STUDY OF PECULIARITIES AND FACTORS OF MENTAL HEALTH IN PERSONS WITH DIFFERENT HEALTH LEVELS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the features and factors of manifestation of mental health in persons with different levels of health: mild health disorders, chronic diseases and other defects, severe health disorders and disabilities. At the beginning, the author cites the results of an analysis of theoretical sources on mental health problems and highlights the factors that affect its level: the presence and degree of physical disorders in health and the presence of mental disorders and negative psychological states. As shown by the results of a survey of research participants, more than 70% of them have mental health disorders, expressed in the manifestation of negative mental states and disorders. Further, the features of mental health in persons with different levels of health were studied by using the following questionnaires: "Scale of coherence", "Test of hardiness", "Test of dispositional optimism", "Test of social adaptation", "Methods of coping behavior". An analysis of the results of using these questionnaires showed that the presence and degree of disorders in human health affects a decrease in the levels of hardiness and dispositional optimism, and deterioration in mental health and the development of negative psychological states also lead to a decrease in hardiness and its components, and a decrease in optimistic expectations from changes in the future, a decrease in the level of a sense of coherence and the possibilities of cognitive perception of the surrounding reality, an increase in the level of negative impact of stress on the psychophysical state of a person and an increase in cases of choosing maladaptive coping strategies for coping with stress.

Keywords:
mental health, stress, feeling of coherence, persons with disabilities, coping strategies
Text

Введение

Одним из аспектов благополучной жизни человека является его психическое здоровье. Оно имеет такую же, а может быть и более важную роль в жизнедеятельности человека, как и его физическое здоровье. При этом психическое здоровье подвергается большему воздействию со стороны внешних стрессоров и быстрее утрачивается в процессе жизнедеятельности, являясь более уязвимым. По данным научных исследований психические нарушения являются достаточно распространенными среди членов современного общества: «из ста (жителей развитых стран – Е.М.) семеро болеют депрессией [21], трое – биполярным расстройством [24], один – социопат [25], и один имеет большие шансы стать шизофреником [28]». Также по статистике Всемирной организации здравоохранения, в среднем 27% людей в мире хотя бы раз в жизни страдали от психического расстройства [23].

Более уязвимыми к воздействию различных стрессоров и имеющими большую вероятность развития нарушений в психическом здоровье являются лица с нарушениями в здоровье разных нозологических групп, в том числе имеющие ОВЗ и инвалидностью. В области психологии здоровья и в других смежных областях фактор наличия нарушений в здоровье рассматривается как триггер развития психических нарушений наряду с «уровнем стресса, психотравмирующими переживаниями, влиянием пагубных привычек (приема алкоголя, наркотиков и т.п.), генетической предрасположенностью, биологическими факторами, травматизацией и другими событиями в жизни человека» [18]. Абстрагируясь от других факторов-триггеров развития нарушений в психическом здоровье человека, в ходе данного исследования были выбраны два фактора – нарушения в физическом здоровье разных уровней и наличие негативных психологических состояний – и рассмотрены их взаимосвязи с компонентами этого конструкта.

Рассмотрение факторов и компонентов «психического здоровья» стоит начать с уточнения значения понятия «здоровье», под которым в Преамбуле к Уставу Всемирной декларации здравоохранения понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [26].. В данном случае здоровье рассматривается шире и включает не только описание физического состояния человека, но и «душевное благополучие» (wellbeing) и психологические и социальные факторы его жизнедеятельности.

Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:

«осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий социальных обстоятельств и ситуаций;

способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;

способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств» [16].

Оценка уровня психического здоровья у лиц с психофизическими нарушениями по данным критериям может проводиться путем определения уровней развития у них таких психологических качеств, как чувство связности, диспозиционный оптимизм, жизнестойкость, адаптивное совладание со стрессами и др., являющимися факторами-буферами здоровья человека, в том числе и развития психических нарушений.

Далее проведем анализ теоретических положений, касающихся определения структуры и особенностей психического здоровья человека.

Анализ понятия «психическое здоровье» и подходы к его изучению приводятся в трудах многих зарубежных и отечественных учёных: Ананьева В.А., Бехтерева В.М., Братуся Б.С., Гребенниковой Н.В., Ежова И.В., Мясищева В.Н., Никифорова Г.С., Осина Е.Н., Смулевича А.Б., Тхостова А.Ш., Antonovsky A., Brewin C., Furnham A., Kaplan R. et al., Rise P.L. и др.

Братусь Б.С. рассматривает психическое здоровье «не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение» [1]. Концепция психического здоровья человека, разработанная им на основе обобщения собственного клинического опыта, является наиболее целостной и включает описание его разных уровней и объединяет такие факторы, как философско-методологический, общепсихологический, патопсихологический и конкретно-прикладной [2].

Никифоров Г.С. выделяет три уровня здоровья человека: «биологический, психологический и социальный, каждый из которых обладает своей спецификой» [11]]. Он определяет психическое здоровье как «уровень здоровья, который связан с личностным контекстом, в рамках которого человек предстает как психическое целое. Среди критериев психического здоровья особо значимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, уравновешенность, духовность, ориентация на саморазвитие» [12].

Розин В.М. отмечает, что «психическое здоровье – это не органическое состояние психики, а тип жизни и организации личности» [17].

Попов В.В. и Новикова И.А. указывают на то, что «психическое здоровье является тем, что можно констатировать, когда отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, когда человеку не поставлен диагноз психического заболевания» 15].

По мнению Малейчука Г.И., «психическое здоровье не означает отсутствие конфликтов, проблем и т.д., а предполагает зрелость, активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование» [10].

