Zelenodol'sk, Kazan, Russian Federation
Zelenodolsk, Kazan, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
GRNTI 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
OKSO 38.03.01 Экономика
BBK 6529 Экономика предприятия (фирмы)
BISAC BUS069030 Economics / Theory
This article is aimed at studying the advantages and disadvantages of the e-learning system and distinguishing the concepts of e-learning and distance learning. The companies in question were representatives of the Russian domestic market and did not operate abroad. The introduction of gamification in particular and e-learning in general can be considered a useful strategy for improving organizational performance not only in large companies, but also in SMEs. Moreover, given the lower cost of online training compared to traditional training courses, online training remains an excellent alternative for SMEs, since the costs of its implementation will be fully recouped from the profit received.
Small and medium-sized enterprises, e-learning, gamification, entrepreneurship, business, professional development
Эффективное развитие предпринимательства, в частности оздоровление малых и средних предприятий (МСП), является необходимым условием экономического роста и повышения благосостояния страны. В наши дни деятельность малых и средних предприятий считается одним из факторов, составляющих основу мировой экономики.
В этом деловом секторе циркулирует наиболее значительный объем национальных ресурсов, составляющих основу для крупных предприятий. Современные МСП занимают позицию как производителя, так и потребителя товаров и услуг, предлагаемых крупными компаниями. Существенным преимуществом малых и средних предприятий является их управленческая гибкость, которая позволяет им быстро реагировать на меняющиеся требования рынка. Сектор МСП остается важнейшим элементом в развитии экономической системы страны, без которого рынок не может нормально функционировать.
В развитых странах сектор МСП составляет относительно большую часть всех предприятий.
Согласно официальной статистике, МСП составляют 99% всех предприятий Европейского Союза и обеспечивают 85% всех рабочих мест. Доля МСП в Великобритании составляет 51%, в Германии - 53%, в Финляндии - 60% и в Италии - 68%.
В Китайской Народной Республике малые и средние предприятия составляют почти 98% всех субъектов действующего рынка и получают 62% всех доходов. Кроме того, китайские МСП обеспечивают 82% всех имеющихся рабочих мест и 75% новых рабочих мест. По состоянию на 2018 год доля МСП в России составляла всего 21% от всех компаний, что составляло лишь четверть всего бизнес-сектора. В то же время правительство России стремится к 2024 году увеличить долю МСП до 40% [1].
Для увеличения количества малых и средних предприятий и повышения их эффективности сектор малого и среднего бизнеса нуждается в постоянном развитии своей рабочей силы. Эта проблема часто остается сложной из-за дороговизны корпоративного обучения и нехватки времени на обучение из-за непрерывного потока работы. Сегодняшний малый бизнес отличается тем, что один сотрудник обычно выполняет широкий круг задач. Таким образом, замена рабочих зачастую невозможна, и руководитель не может позволить себе отправить сотрудника на очные курсы повышения квалификации. Как следствие, повышение квалификации как инструмент повышения профессиональных компетенций редко используется на МСП. Решением этой дилеммы может стать внедрение практики электронного обучения.
В наши дни концепции электронного обучения и дистанционного обучения широко используются в научной литературе. Хотя, чтобы ими пользоваться, нужно понимать разницу между этими понятиями. Электронное обучение - это система обучения, в которой используются только электронные средства обучения и Интернет-технологии. То есть передача материалов от преподавателя к ученику и наоборот происходит исключительно в электронном формате. Дистанционное обучение - это система, в которой применяется набор инструментов, обеспечивающих взаимодействие между географически удаленными преподавателями и учениками, и может включать компоненты электронного обучения.
Несмотря на то, что учащийся и преподаватель находятся далеко друг от друга, они имеют возможность использовать различные средства связи, независимо от их формы и цифрового происхождения (передавать материалы и информацию обычной почтой с курьерской доставкой или через онлайн-мессенджеры). Настоящая работа ориентирована исключительно на использование веб-обучения из-за его популярности на текущем образовательном рынке и простоты внедрения.
Система электронного обучения в основном используется в образовательной среде (школы и высшие учебные заведения), корпоративной среде (для обучения персонала в сфере бизнеса) и для индивидуального обучения (личностное развитие). Для масштабного обучения сотрудников в корпоративной среде многие организации используют систему управления обучением (LMS). LMS - это не просто платформа, содержащая курсы и документы по обучению персонала. Это единая система, которая систематизирует и автоматизирует все результаты студентов, автоматически проверяет тесты и собирает статистику об успеваемости.
LMS - это полноценный онлайн-университет, который компания может использовать для обучения и повышения квалификации своих сотрудников.
Корпоративное обучение сотрудников чаще всего проводится в крупных компаниях из-за наличия возможностей, человеческих и финансовых ресурсов, современных технологий. Однако, в отличие от крупных предприятий, МСП часто остаются не вовлеченными в такие инновации.
Чтобы решить эту проблему, такие предприятия могут ввести курсы электронного обучения и дать своим сотрудникам возможность учиться где угодно и когда угодно. Это решение позволит работникам повысить свои навыки и квалификацию, не прерывая рабочего процесса [2].
