Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The author pays attention to the organizational aspects of the service of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation, based on a narrow functionally oriented, individually developed job regulations (job description). This document is necessary to improve the quality of the duties performed, as well as for a clear understanding of the employee's job functions. The article draws attention to the fact that simultaneously with the conclusion of the service contract, an official regulation (job description) is signed, which defines the procedure for appointment to the position, the specifics of the service day, the necessary knowledge, qualification requirements, rights, duties, responsibilities and other significant issues that determine the service. On the example of court proceedings, the meaning of the official regulations (job description) is revealed. For non-performance or improper performance of their functional duties, after conducting official inspections in relation to unscrupulous employees, they are dismissed from the service.
professional service activity, job regulations (job description), judicial practice, functional responsibilities, employees, qualification requirements
С 1 февраля 2018 года для каждого сотрудника, индивидуально разрабатываются специальные права и обязанности, которые предусмотрены должностным регламентом (должностной инструкцией) [1, п.174]. Разработкой данного документа занимается непосредственный руководитель с учетом штатного расписания должностей. Внимательный руководитель знает индивидуальные особенности каждого сотрудника и учитывает их при составлении данного локального нормативного документа. Несмотря, что название должностей может быть одинаковым, например, инспектор кадров, для двух или более сотрудников замещающих одноименную должность непосредственный руководитель предусматривает индивидуальные функциональные обязанности с учетом особенностей каждого подчиненного. В общих положениях должностного регламента (должностной инструкции) содержится нормативно-правовая база, знаниями которой должен обладать сотрудник, также информация, касающаяся нормированного или ненормированного служебного времени, допуска сотрудника к государственной тайне, вопросы назначения на должность и освобождения от нее, временного исполнения обязанностей, совмещения обязанностей и другие особенности служебной деятельности.
Акцентируем внимание, что в настоящее время требования к образовательному цензу предписаны в приложение № 13 Порядка [1], в том числе установлен перечень должностей среднего и старшего начальствующего состава, для которых необходимо наличие высшего юридического образования (правовые службы, дознания и следствия).
Изменения, которые произошли благодаря установленному перечню должностей, во многом разрешили проблемы в работе комплектования.
Так, например, для назначения на должность участкового уполномоченного полиции теперь не требуется обязательности наличия высшего или высшего юридического образования. В настоящее время на должность участкового стало возможно принимать граждан имеющих среднее профессиональное образование, соответствующего направлению деятельности, с оговоркой за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
Следовательно, для назначения на приведенную в пример должность достаточно диплома о среднем профессиональном образовании, полученного по окончанию обучения по программе подготовки специалистов среднего звена. В таком дипломе должно быть указание на полученную специальность.
Но, необходимо учитывать, что на сегодняшний день в средних специальных учебных заведениях обучающиеся получают образования двух уровней:
квалифицированный рабочий (раньше такой уровень образования был в училищах и обучающийся получал рабочую профессию);
специалист среднего звена (раньше такой уровень образования давали в техникуме или называли средне-специальным, обучающийся получал специальность).
Это значит, для того чтобы иметь возможность претендовать на должность, не указанную в приложения № 13, гражданину необходимо представить диплом о среднем профессиональном образовании с указанием специальности, либо справку подтверждающую обучение гражданина по программе подготовки специалистов среднего звена.
Обратим внимание, что в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ[1] [2, ст.31] рассматриваются вопросы, предусматривающие временное исполнение по должности. В практической деятельности существует определенное не понимание, касающееся временного исполнения обязанностей по вышестоящей должности, которое всегда требует соглашения сотрудника. Тем не менее, если временное исполнение определенно в должностном регламенте (должностной инструкции), который сотрудник подписал, а соответственно своей подписью он дал согласие на временное исполнение по вышестоящей должности. В такой ситуации право руководителя, как не проводить приказом временное исполнении по вышестоящей должности, и в этом случае сотруднику не выплачивается разница в окладе между вышестоящей должностью и его непосредственной.
В то же время руководитель имеет право отдать сотрудника через приказ, в таком случае он будет получать разницу в окладах должностей.
На практике часто руководители отказываются проводить сотрудников через приказ, обосновывая свое решение тем, что у них в обязанностях должностного регламента (должностной инструкции) закреплено временное исполнение обязанностей по вышестоящей должности.