Нэнси Мак-Вильямc (Nancy McWilliams) выделяет 16 элементов психического и эмоционального здоровья личности: «Способность любить; способность работать; способность играть; безопасные отношения; автономия; постоянство себя и объекта или концепция интегрированности; способность восстанавливается после стресса; реалистичная и надежная самооценка; система ценностных ориентаций; способность выносить накал эмоций; рефлексия; ментализация; широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании; баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения; чувство витальности; принятие того, что невозможно изменить» [9]. Эти элементы и образуют общее восприятие конструкта «психическое здоровье» человека и также указывают направления для его развития.

Приведенные определения понятия «психическое здоровье» и описания его факторов и элементов отражают многозначность и сложную структуру этого конструкта, используемого в разных областях психологических и медицинских наук, в психиатрии и в других науках о здоровье человека.

 

Актуальность и цели исследования

Для лиц с психофизическими нарушениями, в том числе с ОВЗ и инвалидностью, сохранение и повышение уровня психического здоровья являются задачами психологической помощи и поддержки, педагогической работы, а также оказания им медицинских услуг, проведения медицинской реабилитации и организации процесса социальной адаптации. Исследования компонентов психического здоровья лиц с психофизическими нарушениями, как одной из самых уязвимых по этому аспекту групп, позволяют дать оценку их уровней под разным углами зрения и выстроить индивидуальные траектории психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации этой категории учащихся в рамках инклюзивного образования, что является актуальным направлением педагогики и психологии инклюзивного образования, психологии инвалидности, психологии здоровья и т.п

Целями данного исследования являются выявление особенностей, определение уровней развития факторов психического здоровья и их взаимосвязей у лиц с разным уровнем здоровья.

 

Методика исследования

Факторы психического здоровья человека имеют различные классификации, отличающиеся по выбранному основанию. В рамках научной области психологии здоровья выделяются следующие факторы здоровья, которые в полной мере относятся и к психическому здоровью человека, как одной из его форм:

преддиспозиционные факторы (психологические: личностные особенности и наличие психических расстройств; социальные факторы, такие как социальная изоляция и нарушения социальной поддержки; поведенческие факторы, такие как типы поведения, наличие специфических заболеваний);

факторы-триггеры (стресс, психотравмирующие переживания, негативное влияние социальных обстоятельств и развитие пагубных привычек);

факторы хронификации (психологические: тревога и страхи в отношении развития заболеваний и расстройств; социальные: недостаток или неадекватность социальной поддержки, социальная изоляция больного человека, нарушения отношений с окружающими людьми, ограничения в общении с ними, стигматизация и непринятие другими членами общества; поведенческие: «нарастание пассивности у больного, сужение сферы его деятельности и интересов, избегание любой неприятной, утомительной, болезненной деятельности, часто под предлогом ограничений из-за самой болезни» 18], развитие привычного дисфункционального поведения);

факторы-буферы (психологические: чувство связности, оптимизм, жизнестойкость и т.д.; социальные: социальная поддержка и др.; поведенческие: копинг-стратегии и др.) [18];

к индивидуально-психологическим качествам, обуславливающим уровень психического здоровья личности, относятся доверие к себе, степень принятия факта собственного существования, собственные ценности и потребности, и их совпадение с потребностями и ценностями общества [4];

социальными факторами, влияющими на психическое здоровье, являются влияние социума, семьи, ситуации в обществе [6] и др.

некоторые учёные выделяют следующие группы факторов: индивидуальные особенности человека, факторы среды, социальные обстоятельства; социально-психологические факторы такие, как стресс, социальные изменения, психологическая неготовность к радикальным изменениям в обществе, потеря социально-экономического самоопределения, потеря социальной идентичности, временный стресс и др. [8; 19].

Для оценки уровня психического здоровья у лиц с нарушениями в здоровье были выделены следующие факторы и уровни:

основные факторы, влияющие на психическое здоровье лиц с психофизическими нарушениями, относятся к физическому уровню. Имеющиеся патологии соматического здоровья, физические дефекты, расстройства поведения и нарушения психоэмоционального состояния обуславливают изменения психического здоровья у представителей данной группы. Уровень и норма физического здоровья человека учитываются как фактор поддержания или снижения его психического здоровья во многих описательных моделях психического здоровья и в научных концепциях.

Однако, исходя из того, что на основании принципа психофизического взаимодействия, снижение физического здоровья может вызывать и снижение уровня психического здоровья, у лиц с психофизическими нарушениями уровни психического здоровья могут значимо различаться из-за воздействия других факторов. У лиц с одинаковым уровнем психофизического состояния и наличием нарушений в здоровье одной нозологической группы уровни психического здоровья могут значимо различаться в зависимости от смысложизненной направленности и воздействия физических, психологических, социальных и других групп факторов.

Психическое здоровье человека с психофизическими нарушениями может ухудшаться при снижении уровня физического здоровья, прогрессировании хронических болезней и расстройств, появлении новых нарушений в работе одних систем организма и снижении компенсаторных возможностей других систем, частичной или полной утрате физической формы, при наличии физических ограничений, мешающих перемещению в пространстве и социальному взаимодействию с окружающими людьми.

На уровень психического здоровья лиц с психофизическими нарушениями влияет развитие их индивидуальных психологических качеств. К факторам, снижающим психоэмоциональное напряжение, относится развитие таких личностных качеств, как связность, жизнестойкость, резилентность, оптимизм, адаптивность, адекватность самовосприятия, позитивная Я-концепция, саморегуляция, самоактулизация и др.

В оказании поддержки и улучшении психического здоровья у лиц этой группы большое значение имеет влияние социального окружения. Одним из значимых факторов социальной среды является оказание социальной поддержки и помощи как со стороны близких людей, так и со стороны социальной служб и организаций. Лица с нарушениями в здоровье должны иметь возможность социализироваться на доступном для них уровне и удовлетворять свои социальные потребности, участвовать в процессах социального взаимодействия и коммуникации, поддерживать социальные связи и избегать социальной изоляции. На социальном уровне на их психическое здоровье влияют также семейно-родительские отношения и уровень качества жизни, наличие друзей, постоянного круга общений и любимого человека, культурное наполнение среды и воздействие культуры и творчества на личность.

