Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
To assess the expected effectiveness of the implementation of the developed strategy for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030 ("Strategy-2030"), taking into account the results of the implementation of "Strategy-2020", the visual system tool of the scientific school of entrepreneurship by J. Schumpeter of strategic management "a view from below" was used ... It is shown that the development of the "Strategy-2030" did not sufficiently take into account the knowledge and experience of specialists who directly implement certain strategic objectives, taking into account the content and features of their implementation. Proposals have been formulated to identify key areas for developing a strategy for the socio-economic development of the Russian Federation until 2030 (“Strategy-2030”) in order to ensure the efficiency and effectiveness of its implementation based on the requirements of the Decree of the President of Russia “On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 "Dated July 21, 2020 No. 474.
view from below, strategy development, socio-economic development, Russian Federation, 2030
Введение
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [40], Правительство Российской Федерации в настоящее время разрабатывает Стратегию социально-экономического развития национальной экономики на период до 2030 г. («Стратегию-2030») [15].
С учетом результатов реализации предыдущей стратегии социально-экономического развития страны («Стратегии-2020») [27], признанных экспертным сообществом неудовлетворительными [12, 13, 14, 24, 34, 35], с одной стороны, и не получивших никакой официальной оценки со стороны правительства страны, с другой стороны (что, впрочем, тоже можно признать в качестве однозначной оценки), возникает объективная необходимость в экспертной оценке хода подготовки и содержания «Стратегии-2030».
Цель исследования
Таким образом, целью представленного исследования является экспертная оценка хода подготовки и содержания Стратегии социально-экономического развития национальной экономики на период до 2030 г. «Стратегии-2030», разрабатываемой Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили положения научной школы предпринимательства Й. Шумпетера [45], описывающие, в частности, стратегическое мышление как «зрительную систему» [5], в которой выделяется взгляд «снизу», по сути, и отражающий экспертную оценку рассматриваемого документа.
Методическую базу исследований также составили авторские исследования положений научной школы предпринимательства Й. Шумпетера, посвященные такой составляющей «зрительной системы» стратегического мышления, как взгляд «вперед» [35].
Основное содержание исследований
Представленное исследование, посвященное взгляду «снизу» на Стратегию социально-экономического развития национальной экономики на период до 2030 г. «Стратегии-2030» является логическим продолжением представленного ранее авторского исследования, посвященного взгляду «вперед» на ход подготовки и содержание «Стратегии-2030» [35].
При этом следует отметить, что взгляд «снизу» не входил в качестве элемента «зрительной системы» стратегического мышления в классическом описании положений научной школы предпринимательства Й. Шумпетера (рис. 1) [19] и был добавлен автором данных исследований как неотъемлемый атрибут «зрительной системы» стратегического мышления (рис. 2) [35], отражающий экспертную оценку стратегического видения в звене взаимодействия «специалист-менеджер», и обогащающий принимаемое стратегического решение релевантной информацией «снизу».
Проведенный экспресс-анализ [35] степени покрытия ключевыми направлениями [22] разрабатываемой Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [15] требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента России от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [40] (табл. 1) показал следующее.
Таблица 1
Результаты экспресс-анализа степени покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой Правительством РФ стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. требований Указа Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [35]
Национальные цели развития Российской Федерации |
Ключевые направления разрабатываемой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации |
Оценка степени покрытия ключевыми направлениями национальных целей |
||||
Направление «Новая высокотехнологичная экономика» (руководитель А. Белоусов) |
Направление «Агрессивное развитие |
Направление «Новый общественный договор» (руководитель Т. Голикова) |
Направление «Клиентоцентричное государство» (руководитель Д. Григоренко) |
Направление «Национальная инновационная система» (руководитель Д. Чернышенко) |
||
Сохранение населения, здоровье и благополучие людей |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3(12%) |
Возможности для самореализации и развития талантов |
5 |
1 |
0 |
0 |
5
|
11(44%) |
Комфортная и безопасная среда для жизни |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
5(20%) |
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство |
4 |
3 |
1 |
0 |
3 |
11(44%) |
Цифровая трансформация |
3 |
3 |
0 |
4 |
3 |
13(52%) |
Итого |
14 (56%) |
10(40%) |
1(4%) |
7(28%) |
11(44%) |
43(34,4%) |
Примечание: оценка уровня покрытия ключевыми направлениями, определяющими разрабатываемую Правительством РФ Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. требований по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. проводилась с использованием экспертных оценок по шкале от «0» − отсутствие покрытия требований до «5» − максимальное покрытие требований.
Степень покрытия ключевыми направлениями разрабатываемой Правительством РФ Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. требований Указа Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [40] составляет в среднем около 1/3 (34,4%).
Таким образом, возникает большой вопрос – за счет каких мер Правительство Российской Федерации предполагает достичь национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенные Указом Президента России?