Учитывая то, что нормативного закрепления, касающегося вопроса необходимости отдавать сотрудника через приказ на временное исполнение обязанностей по вышестоящей должности, если у него в должностных обязанностях закреплено такое исполнение. По нашему мнению справедливо будет указывать в содержание должностного регламента (должностной инструкции) «временно исполняет обязанности по вышестоящей должности», после данной фразы прописать «оформляется в установленном порядке при издании приказа уполномоченного руководителя».
Принимая во внимание вышесказанное, рассмотрим исключительный случай, содержащийся в ФЗ «О службе» [2, п.5 ст.31], когда у сотрудника в содержании должностного регламента (должностной инструкции) прописано временное исполнение за руководителя в период его отсутствия. В этом случае в отношении сотрудника не издается приказ и соответственно сотруднику начисляется его обычная заработная плата.
Немаловажный момент, законодательно закрепленное право руководителя в случае служебной необходимости в течение года на один месяц без согласия сотрудника привлекать его помимо основных обязанностей к временному исполнению обязанностей по иной должности, т.е. равнозначной или нижестоящей [2, п.8 ст.31].
В вопросах организации прохождения службы должностной регламент (должностная инструкция) имеет важное значение, на законодательном уровне закреплена обязанность сотрудника знать и выполнять данный документ.
Так, после проведения служебной проверки был уволен сотрудник за невыполнение пунктов должностного регламента (должностной инструкции). Он обратился с исковым заявлением суд, в котором указал, что не был ознакомлен с данным локальным нормативным актом и его подпись в нем подделывали. Кроме того с ним не повели полиграфическое исследование.
В судебном разбирательстве судом было акцентировано внимание, что согласно ФЗ «О службе» профессиональная служебная деятельность сотрудника основывается на должностном регламенте (должностной инструкции), который он обязан знать и исполнять. На основании этого судом был сделан вывод, что истец не мог проходить службу без данного локального нормативного акта и соответственно должен был быть с ним ознакомлен.
Так же суд счёл, что не было необходимости в проведении почерковедческой экспертизы, с целью определения была ли выполнена подпись в должностном регламенте (должностной инструкции) истцом или другим лицом [3, ст.67].
Причина того, что не было проведено полиграфическое исследование, заключается в том, что уволенный сотрудник не настаивал на прохождении.
Проанализировав все обстоятельства дела, суд отказал истцу в восстановлении его на службе.
Учитывая вышесказанное еще раз обратим внимание, что неисполнение сотрудниками функциональных обязанностей, заложенных в должностном регламенте (должностной инструкции), может стать причиной увольнения со службы.
Очевидно, что в моделирование высококвалифицированной компетентной служебной деятельности сотрудника обеспечивает грамотно составленный должностной регламент (должностная инструкция).
Соблюдая обязательства по исполнению служебных обязанностей, установленных контрактом о службе или выше названным документом, осуществляется упорядоченно служебная деятельность, и выполняются на высоком профессиональном уровне задачи, возложенные на правоохранительные органы.
На примере ещё одного судебного рассмотрения (определение от 12 января 2017 года № 4г/10-8606/16) проанализируем значимость должностного регламента (должностной инструкции).
В своём исковом заявление сотрудник просит признать незаконными требованиями его бывшего руководителя, а также предвзятость проведения в отношении него служебной проверки, помимо этого исправить в содержании должностного регламента (должностной инструкции) расхождения с законодательством и восстановить его в должности.
Со слов сотрудника руководство требовало от него выполнение обязанностей, которые не входили в его функциональные обязанности, относящиеся к его штатной должности «оперативный сотрудник», а именно методическое обеспечение, заполнение карточек оперативно-служебной деятельности. Из-за отказа выполнять такой приказ между ним и руководством возникла конфликтная ситуация, в результате чего он потребовал его должностной регламент (должностную инструкцию) в соответствии с наименование штатной должности.
Документ был разработан руководителем заново с учетом пожеланий сотрудника, несмотря на это, содержание снова не устроило истца, и он отказался его подписывать. Учетные контрольные карточки им тоже не были заполнены.