Личностный уровень объединяет те факторы, которые способствуют поддержанию психического здоровья за счет проявления и развития индивидуальных качеств личности с психофизическими нарушениями.

На личностно-смысловом уровне находит отражение смысловая реальность личности: цели, мотивы, основные виды деятельности. Для психического здоровья важна постоянная деятельность индивида по производству жизненных смыслов; осознание общего назначения своей жизни, отношения к себе и к другим людям; реализация устремлений и смысловая регуляция поведения; поддерживание смысловых ориентаций на протяжении определенного периода. Смыслы наполняют существования человека, направляют его в деятельности и выборе текущих занятий, в общении с другими людьми и в восприятии себя как личность, формируют творческое начало и духовность. Они влияют на протекание ментальных и психических процессов, на изменения психофизического состояния человека.

Поведенческие факторы важны в организации ежедневного существования человека и воздействуют на изменение психического здоровья. Поведение человека выражается в его реальных действиях и взаимодействиях с объектами окружающей среды. К его факторам относятся используемые для преодоления стрессовых ситуаций и снижения психоэмоционального напряжения копинг-стратегии; типы поведения и соблюдение ролевых позиций в социальных взаимоотношениях, здоровьесберегающее поведение личности и привычки, мотивы и приёмы в деятельности, поведение в отношении других людей и самого себя, планирование своих дел и соблюдение графика, контроль над своей деятельностью и существованием, самореализация и саморефлексия, наличие специфических заболеваний и расстройств.

Физический уровень является центральным в модели психического здоровья лиц психофизическими нарушениями, в том числе с ОВЗ и инвалидностью. Следующим уровнем является психологический, отражающий степень развития индивидуальных психологических качеств человека. Следующим уровнем является социальный, отражающий возможности и ограничения в процессах социального взаимодействия и коммуникации с окружающими людьми, наличие социальной поддержки и заботы, гарантии прав и государственной поддержки, семейно-родительские и межличностные отношения. На личностном уровне для поддержания уровня психического здоровья личности имеют значение формы его поведения и развитие смысловой структуры сознания. Поведенческий уровень включает: стили деятельности и привычные паттерны поведения человека, его стремления к целям и действия для их достижения, привычные формы защиты от стрессов и тяжелых жизненных ситуаций и действия по их преодолению, формы здоровьесберегающего поведения и стремления к улучшению своего психофизического состояния, преодоление влияния внешних факторов среды посредством адаптации к ним. Смысловой уровень включает в себя уровень развития смысловой сферы, смысловые ориентации, цели деятельности, мотивы деятельности, творческую реализацию, культурную и духовную сферы.

Практическое изучение факторов психического здоровья и их взаимосвязей у лиц с разным уровнем здоровья было проведено в очной форме на базе Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и в форме электронного опроса для части респондентов в марте-апреле 2021 г. В нём приняли участие 178 респондентов в возрасте от 15 до 65 лет (средний возраст – 24,2 года), из которых было 70 мужчин и 108 женщин. В экспериментальную группу были включены лица с нарушениями в здоровье, в том числе с ОВЗ и инвалидностью (n=115) (далее – ОВЗ), а в контрольную группу вошли условно здоровые лица (n=63) (далее – УЗГ) (табл. 1).

Таблица 1

Распределение респондентов на группы по видам нарушений в здоровье

№ группы

Название группы

Количество человек

1

условно здоровые лица

63

2

лица с психоэмоциональными и умственными расстройствами

45

3

лица с физическими нарушениями

10

4

лица с сенсорными нарушениями

11

5

лица с хроническими заболеваниями

22

6

лица с соматическими нарушениями

15

7

лица с другими видами нарушений в здоровье

12

Итого:

                                                                                                                   178       

 

При распределении респондентов были выделены следующие условные уровни здоровья по степени ограничений и продолжительности заболеваний:

низкий уровень – лица из условно здоровой группы и имеющие незначительные нарушения в здоровье и кратковременные заболевания;

средний уровень – нарушения в здоровье средней степени, хронические заболевания (например, астма, диабет, болезни отдельных органов и систем организма и т.п.) и с другими видами нарушений в здоровье (травмы и дефекты, не приводящие к ограничениям возможностей здоровья и инвалидности);

высокий уровень – значительные нарушения в здоровье и заболевания различных систем организма: физические нарушения, травмы и дефекты (в том числе ДЦП, утрата конечностей, нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые увечья, врожденные аномалии физического развития и т.п.), сенсорные нарушения (заболевания глаз и ушей, глухота, слепота и т.п.); соматические нарушения (отсутствие отдельных органов, нарушения в работе сердечно-сосудистой и других систем организма, последствия инсульта и т.п.), психоэмоциональные и когнитивные расстройства (РАС, шизофренический синдром, неврозы, психозы, умственная отсталость в слабой степени), имеющиеся в течение длительного периода и приводящие к ограничениям возможностей жизнедеятельности и инвалидности.

Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье человека и его эмоциональное состояние, является время появления у него нарушений в здоровье. У респондентов экспериментальной группы были выделены следующие периоды жизни, когда появились нарушения в здоровья (рис. 1):

Рис 1. Распределение ответов респондентов с нарушениями в здоровье о длительности заболеваний (в %)

 

У большинства респондентов с нарушениями в здоровье психофизические заболевания, дефекты и расстройства впервые появились в детском и подростковом возрасте (соответственно 21 и 26 чел.), были врожденными (18 чел.) и появились недавно (20 чел.). Нарушения в здоровье, которые имеются у респондентов довольно длительный период, более негативно отражаются на их психическом состоянии, чем возникшие недавно (меньше 6 месяцев назад) или появляющиеся время от времени.