Начнем анализ с наиболее сложной с точки зрения достижения национальной цели, определенной Указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [40] – «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» (рис. 3).
В целом, для обеспечения устойчивого роста численности населения Российской Федерации необходим устойчивый рост экономики страны, который:
а) создает уверенность у населения, находящегося в репродуктивном возрасте, в том, что они будут иметь стабильную материальную базу, достаточную для воспитания детей;
б) обеспечивает социально-экономические преимущества Российской Федерации над другими (в первую очередь, соседними) странами, повышая уровень иммиграции в страну.
Но, как показывает анализ предложений Минэкономразвития (всего предложено 38 инициатив) [33], которые должны войти в Стратегию социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г., конкретных мероприятий, которые бы обеспечили устойчивый рост численности населения Российской Федерации, в настоящее время не предусмотрено.
Анализируя целевой показатель «повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет» национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» [40], необходимо отметить, что к 2030 г. при нынешних тенденциях социально-экономического развития он является трудно достижимым.
Несмотря на то что за последние десять лет средняя продолжительность жизни в стране по данным Росстата (табл. 3) [26] выросла в стране на 4,4 года (на 5,15 лет у мужчин и на 3,29 лет у женщин), и согласно реалистическому (среднему) варианта прогноза того же Росстата (табл. 4) [26] вырастет до 79,1 лет к 2035 г. и до 77,54 лет к 2030 г., есть оговорка, согласно которой все это произойдет при условии «успешности реализации всех запланированных программ и внедрения социальных мер» [26].
Таким образом, текущий прогноз свидетельствует о существенных проблемах достижения целевых показателей национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», определенных Указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.».
1. "OK 029-2014 (KDES Red. 2). Obscherossiyskiy klassifikator vidov ekonomicheskoy deyatel'nosti" (utv. Prikazom Rosstandarta ot 31.01.2014 N 14-st) (red. ot 10.02.2021).
2. 13,3% naseleniya Rossii. Rosstat soobschil o roste chisla zhivuschih za chertoy bednosti do 19,6 mln chelovek. https://www.znak.com/2021-01-29/rosstat_soobchil_o_roste_chisla_zhivuchih_za_chertoy_bednosti_do_19_6_mln_chelovek
3. Human Development Report 2020. http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr2020.pdf
4. Life expectancy and Healthy life expectancy, data by country. https://apps.who.int/gho/data/node.main.688
5. Mintzberg, H. ≪Strategic Thinking as ‘Seeing.’≫ In J. Nasi, ed., Arenas of Strategic Thinking (Foundation for Economic Education, Helsinki, Finland, 1991).
6. The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities. Oslo Manual 2018. Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition. https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/oslo-manual-2018_9789264304604-en
7. World Economic Outlook Database-April 2019, International Monetary Fund.
8. Artem'ev M. Na grani katastrofy: pochemu Rossiya snova teryaet naselenie? https://www.forbes.ru/obshchestvo/379483-na-grani-katastrofy-pochemu-rossiya-snova-teryaet-naselenie
9. V Mintrude nazvali sredniy razmer pensii v Rossii. https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/03/29/863596-v-mintrude-nazvali-srednii-razmer-pensii-v-rossii
10. V Rossii dal'she budet esche huzhe: ekonomisty o ser'eznom uhudshenii situacii k koncu 2021 goda. Ekonomicheskiy armagedon? https://zen.yandex.ru/media/atasinfo/v-rossii-dalshe-budet-esce-huje-ekonomisty-o-sereznom-uhudshenii-situacii-k-koncu-2021-goda-ekonomicheskii-armagedon-60c064dd731a0e2792564c8c
11. Gosduma rassmotrit zakon ob uproschennom poluchenii grazhdanstva RF dlya belorusov i ukraincev. https://turbo.gazeta.ru/social/news/2021/06/11/n_16089458.shtml
12. Dvizhenie bez celey: pochemu provalilas' «Strategiya-2020». https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020
13. Den' surka: "Strategiya-2020" uspeshno provalena - ochered' za nacproektami? https://www.nakanune.ru/articles/116644/
14. Koncepciya razvitiya Rossii do 2020 goda okazalas' nevypolnimoy. Pochemu razoshlis' traektorii nacional'nyh celey 2008 goda i fakticheskogo razvitiya strany. https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68
15. Koshkina A., Rubchenko M. Pravitel'stvo gotovit novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/02/02/856382-pravitelstvo-gotovit-novuyu-strategiyu-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya
16. Medvedev predlozhil prekratit' raschet VVP Rossii. https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/medvedev-predlozhil-prekratit-raschet-vvp-rossii-1027872139
17. Metodika rascheta pokazatelya «Uroven' innovacionnoy aktivnosti organizaciy». Utverzhdena prikazom Rosstata ot 27 dekabrya 2019 goda №818.