Система электронного обучения отличается гибкостью и адаптируемостью. Каждый человек усваивает информацию в своем темпе и в определенных условиях, например, в полной тишине или наоборот - в шумной обстановке. При прохождении курса электронного обучения можно учитывать все эти факторы и нюансы, так как каждый сможет выбрать ритм и структуру обучения в зависимости от своих предпочтений.
При использовании модели электронного обучения компания может выйти за пределы пространственных границ.
Человек может пройти обучение у титулованного бизнес-тренера из Америки или Европы, даже не выходя из офиса в маленьком городке. Такая подготовка сотрудников считается выгодной для компании. Он требует значительно меньших затрат, так как нет необходимости тратить деньги на проезд, проживание и другие связанные с этим вопросы. Дешевизна - самое заметное преимущество системы электронного обучения, поскольку онлайн-образование всегда более доступно, чем дневное обучение (по данным Cedar Group, стоимость обучения через Интернет в среднем на 32-45% ниже).
Все вышеперечисленные факты могут продемонстрировать руководителям малого и среднего бизнеса необходимость и преимущества использования курсов электронного обучения. Тем не менее, стоит также упомянуть ряд барьеров, которые могут помешать внедрению электронного обучения на МСП. Исследователи выделяют три основные группы препятствий на пути внедрения систем электронного обучения на МСП. Среди них барьеры, связанные с учителями и учащимися, барьеры, связанные с технологиями, и барьеры, связанные с управлением учебными заведениями.
Особенностью первой группы является то, что не все учителя и ученики могут легко воспринимать информацию посредством виртуального общения. При обучении через Интернет отсутствует реальное взаимодействие ученика и преподавателя. Этот факт может привести к ряду недоразумений. Кроме того, в процессе электронного обучения возрастает важность самодисциплины, и ответственность за выполнение конкретной задачи лежит непосредственно на ученике.
Барьеры, связанные с технологиями, означают, что, к сожалению, не у всех есть доступ к высокоскоростным интернет-сетям или компьютеру с новой операционной системой, поддерживающей необходимое программное обеспечение. Тем не менее, даже если нет проблем с материальным обеспечением, существует вероятность сложного понимания инструментов платформы электронного обучения, что может повлечь за собой ряд трудностей.
Последний барьер связан с институциональным менеджментом. При использовании системы электронного обучения невозможно точно проверить, учится ли работник и выполняет задания или кто-то другой.
По окончании курса менеджерам было задано несколько вопросов, касающихся учебного процесса (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты опроса по электронному курсу
Вопрос |
Ответ |
Трудно было понять, как работать с программой? |
Да – 20 % Нет – 80 % |
Тренировка была интересной? |
Да – 70 % Нет – 30 % |
Приобрели ли вы новые знания или навыки в процессе обучения? |
Да – 90 % Нет – 10 % |
На ваш взгляд, повысилась ли эффективность вашей работы? |
Да – 65 % Нет – 35 % |
Хотели бы вы регулярно проходить такое обучение? |
Да – 80 % Нет – 20 % |
Если бы вам предложили два варианта обучения: геймификацию или прослушивание онлайн-лекций от лучших менеджеров по продажам, какой из них вы бы выбрали? |
Геймификация -60% Онлайн-лекции-40% |
Как видно из результатов опроса, преобладающей части менеджеров предложенный тренинг понравился, и они считали, что такой курс электронного обучения - хороший способ повысить производительность труда сотрудников.
Внедрение любых нововведений в компании должно приводить к повышению эффективности работы. Таким образом, основная цель внедрения системы электронного обучения в контакт-центрах заключалась в увеличении суммы транзакции, продаже большего количества сопутствующих товаров и увеличении количества среднемесячных продаж.
Сегодня использование игровых методов обучения - явление не новое. Геймификация обучения широко применяется при обучении школьников, студентов и даже сотрудников коммерческих организаций. Современные игры обычно втягивают человека в игровой процесс так, что становится трудно оторваться от процесса. Эта особенность в основном воспринимается как отрицательная характеристика игр, хотя может быть полезна при обучении человека определенному навыку. Педагогу часто бывает трудно удержать внимание учащихся на предмете обучения. Метод геймификации эффективно решает эту задачу и даже может способствовать повышению внимания студентов к обучению, если процесс обучения проходит в режиме онлайн [3].
Одним из существенных преимуществ геймификации является то, что учащийся не боится ошибиться, так как понимает, что это решение не повлечет за собой реальных последствий.
В результате во время обучения через Интернет человек может предложить нестандартные решения проблемы, которые не были бы предложены в реальной жизни из-за страха наказания или негативных последствий.