 

Результаты исследования

В ходе проведения опроса у респондентов из экспериментальной и контрольной групп уточнялось наличие психических расстройств, симптомов и негативных психологических состояний, проявившихся в течение прошедшего года и влияющих на их психическое состояние (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов о наличии психических расстройств и симптомов (в %)

Группы

респондентов

Виды психических симптомов и расстройств

Лица с ОВЗ

Лица из УЗГ

Общий удельный вес

депрессивное расстройство

59,8

44,3

54,3

сильная тревога

77,7

70,5

75,1

страх

68,8

59,0

65,3

плаксивость

55,4

37,7

49,1

апатия

73,2

77,0

74,6

навязчивые состояния

48,2

59,0

52,0

беспокойство

71,4

68,9

70,5

фрустрация

32,1

32,8

32,4

эмоциональное выгорание

71,4

68,9

70,5

беспомощность

47,3

36,1

43,4

изоляция/самоизоляция

40,2

29,5

36,4

фобии

33,9

19,7

28,9

зависимости

33,0

34,4

33,5

насилие

20,5

4,9

15,0

 

У респондентов с психофизическими нарушениями и из условно здоровой группы в течение прошедшего года часто возникали психоэмоциональные нарушения и проявлялись симптомы тревожного расстройства: повышенная тревожность (130 случаев), беспокойство (122 случая). Также участники исследования отметили, что сталкивались во многих случаях с состояниями апатии (129 случая) и эмоционального выгорания (122 случая).

Отметим, что у лиц с пониженными уровнями здоровья психические расстройства и отдельные негативные симптомы встречаются со значимо большей частотой, чем у лиц с нормальным уровнем здоровья. У них более выражены симптомы тяжелых психоэмоциональных состояний и расстройств – депрессивного расстройства, ощущение беспомощности, изоляции или самоизоляции от общества, психологического и физического насилия. Участники исследования из условно здоровой группы имеют более высокие уровни навязчивых состояний (или обсессий) и зависимостей (в том числе от пагубных привычек).

Важно отметить, что не все психологические симптомы приводят к ухудшению и развитию нарушений в психическом здоровье человека. Даже имея многие из указанных выше негативных психологических состояний и симптомов, человек может сохранять свое психическое здоровье на прежнем уровне. Как отмечают зарубежные ученые, вопрос определения психического расстройства и нормы пока не решен окончательно. При определении психических расстройств и нарушений у человека рассматриваются результаты диагностики дисфункций (утраты здравого смысла, возникновения клинических и естественных проявлений), проявлений внутреннего и социально конституируемого дистресса, наличие инвалидности, а также этические и политические подходы к этому вопросу [20].

В целом, полученные сведения о наличии у респондентов психических расстройств и отдельных негативных симптомов показывают, что психическое здоровье является сниженным у большинства лиц с психофизическими нарушениями и больше, чем у половины лиц из условно здоровой группы. Большинство участников исследования сталкивались с психологическими проблемами и имели негативные психологические состояния в течение прошедшего года, что является тревожным сигналом об ухудшении психического здоровья населения в целом.

Подтверждают эти опасения и другие учёные. В проведенных ими исследованиях психических нарушений, они были выявлены более чем «у 25% европейских жителей и более чем у 50% жителей азиатского региона (Южной и Юго-восточной Азии). Был сделан вывод о том, что «мир в настоящее время сталкивается с «эпидемией»» психических расстройств»» [27].

Диагностическая батарея, использованная при проведении исследования, включала в себя следующие методики:

  1. Шкала чувства связности (автор Антоновски А.) в адаптации Дымшица М.Н. («Sense of coherence» – SOC-29) [14];
  2. Тест жизнестойкости (авторы Мадди С., Кобейса С. и др.) в адаптации Леонтьева Д.А. и Рассказовой Е.И. («Test of hardiness) [7];
  3. Тест диспозиционного оптимизма (авторы Карвер Ч. и Шейер М.) в адаптации Гордеевой Т.О., Сычева О.А. и Осина Е.Н. («Life Orientation Test» – LOT) [3];
  4. Тест социальной адаптации (авторы Холмс Т. (Holmes Thomas) и Рей Р. (Rahe Richard)) (Social Readjustment Rating Scale) [22];
  5. Опросник «Способы совладающего поведения» (авторы: Лазарус Р. и Фолкман С.) в адаптации Крюковой Т.Л., Куфтяк Е.В., Замышляевой М.С. [5].

Обработка данных выполнялась в ПППО StatSoft Statisticа 13.5.

Для изучения особенностей и определения уровней психического здоровья у лиц с психофизическими нарушениями и из условно здоровой группы было проведено сравнение по полученным психологическим переменным (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение экспериментальной и контрольной групп лиц по психологическим переменным

Наименование опросника

Психологические переменные

Лица с ОВЗ (n=115)

Лица из УЗГ (n=63)

t (176) Стьюдента

d Коэна

F-критерий Фишера**

Среднее

Станд. откл.

Среднее

Станд. откл.

Шк]ала чувства связности

Постижимость (C)

39,67

8,56

41,17

6,91

1,28

-0,19

0,65

Управляемость (MA)

39,66

8,84

42,53

7,77

2,25**

-0,35

0,77

Осмысленность (ME)

34,25

9,70

35,77

9,05

1,04

-0,16

0,87

Общий показатель (SOC-29)

113,58

21,66

119,47

20,44

1,81*

-0,28

0,89

Тест жизнестойкости

Вовлеченность

21,88

9,08

25,06

8,73

2,30**

-0,36

0,92

Контроль

22,18

9,75

25,98

8,77

2,66***

-0,41

0,81

Принятие вызова

14,15

6,53

16,07

5,30

2,94***

-0,32

0,66

Жизнестойкость

58,11

23,67

67,75

20,35

2,86***

-0,44

0,74

Тест диспозиционного оптимизма

ТДО поз.

