексту – МСК) и направления его реализации [5];

Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обобщающий перечень дополнительных мер поддержки семей, определяющий условия получения МСК [6]. Практически ежегодны нормы указанного закона подлежат законодательным изменениям путем расширения категорий получателей МСК. Одним из последних изменений стало расширение категорий получателей МСК;

  •  Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» детализирует основание и порядок использования средств МСК в сфере приобретения жилья, определяя статус участников жилищных правоотношений, их взаимозависимость, а также иные организационные проблемы в жилья [8];
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 926 «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» определяются основания использования средств МСК на получение образования [9]. Хочется отметить, что законодательно не урегулировано на получением кем именно образования, как показывает практика за счет средств МСК обучаются разные члены семьи – получателя МСК;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 № 627 «Об использовании материнского капитала для приобретения жилья участниками накопительное-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» дает право семьям военнослужащих использовать средства МСК на улучшение жилищных условий, погашение ипотечного кредитования и т.д. [10];
  • Постановление Правительства РФ от 24 января 2018 г. № 60 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» позволяет семьям с детьми с ограниченными возможностями приобретать необходимые средства социальной адаптации детей-инвалидов в обществе, тем самым интегрируя их в обществе [11];
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 марта 2020 г. № 138н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал», определяющий порядок подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, порядок выдачи сертификата (его дубликата), в том числе выдачи сертификата в без заявительном порядке [13];
  • Постановление Правления Пенсионного Фонда России (далее по тексту ПФР) от 31 мая 2019 г. № 312п, устанавливающее административный регламент предоставления ПФР и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал [12].

Рассмотренное законодательство, регламентирующее институт МСК, позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, институт МСК, являясь одним из направлений демографической политики государства, направлен на улучшение демографической обстановки в стране. Стоит отметить, что институт МСК – это мера поддержки института семьи в России, но ни одно государство современного мира на имеет аналогичных мер поддержки. Как правило, в зарубежных странах меры поддержки семей с детьми ограничиваются различного рода выплатами денежного характера.

Во-вторых, основополагающим нормативным актом в системе государственной поддержки семей является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», легализующий институт МСК в законодательстве Российской Федерации и определяющий его правовой статус в процессе применения, устанавливающий порядок, основания и условия его реализации. В частности, при получении МСК необходимо выполнение ряда условий, а именно:

получить МСК могут только граждане Российской Федерации;

право на МСК четко регламентировано законом и не подлежит расширительному толкованию;

временные рамки, правом на получение МСК обладают семьи «в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 г. второго, третьего или последующего ребенка, а также семьи, в которых после 1 января 2020 г.  родился (был усыновлен) первый ребенок» [6];

сбор и направление документов на получение МСК.

Реализация программы МСК получила широкую практику на территории нашего государства. Как показывают статистические данные, ежегодно количество семей, получивших сертификат на МСК, растет, в частности, согласно статистическим данным в 2020 г.  количество семей, получивших МСК, составило1 207 463.  Численность лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, ежегодно растет (табл. 1).

 

Таблица 1

Численность лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал* [1]

 

Представленные в табл. данные свидетельствуют о значимости программы МСК для российских семей с детьми. Мы полагаем, что МСК в настоящее время выступает инструментом государственных гарантий семьям, имеющим детей, мотивируя их на повышение рождаемости, преодоление демографического кризиса в стране.

Как показывает анализ правоприменительной практики, при реализации средств МСК возникает много разного рода проблем.  Изучив судебную практику, связанную с реализацией права на МСК, отметим, что наиболее проблематичными являются споры о распоряжении средствами МСК, направление средств МСК на улучшение жилищных условий и определение долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное за счет средств МСК, использование средства МСК при получении образовательных услуг.

Полагаем, что, несмотря на положительные моменты применения МСК на территории нашего государства, практика его применения показывает ряд проблем экономико-правового характера в данной сфере:

во-первых, цифровая трансформация не в полной мере реализуется Пенсионным фондом и его структурными подразделениями, что проявляется в неполномерной доступности информации по вопросам получения МСК;

во-вторых, ежегодная индексация средств МСК, исходя из инфляции за предыдущий финансовый год, применяется не в полном объеме;

в-третьих, законодательная неурегулированность за деятельностью государственных органов, должностных лиц, осуществляющих реализацию права семей на получение МСК;

в-четвертых, законодательная защита семей, обладающих правом на МСК от различного рода злоупотреблений, в том числе защиты от злоупотреблений со стороны как государственных органов и их должных лиц, так и со стороны различного рода представителей преступной среды;

в-пятых, трансформация общественных отношений требует увеличения перечня направлений расходования МСК из-за наличия большого количества бытовых и материальных проблем семей с детьми, с которыми они самостоятельно не справляются.

В заключение хотелось бы отметить, что институт МСК как инструмент демографической политики государства в настоящее время является эффективной мерой стимулирования рождаемости и преодоление сложившегося демографического кризиса.  Однако судить об эффективности его реализации пока рано. Стоит отметить, что механизм его получения и расходования до конца остается проблемным, требующим законодательного надзора со стороны компетентных органов и должностных лиц. 

