METHODOLOGICAL PROPERTIES OF LESSON PLANNING IN THE CONTEXT OF FSES IMPLEMENTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The methodological properties related to planning of modern lesson meeting the requirements of the Federal State Educational Standards (FSES) are considered in this paper. On the example of a mathematics lesson in the secondary school the expected educational results of pupils are described, and requirements to lesson structure are formulated. Some particular variants of fi lling the lesson’s stages with educational activities which parameters meet the FSES requirements are proposed. The author puts forward approaches and methodical solutions, which allow focus a lesson to achievement of subject, metasubject, and personal educational results. At the same time, according to FSES’ objective on forming of pupils’ individual educational paths, the pedagogical situations requiring educational activity correction are simulated and analyzed. In such a case for the category of less successful pupils it is proposed an extension of educational activity related to external motivation for learning, and therefore more oriented towards the achievement of a meta-subject and personal results. For more successful in this subject’s area pupils the focus is made on intrasubject motivation, and more intensive advancement in the subject area.

Keywords:
2nd generation standards, lesson planning, pupils’ subject, metasubject and personal educational results.
Text

Новые образовательные результаты

Образовательные стандарты второго поколения ориентируют школу на достижение «новых» образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных. Сущность этих понятий другими словами может быть описана как технические навыки (академические знания и умения их применять), методологические навыки (умение учиться) и личностные качества (личностное развитие и межличностные отношения). Между тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существующие на данный момент системы оценки охватывают преимущественно только первую группу результатов, а научные результаты в области личностных и методологических навыков еще не достигли такого уровня проработки, чтобы их можно было использовать для итоговой диагностики школьников.

Таким образом, государственная политика в области образования задает вектор развития системы школьного образования, но точной цели и степени ее достижения на данный момент определить невозможно. Однако требование единства развития познавательной сферы учащихся, культуры деятельности и культуры личности может и должно утвердиться в педагогической деятельности учителя. Рассмотрим ресурсы достижения этой цели на отдельном учебном занятии как основной структурной единице образовательного процесса. 

Отметим, что в настоящее время, законом «Об образовании» (ст. 10) с учетом потребностей и возможностей личности допускается выбор и сочетание различных форм получения образования: в образовательном учреждении, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, причем образовательные стандарты второго поколения расширяют формы получения образования в рамках образовательного учреждения, предусматривая наряду с традиционными занятиями на уроках также внеурочную деятельность. Однако классно-урочная система, в течение нескольких столетий являющаяся самой распространенной формой получения образования, несмотря на вполне обоснованную критику и поиски альтернативных вариантов, сохраняет свои позиции, главным образом, разумеется, вследствие своей простой организационной структуры и экономичности. Поэтому темой настоящей статьи выбрана именно «методика подготовки к уроку», как наиболее знакомому элементу образовательного процесса, хотя, разумеется, урок здесь будет выступать только как пример учебного занятия. Отметим также, что многие негативные моменты, которые принято приписывать классно-урочной системе и которые мы будем рассматривать, в первую очередь, касающиеся недостаточного учета индивидуальных различий и формального подхода к уроку, не являются специфическими для данной формы обучения и могут проявляться даже при индивидуальном обучении. Таким образом, мы будем говорить об уроке без ограничения общности рассуждения.

References

1. Kontseptsiya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov obshchego obrazovaniya: proekt / pod red. A.M. Kondakova, A.A. Kuznetsova. − M., 2008.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.03.2001 № 196 (red. ot 10.03.2009) «Ob utverzhdenii tipovogo polozheniya ob obshcheobrazovatel'nom uchrezhdenii».

3. Prikaz Minobrnauki RF ot 24.12.2010 № 2075 «O prodolzhitel'nosti rabochego vremeni (norme chasov pedagogicheskoy raboty za stavku zarabotnoy platy) pedagogicheskikh rabotnikov».

4. Makhmutov M.I. Sovremennyy urok. - M.: Pedagogika, 1985.

5. Obuchenie na protyazhenii zhizni v usloviyakh novoy ekonomiki (Seriya «Aktual'nye voprosy razvitiya obrazovaniya») - M.: Aleks, 2006. - 264 s.

Login or Create
* Forgot password?