9,35

4,39

10,89

3,93

2,41**

-0,37

0,80

ТДО нег.

9,80

5,02

11,44

4,06

2,37**

-0,36

0,65

ТДО общий

27,94

10,20

31,81

9,17

2,59**

-0,40

0,81

Тест социальной адаптации Холмса-Рея

Уровень стресса

234,11

143,20

223,78

121,32

-0,51

0,08

0,72

Способы совладающего поведения

Конфронтационный копинг

8,88

3,29

8,78

2,68

-0,09

0,03

0,66

Дистанцирование

9,02

3,69

9,51

3,98

0,90

-0,13

1,47

Самоконтроль

12,99

3,65

12,54

3,08

-0,76

0,13

0,71

Поиск социальной поддержки

11,34

3,98

10,54

3,70

-1,28

0,21

0,86

Принятие ответственности

7,72

2,51

7,42

2,39

-0,77

0,12

0,33

Бегство-избегание

14,37

4,17

12,89

4,58

-2,08

0,34

1,20

Планирование решения проблемы

10,90

4,03

11,25

3,92

-0,61

-0,09

0,94

Положительная переоценка

12,00

4,25

12,51

3,59

0,90

-0,13

0,71

Примечание: ***- p<0,01; ** - p<0,05; * - p<0,1.

 

Полученные результаты сравнения двух выборок респондентов по разным психологическим переменным показывают, что лица из условно здоровой группы имеют значимо больший уровень развития чувства связности и её компонентов (постижимости, управляемости и осмысленности); более высокий уровень развития из трех компонентов имеет у них управляемость, как способность человека «предотвратить те или иные несчастья, используя свои собственные силы и способности или опираясь на помощь друзей, коллег, Бога и другие внешние факторы; он сможет справиться с несчастьями, пережить их» [14]. У лиц из условно здоровой группы выше уровни жизнестойкости и всех трех ее компонентов; наиболее высокую разницу имеют средние уровни вовлеченности у лиц с нарушениями в здоровье и из условно здоровой группы. Также у участников исследования из условно здоровой группы выше уровень диспозиционного оптимизма; при этом уровень пессимизма у них имеет более высокий средний уровень по сравнению с уровнем пессимизма лиц с нарушениями в здоровье, чем уровень оптимизма. Средний уровень стресса, полученного в течение года, у лиц из условно здоровой группы ниже, чем у лиц с психофизическими нарушениями. Отметим, что у лиц с нарушениями в здоровье чаще уровень стресса описывается показателями, выше допустимого уровня (300 баллов) и находится в границах от 13 до 853 баллов. У лиц из условно здоровой группы значимо выше уровни эффективных или адаптивных копинг-стратегий (планирование решения проблемы, положительная переоценка и т.д.). Виды дезадаптивного поведения в условиях стресса (избегание, конфронтационный копинг) и некоторые другие копинг-стратегии (поиск социальной поддержки, самоконтроль) имеют у них более низкие средние уровни развития. Сравнение результатов исследования психологических переменных у респондентов из экспериментальной и контрольной групп показали, что уровни развития таких личностных качеств, как чувство связности, жизнестойкость, диспозиционный оптимизм, адаптивных копинг-стратегий, входящих в конструкт «психическое здоровье» выше у лиц из условно здоровой группы. Соответственно уровни психического здоровья у лиц с психофизическими нарушениями снижены по сравнению с участниками исследования из условно здоровой группы.

По большинству рассматриваемых психологических переменных гипотеза о равенстве генеральных дисперсий (на основании расчетов F-критерия Фишера) экспериментальной и контрольной групп отвергается, следовательно фактор «наличие нарушений в здоровье» значимо влияет на уровень психического здоровья личности, выражаемый через эти переменные.

Далее продолжим исследовать полученные данные и выделим в качестве факторов «наличие нарушений в физическом здоровье» и «наличие психических расстройств и негативных психологических состояний», которые влияют на изменение уровней психологических переменных, включенных в структуру психического здоровья.

Наличие фактора «нарушения в физическом здоровье» оказывает влияние на психическое здоровье личности. Как отмечают ученые, около «40% пациентов соматического профиля» [13] имеют психические нарушения. Рассмотрим взаимосвязи между наличием нарушений в физическом здоровье у участников исследования и уровнем развития у них психологических переменных, включенных в структуру психического здоровья личности (табл. 4).

Таблица 4

Корреляции фактора «нарушения в физическом здоровье» с психологическими переменными

Название методики/опросника

Психологические переменные

Коэффициенты корреляции Пирсона*

Шкала чувства связности

Постижимость ©

0,18

Управляемость (MA)

0,22

Осмысленность (ME)

0,16

Общий показатель (SOC-29)

0,22

Тест жизнестойкости

Вовлеченность

0,25

Контроль

0,32

Принятие вызова

0,27

Жизнестойкость

0,30

Тест диспозиционного оптимизма

ТДО поз.

0,29

ТДО нег.