Метод геймификации можно использовать в нескольких вариантах, независимо от области работы или специализации. Такой подход к обучению может принимать форму цифрового симулятора для оттачивания навыков менеджеров по продажам; это может быть интерактивная игра, которая научит мерчендайзеров расставлять товары на полках магазинов; или словарная игра, которая будет способствовать овладению иностранными языками. Последний подход чаще всего используется в процессе обучения студентов и представителей бизнеса. Поскольку изучение иностранного языка - длительный и сложный процесс, у учащихся не всегда бывает достаточно мотивации и стимулов для завершения начатого обучения. Чтобы разнообразить процесс обучения, педагоги часто прибегают к геймификации. Например, факультет иностранных языков Московского государственного университета экономики, статистики и информатики проводит Фестиваль иностранных языков, на котором студенты сами придумывают сюжет игры. Практика показывает, что даже самые слабые ученики, которым не всегда хватает мотивации, показывают хорошие результаты благодаря положительному влиянию своих товарищей [4].
Еще одним успешным примером использования метода геймификации в электронном обучении является LinguaLeo - платформа для изучения английского языка. С LinguaLeo можно изучать наиболее часто используемые слова в виде игр и различных интерактивных занятий. Человек может выбрать тему и всегда может получить помощь от виртуального помощника по имени Лео.
Не остаются в стороне и представители крупного бизнеса, внедряющие геймификацию в обучение своих сотрудников. Например, международный банк «Альфа-Банк» создал виртуальный симулятор «Альфа-Сити», с помощью которого работники могут научиться продавать банковские продукты клиентам и обрабатывать возражения.
Использование методов геймификации в традиционном и электронном обучении позволяет педагогам разнообразить учебный процесс и избежать рутинной работы. Растущий объем литературы, опыт крупных компаний и результаты экспериментов, проведенных в рамках настоящего исследования, показали, что геймификация в электронном обучении значительно повышает эффективность обучения и повышает эффективность сотрудников.
Сегодня утомительный процесс зубрежки или изнурительной сдачи тестов уже оставлен позади и заменен новыми, инновационными подходами. Геймификация может выражаться в различных формах, но при этом цель внедрения такой опции в обучение всегда одна - получить максимальную пользу от процесса обучения. В целом электронное обучение заменяет традиционные методы обучения, поскольку оно проще, быстрее и не требует дополнительных затрат. Независимо от своего размера бизнес-компании и высшие учебные заведения активно используют формат электронного обучения в своей учебной деятельности. Более того, чтобы сделать этот процесс более интересным, они стремятся использовать различные современные методы обучения, в том числе геймификацию.
Электронное обучение - это эффективный способ обучения сотрудников и студентов с помощью различных компьютерных приложений, цифровых технологий или Интернет-ресурсов. Этот метод обучения в основном используется в трех секторах потребления: образовательном (школы и высшие учебные заведения), корпоративном (для обучения сотрудников) и индивидуальном (личностное развитие).
Для обеспечения эффективной подготовки высококвалифицированных кадров в корпоративной среде современные бизнес-компании используют систему управления обучением. Несмотря на ряд препятствий, с которыми сталкивается электронное обучение, онлайн-образование имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди таких преимуществ - гибкость, адаптируемость, меньшие затраты и отсутствие пространственных ограничений.
Геймификация считается одним из самых эффективных методов электронного обучения. Такой подход предполагает игровое обучение для повышения квалификации сотрудников. В текущем исследовании был реализован игровой курс обучения в форме симулятора диалога для улучшения коммуникативных способностей сотрудников. В результате среднее количество продаж в месяц на одного менеджера в экспериментальной группе увеличилось на 20% по сравнению с периодом до обучения. Для контрольной группы (менеджеры, не прошедшие обучение) объемы продаж остались на том же уровне, что и до эксперимента. По этой причине можно сделать вывод, что использование геймификации в электронном обучении приводит к значительному повышению эффективности организации [5].
Исследование показало, что элементы геймификации, а также само электронное обучение могут быть приняты не только в крупных компаниях, но и на МСП, поскольку такой подготовительный подход значительно повышает эффективность работников и прибыль бизнеса, а затраты на его внедрение могут быть полностью окуплены. по полученному заработку. В наши дни онлайн-образование находится в процессе бурного развития. В этой связи дальнейшие исследования должны быть сосредоточены на презентации нового опыта использования передовых инструментов электронного обучения представителями как деловой, так и научной среды.
1. Todosiychuk A. Development of small and medium-sized innovative entrepreneurship: experience, problems, prospects // Investments in Russia. - 2019. - No. 7. - pp. 3-7.
2. Baeva, O. N. Training of personnel in small business: problems and possible solutions (opinion of entrepreneurs) / O. N. Baeva, D. I. Khlebovich / / Russian entrepreneurship. - 2018. - Volume 15. - No. 12. - pp. 123-134.
3. Paskova, A. A. Mobile learning in higher education: BYOD technologies /A. A. Paskova // Bulletin of the Maikop State Technological University. - Maykop: MSTU Publishing House, 2018. - No. 4. - pp. 98-105.
4. Zenkevich, A. Digital technologies for training production personnel / A. Zenkevich / / Control Engineering. - December, 2019-C. 68-71. - Access mode: https://controlengrussia.com/innovatsii/obuchenie-personala/
5. Utemov, V. V. Development of educational systems based on Big Data technology / V. Utemov, P. M. Gorev / / Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2018. - No. 6 (June). - pp. 449-461