Руководство прореагировало на сложившуюся ситуацию, проведением служебной проверки и увольнение сотрудника со службы.
Рассматривая исковое заявление сотрудника обратившегося в суд, судом был сделан акцент на принципы службы, такие как единоначалие и субординация, а также, что приказ руководителя, касающийся служебной деятельности и не нарушающий закон Российской Федерации обязателен для исполнения.
Судом был сделан следующий вывод, что граждане, трудоустраивающиеся на службу в органы внутренних дел, а также действующие сотрудники при подписании контракта о службе добровольно обязуются соблюдать требования и выполнять предписания, содержащиеся в должностном регламенте (должностной инструкции), выполнять законные приказы своих руководителей.
В свою очередь уволенный сотрудник не выполнил приказ руководителя, который не противоречил и не нарушал законы Российской Федерации [4, п.5], поэтому суд отказал уволенному сотруднику в удовлетворение исковых требований.
Сотрудник не исполнил приказ руководителя потому, что по его субъективному мнению, должность, которую он замещал, не предполагает таких функциональных обязанностей.
Суд обосновал свое решение тем, что отказ сотрудника заполнять учетные карточки не противоречит закону Российской Федерации.
В институализированном обществе право и закон являются регулятором общественных отношений, однако далеко не основным. На центральную позицию выходят регулирующие средства – профессионализм, репутация, этика, мнение общественности, а также другие базовые гуманистические завоевания. Разумеется, отмеченные ценности существуют не сами по себе, некоторые из них находят свое нормативное закрепление в отдельных нормативных правовых актах [5, с. 5-6]. Несомненно, таким локальным нормативным документом будет должностной регламент (должностная инструкция).
Приведенные в пример, судебные разбирательства констатируют факт, что профессиональная служебная деятельность сотрудников регламентируется значимым документом – должностным регламентом (должностной инструкцией), позволяющим качественно организовывать работу в подразделении.
Опытные руководители обеспечивают создание, проектирование и администрирования подразделением за счет индивидуального подхода к разработке содержания вышеназванного документа.
Достижение и поддержание баланса прав и обязанностей сотрудников, освобождение их от дополнительной нагрузки и выполнения несвойственных функций – задача, которая должна решаться на правовом и организационном уровнях. На первом – за счет гарантий и механизмов их обеспечения, закрепляемых в законодательных и иных нормативных правовых актах. На организационном уровне – за счет грамотной роли и участия руководителей системы МВД России в определении и распределении обязанностей между сотрудниками [6].
Исходя из практического опыта территориальных органов, можно сделать вывод, что некоторые руководители нечетко прописывают требования, предъявляемые к сотрудникам, в результате чего между ними иногда возникает непонимание, относительно однозначности исполнения функциональных обязанностей.
Если сотрудник относится к должностному регламенту (должностной инструкции), как к формальному документу и не изучает его положения, в его деятельности могут возникать конфликтные ситуации, перерастающие в судебные разбирательства.
Работоспособность подразделения во многом зависит от качества, полноты, содержания и правильного распределения функциональных обязанностей.
Каждый сотрудник и его руководитель должен понимать, что должностной регламент (должностная инструкция) это действенный документ, благодаря которому возможна эффективная организация служебной деятельности каждого сотрудника и всего подразделения в целом.
[1] Далее - ФЗ «О службе».
1. Prikaz «Ob utverzhdenii poryadka organizacii prohozhdeniya sluzhby v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» ot 1 fevralya 2018 goda № 50
2. Federal'nyy zakon «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» ot 30 noyabrya 2011 goda № 342-FZ.
3. Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossiyskoy Federacii ot 14 noyabrya 2002 goda № 138-FZ.
4. Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federacii «O disciplinarnom ustave organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» ot 14 noyabrya 2012 goda № 1377.
5. Protivodeystvie korrupcii posredstvom primeneniya mer disciplinarnogo haraktera : uchebnoe posobie dlya vuzov / A.V. Kurakin, V.G. Kovrova. - Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2021.
6. Kulik O.V. Balans prav i sluzhebnyh obyazannostey sotrudnikov organov vnutrennih del: zakonodatel'noe regulirovanie i prakticheskaya realizaciya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2021. - № 1 (89). - S. 184.