CHARACTERISTICS OF BUSINESS MODELS OF THE SHARING ECONOMY INDUSTRY IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the business models of the Sharing Economy industry in the context of the digitalization of the economy. In the digital sphere of society, they are based on collective consumption. In the digital sphere of society, it is based on collective consumption. The use of digital technologies in production is not always possible, it all depends on the material assets of the company. In such a business model, production is based on the storage and use of data in digital form. With the help of the application of such data, business performance in the field of production competitiveness is significantly improved, and the productivity of workers is growing. By using IT technologies, the network economy provides greater convenience for customers, it also reduces the percentage of errors that a person can make, which in turn increases customer loyalty. Another plus of digitalization for both customers and business owners is the emergence of the possibility of non-cash transactions. It follows from this that digital data is the main means of the digital economy. Economic growth is ensured precisely on their basis. And such an economy itself is distinguished by an increase in the share of innovations and knowledge, which dominate the services and production sectors.

Keywords:
sharing economy, business models, digital economy, competitiveness, economic model
Text

Цифровизация экономики бросает серьезные вызовы ныне используемым моделям бизнеса, и экономика совместного потребления не исключение, на данный период времени происходят трансформации по всему миру.

Ключевыми составляющими цифровой экономики являются ее мобильность, клиентоориентированность и персонализация предложения.

В такой бизнес-модели в основе производства лежит хранение и использование данных в цифровом виде. С помощью применения таких данных заметно улучшаются показатели бизнеса в области конкурентоспособности производства, происходит рост производительности труда работников.

Sharing Economy — это такая модель экономики, где люди вместо приобретения товаров и услуг обмениваются ими.

Шеринг экономика, то есть сетевая экономика – это все является определением экономики совместного потребления. В цифровой сфере жизни общества она основывается на коллективном потреблении.

Такой вид экономики исключает наличие финансовых издержек, поскольку ее использование предполагает прозрачность информации, которая предоставляется. Основных использующих шеринг-экономику лиц, называют миллениумами. Они наиболее часто пользуются арендой чего-либо. Очень популярны приложения для дауншифтеров, автостопщиков.

Наиболее популярна данная модель экономики для:

‒молодые люди от 18 до 24 лет;

‒домохозяйства с доходом 50-75 тыс. долл. в год;.

‒те, кто проживает с детьми, которые еще не достигли совершеннолетия.

К 2030 году целевой направленностью экономики общего потребления будет поколение Z, рожденные от середины 90-х до середины нулевых. Они более предприимчивы, чем предыдущие поколения, и одновременно более свободолюбивые и свободные от чужого мнения.

Зуммеры, в отличие от поколений X и Y меньше сосредоточены на накоплении, поэтому услуги аренды для них актуальнее от приобретения лишнего.

Шеринг экономика имеет 5 тенденций, которые имеют влияние на современную экономику. К таким трендам относятся:

• Каршеринг- в каком-то смысле это совместное владение автомобилем между людьми. В широком понимании ‒ это краткосрочная аренда/прокат машины.

Как показывает Рисунок 1, в период с 2017 по 2018 год число арендателей возросло в 10 раз, а в период с 2018 по 2019 год их число еще выросло в 2,3 раза.

 

Рис. 1 – Число пользователей, которые часто используют каршеринг[4].

  • Вторым трендом является райдшериг.

Его смысл заключается в том, что водитель авто, едущий куда-либо берет с собой попутчиков. Они в свою очередь оплачивают часть его расходов на топливо и т.д. Безусловно, это выгодный вариант как для водителя, так и для попутчиков. Но наиболее удобно это при каких-то дальних поездках, так как цена райдшеринга всегда меньше, чем самолет, поезд, такси и т.д.

  • Шеринг жилья. Наиболее известным примером является платформа Airbnb.

Согласно статистике, оборот вырученных средств данной платформы в год делает около $32млн в то время, как выручка обычной гостиницы составляет примерно $9,9 млн. Это нам показывает Рисунок 2.

 

Рис. 2- Анализ средней выручки от аренды номера в обычной гостинице и через Airbnb.

  • Коворкинг. Под этим понимается аренда рабочего помещения на определенное время людям разных специальностей, которые объединяются для реализации определенных работ в одном общем помещении. Проще говоря это коллективный офис.

К 2024 году по всему миру ожидается большой прирост коворкинг-пространств более чем в 2 раза и перевалит за 40 000. Уже к 2022 году 13% предприятий начнут применять в своей работе коворкинг. По состоянии на 2019 год насчитывалось более 3 миллионов сотрудников коворкинга и ожидается удвоение численности таких сотрудников вдвое к 2022 году.