 

* [1] Данные взяты  с сайта Федеральной  службы государственной статистики. Доступ к электронному ресурсу: https://rosstat.gov.ru/search?q=материнский+капитал (Дата обращения 04.03.2022 г.)

References

1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii, prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g. (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosovaniya 01.07.2020 g.) [Elektronnyy resurs] // https://base.garant.ru/10103000/ (data obrascheniya: 05.01.2022 g.)

2. Vseobschaya deklaraciya prav cheloveka ot 10 dekabrya 1948 g. [Elektronnyy resurs] // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (data obrascheniya 05.01.2022 g.)

3. Mezhdunarodnyy pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah ot 16 dekabrya 1966 g. [Elektronnyy resurs] // https://base.garant.ru/2540295 (data obrascheniya: 05.01.2022 g.)

4. Federal'nyy zakon ot 1 marta 2020 g. № 35-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii po voprosam, svyazannym s rasporyazheniem sredstvami materinskogo (semeynogo) kapitala» [Elektronnyy resurs] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346665 (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

5. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 29.11.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2022) » [Elektronnyy resurs] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

6. Federal'nyy zakon «O dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoy podderzhki semey, imeyuschih detey» ot 29.12.2006 № 256-FZ (ot 30.12.2021 № 436-FZ) » [Elektronnyy resurs] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64872/ (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 12 dekabrya 2007 g. № 862 «O pravilah napravleniya sredstv (chasti sredstv) materinskogo (semeynogo) kapitala na uluchshenie zhilischnyh usloviy» [Elektronnyy resurs] // https://base.garant.ru/12157749/ (data obrascheniya: 05.01.2022 g.)

8. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 24 dekabrya 2007 g. № 926 «Ob utverzhdenii Pravil napravleniya sredstv (chasti sredstv) materinskogo (semeynogo) kapitala na poluchenie obrazovaniya rebenkom (det'mi) i osuschestvlenie inyh svyazannyh s polucheniem obrazovaniya rebenkom (det'mi) rashodov» [Elektronnyy resurs] // https://base.garant.ru/12158041/ (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

9. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 25 maya 2017 g. № 627 «Ob ispol'zovanii materinskogo kapitala dlya priobreteniya zhil'ya uchastnikami nakopitel'no-ipotechnoy sistemy zhilischnogo obespecheniya voennosluzhaschih» [Elektronnyy resurs] // https://pfr.gov.ru/order/mother_fam_capital/~3927 (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 maya 2019 g. № 655 «O vnesenii izmeneniy v Pravila napravleniya sredstv (chasti sredstv) materinskogo (semeynogo) kapitala na uluchshenie zhilischnyh usloviy» [Elektronnyy resurs] // https://base.garant.ru/72259222/ (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

11. Postanovlenie Pravleniya Pensionnogo fonda Rossiyskoy Federacii ot 31 maya 2019 g. № 312p «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta predostavleniya Pensionnym fondom Rossiyskoy Federacii i ego territorial'nymi organami gosudarstvennoy uslugi po vydache gosudarstvennogo sertifikata na materinskiy (semeynyy) kapital» [Elektronnyy resurs] / https://base.garant.ru/72822676/ (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

12. Prikaz Ministerstva truda i social'noy zaschity RF ot 18 marta 2020 g. № 138n «Ob utverzhdenii Pravil podachi zayavleniya o vydache gosudarstvennogo sertifikata na materinskiy (semeynyy) kapital i vydachi gosudarstvennogo sertifikata na materinskiy (semeynyy) kapital (ego dublikata) i formy gosudarstvennogo sertifikata na materinskiy (semeynyy) kapital» [Elektronnyy resurs] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73742456/ (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

13. Obzor sudebnoy praktiki po delam, svyazannym s realizaciey prava na materinskiy (semeynyy) kapital, utverzhdennyy Prezidiumom Verhovnogo Suda RF ot 22 iyunya 2019 g. [Elektronnyy resurs] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200154/ (data obrascheniya: 03.01.2022 g.)

14. Pensionnyy fond Rossiyskoy Federacii: oficial'nyy sayt [Elektronnyy resurs] // http://www.pfrf.ru (data obrascheniya: 10.01.2022 g.)

15. Alonceva D.V., Akopyan A.V., Vorob'ev S.V., Lavrischeva O.A. Materinskiy kapital kak ekonomiko-pravovoy instrument social'nogo politiki gosudarstva [Tekst] //Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. - 2021. - № 3. - S. 27-29.

16. Barcic A.D. Materinskiy (semeynyy) kapital kak mera dopolnitel'noy gosudarstvennoy social'noy podderzhki semey, imeyuschih detey [Tekst]// Nauchnye zapiski molodyh issledovateley. - 2019. - № 2. - s. 59-65.

Login or Create
* Forgot password?