THE MECHANISM OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF SINGLE-INDUSTRY TOWNS IN THE REGIONS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the issues of choosing priorities in the development of single-industry towns. The conceptual framework and legal regulation are analyzed, the possibilities of using public-private partnership mechanisms in the development of single-industry towns in the regions of Russia are considered. It is shown that increasing the efficiency of PPP at the regional level, including in the development of single-industry towns, will solve a number of socio-economic problems. This is the development of social, transport, communal, and energy infrastructure. It is proved that among the main forms of investments, PPP is used in projects of reconstruction and modernization of water supply and sewerage systems, energy, transport. In the course of the study, the dynamics of the development of single-industry towns in three categories was analyzed, the results of state regulation of their functioning were presented. The main characteristics of single-industry towns are given and the assessment of the level of socio-economic development of single-industry towns of the Central Chernozem region is made, as well as the prospects for development based on public-private partnership are determined, a roadmap for the implementation of the main measures is developed. As conclusions, reasonable proposals have been made regarding the prospects of using PPP mechanisms for single-industry towns of the Central Asian Republic.

Keywords:
regions, single-industry towns, PPP mechanisms, , state support measures
Text

Введение

Большая часть населения РФ проживает в городах, которые могут в значительной степени дифференцироваться в зависимости от экономического положения. Исходя из этого, в последние десятилетия особого внимания требуют проблемы моногородов.

Устойчивое социально-экономическое развитие моногородов имеет существенное значение для экономики нашей страны. В этих городах проживает десятая часть населения России, каждый четвертый город страны относится к монопрофильному, а доля продукции градообразующих предприятий в российском ВВП достигает 40%. Очевидно, что без особого внимания к развитию моногородов невозможно решить задачи восстановления экономического роста в стране в целом.

Проблемы монопрофильных городов  РФ  в целом довольно схожи между собой: загрязнение окружающей среды, безработица, неразвитость инфраструктуры, в том числе здравоохранения и образования, отток молодого населения.

Реализация актуальных в современных условиях механизмов поддержки развития моногородов будет способствовать их переходу из сложного социально-экономического положения в стабильное. Одним из таких механизмов является государственно-частное партнёрство (ГЧП), позволяющее оптимально скоординировать работу государства и бизнеса.

Механизм ГЧП нашёл активное применение в реализации капиталоёмких инфраструктурных проектов в развитии социальной,  транспортной,  коммунальной,  энергетической  инфраструктуры  и функционирует на всех уровнях власти, наиболее актуальным аспектом является повышение эффективности ГЧП на региональном уровне, в том числе в развитии монопрофильных региональных образований.

Таким образом, обусловлена необходимость применения инструментария государственно-частного партнёрства  для развития инфраструктуры моногородов.

Цель исследования – обоснование эффективности применения инструментария государственно-частного партнёрства в развитии моногородов Центрально-Чернозёмного района.

Практическая  значимость  заключается  в построении «дорожной карты» проектов ГЧП в коммунальной инфраструктуре и предложениях по выбору инвесторов для реализации концессионного соглашения.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 iyulya 2014 g. № 709 «O kriteriyah otneseniya municipal'nyh obrazovaniy Rossiyskoy Federacii k monoprofil'nym (monogorodam) i kategoriyah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovaniy Rossiyskoy Federacii (monogorodov) v zavisimosti ot riskov uhudsheniya ih social'no-ekonomicheskogo polozheniya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 29 iyulya 2014 goda № 1398-r (s izmeneniyami na 18 marta 2019 goda) «O perechne monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovaniy RF (monogorodov)»: [Elektronnyy resurs]// Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document

3. Abdryashitova A.I., Lachinina T.A, Chistyakov M.S. Formirovanie i realizaciya gosudarstvennoy politiki v sfere razvitiya monogorodov (na primere Vladimirskoy oblasti) // Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya, 2018. - №13-2. - S. 11-13.

4. Bezrukova T.L., Morkovina S.S., Kryuchkov I.S. Razvitie predprinimatel'skih setey: osobennosti i tendencii // FES: Finansy. Ekonomika.. 2011. № 12. S. 68-72.

5. Berdnikov, A.V. Monogoroda: za i protiv [Tekst] /A.V. Berdnikov, M.A. Vahtina // Vestnik KemGU, 2017. - №4. - S.23-28.

6. Varnavskiy, V.G. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo [Tekst]: monografiya/ V.G. Varnavskiy// M.: IMEMO RAN, 2009. V 2-h tomah. Tom 2 - 192 s.

7. Vertakova Yu.V., Klevcova M.G., Polozhenceva Yu.S. Formirovanie tochek klasternogo rosta ekonomicheskogo razvitiya territoriy // Vestnik OrelGIET. 2015. № 2 (32). S. 56-61.

8. Vertakova, Yu.V., Lebedenko, O.S., Nekipelova, A.S. Issledovanie primenimosti mehanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii monogorodov Rossii [Tekst] /Social'no-ekonomicheskoe razvitie Rossii: problemy, tendencii, perspektivy: sbornik statey HVIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Kursk, 2019. - S. 65-70.

9. Vertakova Yu.V., Plotnikova N.A., Plotnikov V.A. Promyshlennaya politika Rossii: napravlennost' i instrumentariy // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. 2017. № 3 (53). S. 49-56.

10. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: osobennosti primeneniya v Rossii i zarubezhom [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.gkh.ru/article (Data obrascheniya: 12.06.2019).

11. Manaeva I.V. Metodika ocenki social'no-ekonomicheskogo razvitiya monogorodov // Rossiyskoe predprinimatel'stvo, 2013. - №19 (241). - S. 23-29.

12. Morkovina S.S., Sysoev M.O. Razvitie innovacionnoy infrastruktury na primere Voronezhskoy oblasti // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 2020. T. 8. № 3 (50). S. 56-62.

13. Osipov M.N. Proektirovanie maketa dorozhnoy karty dlya hozyaystvuyuschih sistem // Transportnoe delo Rossii, 2016.- № 4. - S. 27-34.

14. Oficial'nyy sayt Ministerstva regional'nogo razvitiya: [Elektronnyy resurs]// Rezhim dostupa: www.minregion.ru (data obrascheniya: 26.02.2019).

15. Pasport prioritetnogo proekta «Kompleksnoe razvitie monogorodov»: [Elektronnyy resurs] // Rezhim dostupa: http://government.ru/info/25548/ (Data obrascheniya: 07.05.2019).

16. Pasport programmy «Kompleksnoe razvitie monogoroda Zheleznogorsk Kurskoy oblasti»: [Elektronnyy resurs] //Rezhim dostupa: https://adm.rkursk.ru/index.php (Data obrascheniya: 03.06.2019).

17. Risin I.E., Borodkina V.A. Klastery Voronezhskoy oblasti i instrumentariy ih gosudarstvennoy podderzhki //Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2009. T. 5. № 22 (55). S. 21-25.

18. Risin I.E., Shatalova E.A. Strategicheskoe planirovanie social'no-ekonomicheskogo razvitiya gorodov: zarubezhnyy i rossiyskiy opyt //Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2007. № 2. S. 25-32.


Login or Create
* Forgot password?