STUART BRAND AND HIS LEGACY IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT AND NATURE CONSERVATION IDEAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper analyzes the contribution to modern science and the evolution of ideas in the field of environmental protection and the solution of environmental problems of the American futurist, writer and public figure Stuart Brand. A biologist by education, a participant in the informal subcultural movements of the 1960s, he made an invaluable contribution to the formation of the US environmental movement, the development of innovative, energy-saving, computer technologies, the dissemination of eco-philosophical ideas and the axioms of sustainable development. Brand also influenced a large number of public figures, entrepreneurs, scientists who shared, in whole or partly, his ideas.

Keywords:
Steward Brand, ecology, the Whole Earth Catalogue, social movement, innovations
Text
Publication text (PDF): Read Download

            Конец 1950-х – начало 1970-х гг. в истории общественной жизни США был отмечен многими яркими событиями: закатом бит-поколения, расцветом движения хиппи, появлением течения нью-эйджа и множеством других, менее известных групп, течений и явлений. Помимо многочисленных общеизвестных личностей, поэтов, писателей, издателей, это время подарило американской, а затем и мировой культуре, ряд других деятелей, особое место среди которых занимает Стюарт Бранд (р. 1938) – эколог, футуролог, предприниматель, эссеист, человек множества талантов и колоссального влияния, которое в недостаточной степени осмыслено в зарубежной научной традиции и совершенно не затронуто в отечественной историографии. Данная статья видится автору скромной попыткой ввести в научный оборот упоминание о Стюарте Бранде, а также его печатные труды, ставшие предвестниками экологической революции в сознании Запада [1, p. 381].

Уроженец Иллинойса и выпускник престижной школы в Нью-Гэмпшире, Бранд первоначально стал изучать биологию в статусном Стэнфордском университете, который окончил в 1960 г. Отслужив два года в армии, он вернулся к учебе, продолжив изучать основы дизайна и фотографии в Сан-Франциско, а позже стал участником экспериментов американских ученых с психоактивными веществами, проходившими в калифорнийском городе Менло-Парк, базе Стэнфордского университета. В начале 1960-х гг. происходит знакомство Бранда с двумя неформальными творческими объединениями – «Веселыми проказниками» (англ. Merry Pranksters) во главе с Кеном Кизи (1935–2001), объединявшим, в первую очередь, писателей, поэтов и музыкантов, и с USCO (англ. Us Company or the Company of Us), объединявшего более широкий круг участников − кинорежиссеров, ученых, фотографов, скульпторов и пр. Именно у USCO Бранд почерпнул немалый интерес к экологической проблематике, а во время очередного приема психоактивных веществ вместе с «Проказниками» в 1966 г. ему пришла идея о том, что изображение планеты, земного шара может стать интересным символом [2, c.35]. Тогда же Бранд начал распространять значки с надписью «Почему мы до сих пор не видели фотографию всей Земли?». В 1967 г. американский космический спутник ATS-3 впервые сделал такую фотографию, а годом позже астронавт Уильям Андерс запечатлел изображение Земли с поверхности Луны. Эти снимки Бранд начнет использовать в своей издательской и предпринимательской деятельности в 1968 г., когда будет создан первый «Каталог всей Земли» [3, p. 62]. Он придавал снимку символическое значение, считая, что планета – это «…маленький драгоценный значок в синих, белых, зеленых и коричневых тонах среди абсолютно безликого черного вакуума» [4].

«Каталог» стал ярчайшим явлением в общественной и интеллектуальной жизни Америки того времени. Сам автор называл его набором «инструментов», необходимых для жизни, но эти «инструменты» затрагивали огромный спектр проблем: урбанистика, новые философские идеи и концепции, атомная энергетика, генная инженерия, сельское хозяйство, строительство, книжные рецензии, ветеринария, охрана окружающей среды, кибернетика и т.д. Листая страницы сборника, можно сделать вполне определенные выводы об интересах участников контркультурных и андерграундных течений того времени. При этом, Бранд старался придерживаться синергетического и комплексного подхода [5, p.301], объединяя темы, вовлекал читателей в материалы, используя, к примеру, манеру письма-обращения к другу. «Каталог» постепенно стал популярен и среди обитателей Кремниевой долины, где в конце 1960-х – начале 1970-х гг. уже активно работали и продолжали появляться высокотехнологичные компании [6]. Несмотря на недолгую жизнь оригинального «Каталога» (его переиздания начнутся довольно быстро [7]), он выполнил свою задачу – в США начался активный рост «зеленого» движения и развитие технологических стартапов того времени, чья деятельность была связана с кибернетикой, роботизацией, телекоммуникациями и пр. Мощнейшее влияние от сборника Бранда испытал Стивен Джобс (1955–2011), будущий основатель корпорации Apple, промышленный дизайнер и изобретатель, который в последнем выпуске «Каталога» увидел фразу, ставшую его жизненным девизом: «Оставайтесь голодными, оставайтесь безрассудными» [8]. В 1972 г. «Каталог» был удостоен Национальной книжной премии США, а его влияние на американскую общественность еще раз было признано: «зеленое» движение стало более прагматичным, уйдя от утопических идей [9, p.101], а многие молодые люди были вдохновлены на саморазвитие, поиск и воплощение собственных идей, что вскоре приведет США к буму технологических прорывных идей.