0,34

ТДО общий

0,33

Тест социальной адаптации Холмса-Рея

Уровень стресса

0,01

Способы совладающего поведения

Конфронтационный копинг

0,01

Дистанцирование

0,05

Самоконтроль

-0,08

Поиск социальной поддержки

0,05

Принятие ответственности

-0,05

Бегство-избегание

-0,08

Планирование решения проблемы

0,16

Положительная переоценка

0,18

* p<0,05

 

Рассматриваемые психологические качества, входящие в конструкт «психическое здоровье» личности, имеют значимые взаимосвязи с фактором «нарушения в физическом здоровье», наличие которых было выбрано в качестве основания для разделения участников исследования на экспериментальную и контрольную группы. Средние по силе прямые связи фактор «нарушения в физическом здоровье» имеет с такими качествами, как вовлеченность, контроль, принятие вызова и жизнестойкость, а также результативным показателем шкал «Теста диспозиционного оптимизма». С показателями «Шкалы чувства связности» фактор «нарушения в физическом здоровье» имеет слабые связи, что может свидетельствовать о том, что снижение физического здоровья не приводит к ухудшению протекания ментальных процессов и снижению умственных возможностей человека. С разными видами копинг-стратегий фактор «нарушения в физическом здоровье» имеет очень слабые прямые и обратные взаимосвязи. Это означает, что тип совладающего поведения человека в большей степени не связан с его уровнем физического здоровья. Уровень стресса также имеет очень слабые связи с фактором «нарушения в физическом здоровье», так как стрессогенные обстоятельства оказывают влияние на многих представителей общества независимо от их уровня психофизического состояния и является более значимым фактором для снижения психического здоровья. Таким образом, для оценки уровня психического здоровья у лиц с нарушениями в здоровье имеет смысл оценивать уровни жизнестойкости и диспозиционного оптимизма личности, а также другие психологические качества личности.

Если рассматривать в качестве факторного признака «наличие негативных психологических состояний» у респондентов и исследовать взаимосвязи между их разными видами и психологическими переменными, то значимость этого фактора и его взаимосвязи с уровнями компонентов психического здоровья личности будет иметь более высокое значение (табл. 5).

 

Таблица 5

Взаимосвязи негативных психологических состояний у респондентов с психологическими переменными

Виды психических состояний

 

 

 

Психологические переменные

депрессия

тревога

страх

плаксивость

апатия

навязчивые состояния

беспокойство

фрустрация

эмоциональное выгорание

беспомощность

изоляция

фобии

зависимости

насилие

Постижимость

-0,19

-0,48

-0,42

-0,24

-0,10

-0,25

-0,24

-0,25

*

-0,27

-0,29

-0,27

*

*

Управляемость

-0,26

-0,29

-0,42

-0,26

-0,16

-0,17

-0,29

-0,24

*

-0,31

-0,36

-0,29

*

-0,28

Осмысленность

-0,29

*

-0,20

*

-0,15

-0,13

-0,16

*

*

-0,19

-0,29

*

*

-0,18

Общий показатель

-0,31

-0,33

-0,43

-0,22

-0,17

*

-0,29

-0,23

*

-0,32

-0,39

-0,22

*

-0,22

Вовлеченность

-0,39

-0,26

-0,35

-0,23

-0,23

*

-0,344

-0,19

*

-0,32

-0,38

-0,24

*

-0,23

Контроль

-0,39

-0,25

-0,36

-0,20

-0,19

*

-0,29

-0,21

*

-0,29

-0,39

-0,24

*

-0,25

Принятие вызова

-0,39

-0,32

-0,29

-0,17

-0,14

*

-0,28

-0,18

*

-0,30

-0,34

-0,29

*

-0,26

Жизнестойкость

-0,46

-0,29

-0,36

-0,22

-0,21

*

-0,33

-0,21

*

-0,32

-0,40

-0,27

*

-0,26

ТДО поз.

-0,41

-0,23

-0,32

-0,15

-0,24

*

-0,29

-0,24

*

-0,27

-0,29

-0,29

*

-0,15

ТДО нег.

-0,31

*

-0,17

*

*

*

-0,14

-0,19

*

-0,13

-0,35

-0,18

*

-0,18

ТДО общий

-0,43

-0,19

-0,33

-0,16

-0,17

*

-0,25

-0,24

*

-0,22

-0,36

-0,33

*

-0,19

Уровень стресса

0,12

0,13

0,11

0,34

0,14

0,15

0,17

0,16

0,28

0,30

0,24

*

*

0,10

Конфронтационный копинг

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

0,14

Дистанцирование

*

*

*

*

*

-0,22

0,14

*

*

*

*

*

*

0,19

Самоконтроль

0,16

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

-0,22

*

Поиск социальной поддержки

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

 

*

Принятие ответственности

*

0,20

*

*

*

*

*

*

0,24

*

*

*

*

**

Бегство-избегание

0,33

*

0,19

*

0,22

*

0,28

*

*

0,26

0,24

*

*

0,18

Планирование решения проблемы

*

*

*

*

*

*

*

*

0,18

*

-0,33

-0,22

*

*

Положительная переоценка

*

*

*

*

-0,21

*

*

*

*

*

-0,20

*

*

*

 

Значимые обратные связи имеет фактор «наличие негативных психологических состояний» с такими психологическими переменными, входящими в конструкт «психическое здоровье», как постижимость, управляемость, осмысленность, общий показатель чувства связности, вовлеченность, контроль, принятие вызова, жизнестойкость, оптимизм, пессимизм, общий показатель диспозиционного оптимизма личности. Умеренные прямые связи показатель «психические нарушения и негативные психологические состояния» имеет с уровнем стресса, полученного в течение года, и с некоторыми видами копинг-стратегий (дистанционирование, принятие ответственности, бегство/избегание и др.).

Средние по силе обратные связи с психологическими переменными, включенными в понятие «психическое здоровье», имеют такие психические нарушениями и негативные психологические состояния респондентов, как подверженность насилию, депрессивные расстройства, повышенная тревожность, страх, плаксивость, беспокойство, фрустрация, беспомощность, изолированность/самоизоляция, зависимости и пагубные привычки.