Офисные помещения co-work были самыми быстрорастущими и популярными в сфере коммерческой недвижимости до пандемии 2019 года.  По состоянию на 2020 год они составляют менее 5% рынка, ожидается, что они составят 30% уже к 2030 году.  С 2010 года гибкие офисы возрастают в среднем на 23% в год.

На данное время 10 крупнейших фирм коворкинга занимают 36% рынка.

Безусловно, у коворкинга имееся ряд сильных сторон, к таким сторонам относятся:

1. Демократичная цена по сравнению с арендой целого офиса. То есть, если вы работаете один, то достаточно сложно найти маленький офис и цена его будет выше, чем аренда co-work офиса.

2. Ко второму плюсу можно отнести техническую оснащенность пространства. В преобладающем большинстве случаев в коворкингах имеется необходимая для работы техника. Также большинство центров включают в оплату пользование сетями Интернет.

3. Работа вне дома. Работать дома – это конечно удобно, но также легко попасть в колею. Контактировать с окружающими людьми полезно для саморазвития, поможет сохранить бодрость и дает возможность узнавать что-либо новое от коллег.

• Шеринг вещей и услуг-временная аренда услуг

По оценке PwC, мировой рынок к 2025 году может вырасти на 335 млрд.рублей, то есть 20%. Это же направление в Европе ожидает рост на 35% в год.

Первая международная конференция «Sher day 2019» состоялась 23 апреля 2019 года. На ней было представлено много направлений жизни общества.

Ключевыми темами Sher Day 2019 для обсуждений являлись такие важнейшие вопросы, как:

1. Прогнозы развития и текущее развитие шеринг-экономики в России и мире;

2. Влияние восхода шеринг-экономики на долю рынка традиционного бизнеса;

3. Возможности частного бизнеса на шеринг-платформах, налогообложение самозанятых;

4. Оценка качества услуг и состояния подержанных товаров в шеринг-экосистемах;

5. Сохранность имущества и личная безопасность, включающие в себя технологии распознавания и верификации личности, защиту прав потребителей.

В конференции приняли участие миллениалы с доходом выше среднего, в сфере sharing-экономикм их привлекает:

− «Экологичность»;

−Разумное потребление.

Так как современное молодое поколение ценит свободу, новые возможности, впечатления и полезный опыт, они положительно относятся к экономике совместного потребления, поскольку в ее основе лежит использование товаров и услуг по вторичному рынку, сдача чего-либо «напрокат».

В последние десять лет шеринг-экономика преобразовала многие отрасли в мире и России. Сейчас вторым в мире городом по количеству каршеринговых машин является Москва.

Журнал TIME определил такую экономику как один из глобальных трендов, который «изменит мир»: это обусловлено тем, что поколение Z готово платить за возможность быстро получить почти любую услугу и воспользоваться вещью, не приобретая ее.

В каком-то смысле Sharing Economy представляет угрозу для государства. Для тех, кто активно использует возможности, которые предоставляет шеринг, она удобна и выгодна, чего не скажешь со стороны оценки государства[5]. Примером может послужить ситуация в Берлине и Барселоне, где городская власть внесла запрет на кратковременную сдачу жилья – таким образом правительство пытается вернуть хотя бы часть денег с туризма в бюджет, которые на данный момент идут «мимо кассы» с появлением Airbnb и HomeAway. Еще одна ситуация протекает во Франции, там таксисты бастуют против Uber, который производит поездки по более низким ценам, в счет чего люди не ездят на обычном такси.

Обратная ситуация происходит в Китае, там государство поддерживает экономику совместного потребления. Именно поэтому у них широко развиты сервисы по аренде самых разнообразных вещей: от велосипедов и сушильных машин до аренды индивидуальных мест для сна.

Sharing Economy изменила традиционные бизнес-модели. К примеру, Alibaba не ведет собственной торговли, это только интернет-площадка для нее с множеством продавцов, также как и Uber не имеет в собственности ни одного автомобиля, у Amazon нет материальных магазинов. Используется такая система, чтобы не нанимать сотрудников в штат, а приглашать на конкретные проекты.

Профессор Гарварда Дерек Ф.Абелл в своей книге «Определение бизнеса - отправная точка стратегического планирования» рекомендует использовать трехмерную модель бизнеса, с помощью которой можно ответить на такие вопросы, как: 

−на какую целевую аудиторию направлена моя работа?