            Идеи Бранда, тем временем, продолжали жить уже самостоятельной жизнью. В 1970 г., на волне поддержки мысли Бранда о хрупкости Земли, необходимости беречь ее общими усилиями в США был проведен первый День Земли. Благодаря усилиям ряда активистов и представителей ООН, это событие очень быстро стало международным, получило широкую поддержку и ежегодно отмечается 22 апреля. Во второй половине 1970-х гг. Стюарт Бранд работает советником администрации 34-го губернатора Калифорнии Джерри Брауна, который прогрессивно относился к идеям солнечной энергетики и охраны окружающей среды, пытаясь внедрять их в своем штате.

Помимо «зеленых» идей, Бранда влекли новые технологии, в том числе зарождающаяся IT-сфера. Так, в 1968 г. на конференции Joint Computer Conference в Сан-Франциско он познакомится с инженером Дугласом Энгельбартом (1925–2013), изобретателем компьютерной мыши и множества других устройств. Также Бранд будет поддерживать сотрудничество с Ричардом Бакминстером Фуллером (1895–1983), знаменитым американским архитектором и футурологом. В 1984 г. на IT-конференции «Hackers Conference» в Калифорнии Бранд, как считается, в разговоре с компьютерным инженером и сооснователем Apple Стивеном Возняком сформулировал одну из ключевых идей современности: информация должна быть свободной. Эта мысль, возможно, была озвучена не впервые, однако многие исследователи возводят этот тезис именно к Бранду, считавшему, что ценность информации должна постепенно снижаться, а доступ к ней быть повсеместным. Годом позже Бранд вместе с писателем и филантропом Ларри Бриллиантом основывают одно из первых онлайн-сообществ в сети – The WELL (Whole Earth Lectronic Link), которое первоначально представляло собой электронную доску объявлений, затем позволившее создавать форумы, конференции, веб-страницы внутри сети. Некоторые приемы, разработанные в этом сообществе, например, возможность анонимного комментирования, используются в Интернете до сих пор. В 1987 г. Бранд становится одним из основателей консалтинговой фирмы Global Business Network, а в 1996 г. Основывает фонд The Long Now Foundation, финансирующий проекты в области инноваций и глобального развития.

В ХХI в. Бранда можно смело причислить к американской интеллектуальной элите. Однако его взгляды продолжают подвергаться критике. Так, «зеленое» движение, выходцем из которого Стюарта Бранда можно смело считать, в настоящее время считает его своим идеологическим противником. Отбросив идеи романтического утопизма, сегодня Бранд является активным сторонником использования атомной энергетики, генной инженерии, технологических инноваций в целом [10, p.11]. Сам он называет свое идейное движение «бирюзовым», считая, что «зеленым» надо быть более гибкими в вопросах технологий, и молодому поколению не стоит к ним относиться как к негативному фактору развития общества [11]. Однако, не стоит воспринимать Бранда как идейного предателя – уже много лет назад он доказал, что опирается не просто на модные и поверхностные идеи, а на прагматизм и здравый смысл. Несмотря на огромную роль в формировании современных инновационных индустрий, необходимо признать большое влияние Стюарта Бранда и на экологические идеи современности [12, p.291]. Он стал одним из вдохновителей идей устойчивого развития и гармоничного сосуществования человека и природы.

 

References

1. Turner F.C. From counterculture to cyberculture: how Stewart Brand and the Whole earth catalog brought us Wired magazine. - San Diego : University of California, 2002. - 762p.

2. Golubovskiy D. Praktika odnoy utopii // Zhurnal Citizen K. - 2011. - 30 maya(№3). - S. 35. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/1650853 (data obrascheniya: 27.01.2022)

3. Access to tools/ Menlo Park // Whole Earth catalog - California : Portola Institute, 1968-1972.

4. Angashanova N. «Katalog vsey Zemli». Kto takoy Styuart Brand, i kak ego idei prodolzhayut menyat' nash mir// ESQUIRE. - URL: https://esquire.ru/relaxation/62032-whole-earth-catalog/#part1 (data obrascheniya: 27.01.2022)

5. Brand S. Whole earth discipline: why dense cities, nuclear power, transgenic crops, restored wildlands, and geoengineering are necessary. - New York : Penguin Books, 2010. - 337 p.

6. Savina A. Ikona epohi: Styuart Brand// LookAtMe. - URL: http://www.lookatme.ru/mag/people/icon/196575-ikona-epohi-styuart-brend (data obrascheniya: 27.01.2022)

7. Brand S. The next whole earth catalog. - New York : Random House, 1980. - 608 p.

8. Brand S. Whole earth epilog: access to tools. - Baltimore : Maryland Penguin Books, 1974. -320 p.

9. Kirk A. G. Counterculture green: the Whole earth catalog and American environmentalism. - Lawrence : University Press of Kansas, 2007. - 303 p.

10. Brand S. Better to Be Part ‘Phile’ and Part ‘Phobe’ // The Futurist. -1997. - January-February. - P. 10-12.

11. Environmental Heresies. The founder of The Whole Earth Catalog believes the environmental movement will soon reverse its position on four core issues // Technology Review. - URL: https://www.technologyreview.com/2005/05/01/231115/environmental-heresies-2/ (dataobrascheniya: 27.01.2022)

12. Brand S. Whole earth discipline : an ecopragmatist manifesto. - New York : Viking, 2009. - 325 s.

Login or Create
* Forgot password?