18. Mintrud planiruet peresmotret' kriterii ocenki bednosti. https://tass.ru/ekonomika/9840759
19. Mincberg G. Strategicheskoe safari [Tekst]: ekskursiya po debryam strategicheskogo menedzhmenta: perevod s angliyskogo / Genri Mincberg, Bryus Al'strand, Zhozef Lampel'; [per. D. Raevskaya, L. Caruk]. - Moskva: Moskovskaya shkola upravleniya Skolkovo: Al'pina Pablisher, 2013. - 365 s.
20. Mihail Delyagin: Blatnoy feodalizm zakanchivaetsya. https://zavtra.ru/blogs/blatnoj_feodalizm_zakanchivaetsya
21. Moskva ne v liderah: gde platyat bol'she za kommunalku. Nazvana srednyaya summa platezhki za ZhKH v Rossii. https://www.gazeta.ru/business/2019/11/26/12832904.shtml
22. Opredelen srok vneseniya Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2030 goda v Pravitel'stvo - 14 maya 2021 goda. https://strategy24.ru/rf/news/opredelen-srok-vneseniya-strategii-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-rf-do-2030-goda-v-pravitelstvo-14-maya-2021-goda
23. Oreshkin schitaet neeffektivnym suschestvuyuschiy format strategiy razvitiya RF. https://tass.ru/ekonomika/4199970
24. Polnyy proval Strategi-2020. Naselenie pomeshalo? https://narzur.ru/polnyjj-proval-strategi-2020-naselenie-pomeshalo/
25. Potrebitel'skaya i prodovol'stvennaya korzina v Rossii. https://rosinfostat.ru/potrebitelskaya-korzina/
26. Prodolzhitel'nost' zhizni po dannym Rosstat. https://rosinfostat.ru/prodolzhitelnost-zhizni/
27. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 N 1662-r (red. ot 28.09.2018)
28. Rozhdaemost' po dannym Rosstat. https://rosinfostat.ru/rozhdaemost/
29. Rozhdaemost', smertnost' i estestvennyy prirost naseleniya v Rossii po godam (Tablica). https://infotables.ru/statistika/31-rossijskaya-federatsiya/784-rozhdaemost-smertnost#hcq=Rz1STzs
30. Rossiyane stali chasche umirat' iz-za spirtnogo. https://www.gazeta.ru/social/2021/06/12/13633040.shtml
31. Rukovodstvo Oslo. Rekomendacii po sboru i analizu dannyh po innovaciyam. Tret'e izdanie. - Moskva, 2006. - 191s.
32. Sergey Glaz'ev: Za 25 let postroen «blatnoy» kapitalizm. https://izborsk-club.ru/11932
33. SMI uznali o formirovanii strategii razvitiya Rossii stoimost'yu ₽5,6 trln. https://www.rbc.ru/economics/08/06/2021/60beff349a79474b14e79bdb
34. Strana nesbyvshihsya programm: Pochemu provalilas' Strategiya-2020? https://www.kp.ru/daily/27053.7/4119288/
35. Tebekin A.V. Vzglyad «vpered» kak osnova strategicheskogo razvitiya nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. №3, 2021.
36. Tebekin A.V. Disbalans formy i soderzhaniya statisticheskoy otchetnosti (o perehode s OKVED na OKVED-2). // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. - T. 5. − №5. − 2019. − S. 103-109.
37. Tebekin A.V. Prognoz razvitiya rossiyskoy ekonomiki na period do 2030-go goda. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 6. − S. 45−50.
38. Tebekin A.V. Upravlenie personalom. Uchebnoe posobie / Moskva. − 2016. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.)
39. Tebekin A.V., Egorova A.A. Strukturalistskie faktory rasprostraneniya "seroy" tenevoy ekonomiki. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 5. − № 3. − S. 69-81.
40. Ukaz Prezidenta Rossii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012
41. Uroven' bednosti po dannym Rosstat. https://rosinfostat.ru/uroven-bednosti/
42. Uroven' innovacionnoy aktivnosti organizaciy. https://rosstat.gov.ru/folder/14477
43. Federal'nyy zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 28.06.2014 N 172-FZ (poslednyaya redakciya). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
44. Chinovnica posovetovala narodu «est' makaroshki» i derzhat' post. https://www.kp.ru/daily/26894.7/3938247/
45. Shumpeter Y.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya = Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung; Kapitalizm, socializm i demokratiya = Capitalism, Socialism and Democracy / Yozef Aloiz Shumpeter; [per. s nem.: V. S. Avtonomov, M. S. Lyubskiy, A. Yu. Chepurenko; per. s angl.: V. S. Avtonomov i dr.]. − Moskva: Eksmo, 2007. − 861 s.