Для определения воздействия на психическое здоровье человека психических расстройств, негативных психологических состояний и отдельных симптомов могут использоваться опросники «Шкала чувства связности», «Тест жизнестойкости», «Тест диспозиционного оптимизма». Опросник «Способы совладающего поведения» дает возможность определить привычные стили поведения человека в условиях стресса или его копинг-стратегии, что может быть использовано для характеристики поведенческих аспектов в условиях преодоления стрессов и тяжелых жизненных ситуаций участниками исследования.

 

Выводы

Заключим, что анализ взаимосвязей факторов «наличие нарушений в физическом здоровье» и «наличие психических нарушений и негативных психологических состояний» с психологическими переменными, входящими в конструкт «психическое здоровье, показал, что ухудшение физического здоровье влияет на снижение уровней жизнестойкости и диспозиционного оптимизма, а ухудшения в психическом здоровье и развитие негативных психологических состояний также приводят к снижению жизнестойкости и её компонентов, снижению оптимистических ожиданий от изменений в будущем, снижению уровня чувства связности и возможностей когнитивного восприятия окружающей действительности, увеличению уровня негативного воздействия стресса на психофизическое состояние человека и росту случаев выбора дезадаптивных копинг-стратегий для совладания со стрессом.

Рассмотренные выше группы факторов психического здоровья, актуальные для лиц с психофизическими нарушениями, и их взаимосвязи с психологическими переменными, входящими в конструкт «психическое здоровье», позволяют выделить такие его особенности, как выраженная обусловленность сохранения или утраты психического здоровья при изменениях в физическом состоянии индивида, зависимость от личностных психологических качестве человека и их изменений, влияние социального окружения и возможностей социальной поддержки разных уровней, обусловленность индивидуальными поведенческими проявлениями, особенностями поведения в стрессовых и тяжелых жизненных ситуациях, организацией личностно-смысловой сферы человека.

Среди факторов, влияющих на уровень психического здоровья человека, при анализе результатов исследования учитывались следующие: наличие нарушений в физическом здоровье и наличие негативных психологических состояний у респондентов. Наличие нарушений в физическом здоровье, как показали полученные данные, приводит к снижению уровней психологических переменных, входящих в конструкт «психического здоровья» человека. При этом наличие нарушений в физическом здоровье практического не отразилось на когнитивных возможностях человека и имеет слабые связи с выбором копинг-стратегий. Фактор «наличие негативных психологических состояний» значимо влияет на ухудшение психического здоровья респондентов. Различные психологические состояния, их отдельные симптомы, стрессы и другие проблемы приводят к снижению возможностей когнитивного восприятия окружающей действительности, противостояния стрессам и тяжелым жизненным ситуациям, замены оптимистических ожиданий от изменений в будущем на пессимистические, к выбору дезадаптивных и неэффективных способов совладающего поведения.

Психическое здоровье можно исследовать с применением разных научных подходов и с разных позиций, что расширит возможности его сохранения, развития и восстановления у лиц с нарушениями в физическом здоровье, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.

Лица с нарушениями в здоровье являются одной из уязвимых групп и имеют большой спектр психологических проблем, поэтому целями психологического сопровождения и педагогической работы с ними должны быть прежде всего сохранение психического здоровья, снижение уровня психологической и эмоциональной нагрузки, обучение методам саморегуляции физического состояния и преодоления стрессов, развитие подходов к социальной поддержки и организация социального взаимодействия, коррекция поведенческой и смысловой сферы. Психическое здоровье является ресурсом человека и ценностью, значение которой возрастает в современном обществе и является показателем развития социальной сферы, в том числе образования и здравоохранения, в отношении уязвимых групп населения.

References

1. Bratus B.S. Anomalii lichnosti. [Personality anomalies.]. Moscow: publ. Mysl', 1988. 301 p. (In Russian)

2. Bratus B.S. K probleme cheloveka v psihologii. [On the problem of man in psychology]. Voprosy psihologii. [Questions of psychology.]. 1997. no 5. Pp. 3-19. (In Russian)

3. Gordeeva, T.O., Sychev, O.A., Osin, E.N. Razrabotka russkojazychnoj versii Testa dispozicionnogo optimizma (LOT). [Development of the Russian-language version of the Dispositional Optimism Test (LOT)]. Psihologicheskaja diagnostika. [Psychological diagnostics]. 2010. no 2. Pp. 36-64. (In Russian)

4. Kaliteevskaja E.R. Psihicheskoe zdorov'e kak sposob bytija v mire: ot objasnenija k perezhivaniju. [Mental health as a way of being in the world: from explanation to experience]. Psihologija s chelovecheskim licom: gumanisticheskaja perspektiva v postsovetskoj psihologii. [Psychology with a human face: a humanistic perspective in post-Soviet psychology]. Moscow. 1997. Pp. 223-230. (In Russian)

5. Krjukova T.L., Kuftjak E.V., Zamyshljaeva M.S. Oprosnik sposobov sovladanija (adaptacija metodiki WCQ) [Questionnaire of coping methods (adaptation of the WCQ methodology)]. Zhurnal prakticheskogo psihologa. [Journal of Practical Psychologist]. 2007. no 3. Pp. 93-112 (In Russian)

6. Larionova L.I., Larionova A.S. Psihicheskoe zdorov'e odarennyh detej [Mental health of gifted children]. Sbornik materialov IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Rebenok v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve megapolisa». [Collection of materials of the IV All-Russian scientific-practical conference "A child in the modern educational space of a metropolis"]. Moscow: Publ. "Pero", 2017. Pp. 61-68 (In Russian)

7. Leont'ev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestojkosti. [Test of hardiness] Moscow: Publ. Smysl, 2006. 63 p. (In Russian)