−какие группы товаров и услуг я буду предоставлять своим клиентам?

−что поможет мне это эффективно сделать и какие технологии применить?

Такая модель является самой эффективной и потому является основой стратегии любого успешного предприятия.

Цифровизация экономики бросает серьезные вызовы ныне используемым моделям бизнеса, и экономика совместного потребления не исключение, на данный период времени происходят трансформации по всему миру[6]. Ключевыми составляющими цифровой экономики являются ее мобильность, клиентоориентированность и персонализация предложения.

В такой бизнес-модели в основе производства лежит хранение и использование данных в цифровом виде. С помощью применения таких данных заметно улучшаются показатели бизнеса в области конкурентоспособности производства, происходит рост производительности труда работников.

Но использование цифровых технологий в производстве не всегда возможно, все зависит от материальных активов компании.

На текущем этапе развития в Sharing Economy в мире преобладающее стратегическое значение отдается цифровизации. Согласно исследованиям компании «Gartner», данная отрасль экономики в 2018 году потратила на IT-технологии примерно 519 млрд.долл., что больше, чем в 2017 году на 4%. Россия в этом вопросе не стала исключением, сейчас реализованы такие технологии, как:

1. Распознавание человека по отпечатку пальца или сетчатке глаза;

2. Чат-боты, которые используя для выяснения потребности клиентов;

3. Умные цифровые отделения без физического присутствия человека.

Применяя IT-технологии, сетевая экономика обеспечивает большее удобство для клиентов, также она снижает процент ошибок, которые может допустить человек, что, в свою очередь повышает лояльность клиентов. Еще одним плюсом цифровизации как для клиентов, так и для владельцев бизнеса является появление возможности безналичных транзакций.

Из этого следует, что главным средством цифровой экономики исходят цифровые данные. Экономический рост обеспечивается именно на их основе. А сама такая экономика отличается увеличением доли инноваций и знаний, которые доминируют над сферами услуг и производства.

К тому же цифровизация позволяет развивать два обратных направления в финансовом рынке:

−рост финансовой глобализации;

−децентрализация финансовых отношений.

В конечном счете представленная тенденция рискует закончится формированием общей международной валюты и единого Центробанка.

Превосходство одного из этих трендов над другим в большей степени зависит от постановки социально-политических сил в мире, нежели финансовых технологий. Есть вероятность размывания монопольного положения системы СВИФТ, в условиях санкций Запада, что безусловно станет плюсом для финансового рынка России.

Развитие IT-технологий в перспективе может привести к тому, что кредитные учреждения все больше станут переходить на бизнес-модель «цифровой банк». Опираясь на мнение ведущего аналитика в данной области Криса Скиннера, можно сделать вывод, что к 2025 году цифровая экономика вытеснит с рынка традиционную, что повлечет за собой кардинальную трансформацию в финансовой системе.

Цифровизация шеринг экономики в современном мире уже не модный тренд, а необходимость для присутствия на рынке.

References

1. Repushevskaya O.A., Bolotnova O.I. Ekonomika Sheringa: prichiny poyavleniya i puti razvitiya v potrebitel'skoy kooperacii // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperacii. - 2021. - № 2 (44). - S. 65-69.

2. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF: ofic. sayt. URL: http://www.economy.gov.ru

3. Suglobov A.E., Repushevskaya O.A., Tkach A.V., Dashkov L.P., Balalova E.I. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the russian federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. Rr. 342-349.

4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofic. sayt. URL: http://www.msu.ru (data obrascheniya: 10.07.2021).

5. Repushevskaya O.A., Lagvilava N.L. Razvitiya ekonomiki sovmestnogo pol'zovaniya (Sharing Economy) kak novaya forma potrebitel'skoy kooperacii v usloviyah cifrovizacii // Russian Journal of Management. - 2021. - T. 9. № 1. - S. 176-180.

6. Dashkov L.P., Repushevskaya O.A. Vliyanie cifrovoy transformacii ekonomiki na predprinimatel'stvo // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperacii. 2019. № 4(38). S. 40 - 44.

7. Kaurova O.V., Maloletko A.N., Tkach A.V. Kooperaciya regionov v formirovanii prodovol'stvennyh resursov v usloviyah cifrovoy ekonomiki // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2020. № 4. S. 13-22.

8. Kooperativ onlayn. https://Coop/dasreda.ru


Login or Create
* Forgot password?