8. Lyz N.A. O strukture psihicheskogo zdorov'ja cheloveka (obzor issledovanij) [On the structure of human mental health (review of research)]. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Serija: Psihologicheskie nauki. [News of the Southern Federal University. Series: Psychological Sciences]. 2014. no 2. Pp. 241-251 (In Russian)

9. Mak-Viliams N. 16 jelementov psihicheskogo i jemocional'nogo zdorov'ja. [16 elements of mental and emotional health.]. Analitika kul'turologii. [Analytics of cultural studies]. 2014. Pp. 1-2

10. Malejchuk G. I. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti: popytka opredelenija ponjatija. [Psychological health of the individual: an attempt to define the concept]. Psihalogija. U dapamogu pedagogu. [Psychology. To help the teacher.] 2004. no 3. Pp. 16-21 (In Russian)

11. Nikiforov G.S. Zdorov'e kak sistemnoe ponjatie. [Health as a systemic concept]. Psihologija zdorov'ja [Health Psychology]. Sankt-Peterburg: Publ. Rech', 2000. Pp. 128-189 (In Russian)

12. Nikiforov G.S., Avgustova L.I. Kriterii zdorov'ja [Health criteria]. Issledovanie v oblasti psihologii zdorov'ja. [Research in the field of health psychology.] 2013. Pp 92-109. Available at: https://psysocwork.ru/fileadmin/editor/ 97-2009_1_-3.pdf (accessed: 03.05.2021) (In Russian)

13. Ovchinnikov B.V., Kostjuk G.P., D'jakonov I.F. Tehnologii sohranenija i ukreplenija psihicheskogo zdorov'ja: uchebnoe posobie. [Technologies for the preservation and strengthening of mental health: a textbook.]. Sankt-Peterburg: Publ. SpecLit, 2010. 302 p. (In Russian)

14. Osin E.N. Chuvstvo svjaznosti kak pokazatel' psihologicheskogo zdorov'ja i ego diagnostika. [Sense of coherence as an indicator of psychological health and its diagnosis.]. Psihologicheskaja diagnostika. [ Psychological diagnostics]. 2007. no. 3. Pp. 22-40 (In Russian)

15. Popov V.V., Novikova I.A. Psihologicheskie osnovy zdorov'ja cheloveka: uchebnoe posobie. Psychological foundations of human health: a tutorial.]. Sankt-Peterburg: Publ. SpecLit, 2017. 303 p. (In Russian)

16. Psihicheskoe zdorov'e. Informacionnyj bjulleten'. Vsemirnaja organizacija zdravoohranenija. Centr SMI (aprel' 2016). [Mental Health / Fact Sheet. World Health Organization. Media Center (April 2016).] Available at: https://www.euro.who.int/ru/media-centre/sections/fact-sheets/2019/fact-sheet-mental-health-2019 (accessed: 03.05.2021) (In Russian)

17. Rozin V.M. Psihicheskaja real'nost', sposobnosti i zdorov'e cheloveka. [Mental reality, abilities and human health.]. Moscow, 2001. 224 p. (In Russian)

18. Thostov A.Sh., Rasskazova. E.I. Rukovodstvo po psihologii zdorov'ja. [Guide to health psychology.]. Moscow: Publ. Moskovskogo universiteta, 2019. 840 p. (In Russian)

19. Sergienko E.A. Psihologicheskoe zdorov'e: subektivnye faktory. [Psychological health: subjective factors.] Vestnik RGGU. Serija «Psihologija. Pedagogika. Obrazovanie». [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series “Psychology. Pedagogy. Education]. 2017. no 2. Pp. 98-117

20. Aftab, A., & Rashed, M. A. Mental disorder and social deviance. International Review of Psychiatry. 2020. 1-8.

21. Center of Behavioral Health Statistics and Quality (2015). Behavioral health trends in the United States: Results from the 2014 National Survey on Drug Use and Health (HHS Publication No. SMA 15-4927, NSDUH Series H-50) Available at: htttp://www.samhsa.gov/data/) (accessed: 05.05.2021)

22. Holmes T., Rahe R. The Social Readjustment Rating Scale. Journal of Psychosomatic Research. 1967. 11. 213-218

23. Kessler R.C., Angermeyer M., Anthony Jc. Lifetime prevalence and age-of-onset distributions of mental disorders in the World Health Organization World Mental Health Survey Initiative. // World Psychiatry. 2007. 6(3): 168-176

24. Kessler R.C., Chiu W.T., Demler O., Walters O.O. Prevalence, severity and comorbidity of twelve-month DSM-V disorders in the National Comorbidity Survey Replication (NCS-R). // Archive of General Psychiatry. 2005. Jun;62 (6): 617-624

25. Lenzenweger M.F., Lane M.C., Loranger A.W., Kessler R.C. DSM-IV personality disorders in the National Comorbidity Survey Replication. // Biological Psychiatry, 2007. 62 (6), 553-564.

26. Preamble to the Constitution of the World Health Organization as adopted by the International Health Conference, New York, 19-22 June, 1946; signed on 22 July 1946 by the representative of 61 States // Official Records of the World Health Organization. N.Y.; Geneva: The World Health Organization. 1948. 2. P. 100 // Available at: http://whqlibdoc.who.int/hist/official_records/2e.pdf (accessed: 05.05.2021)

27. Quack J. Global Mental Health. The Movement for Global Mental Health. 2021 Amsterdam University Press. 346 p. Available at: https://doi.org/10.2307/j.ctv1kgdfk8 (accessed: 03.05.2021)

28. Regier D.A., Narrow W.E., Rae D.S., Manderscheid R.W., Locke B.Z., Goodwin F.K. The de facto mental and addictive disorders service system. Epidemiologic Catchment area prospective 1-year prevalence rates of disorders and services. // Archive of General Psychiatry. 1993. Feb; 50 (2): 85-94


Login or Create
* Forgot password?