Moskva, Moscow, Russian Federation
The economic equivalence related to policy of payment and nonpayment of joint-stock company’s dividends at the negative subjective attitude of ordinary shareholders to decisions on nonpayment of dividends by the company is proved in this paper.
company, joint-stock company, share, rights attached to shares, dividend, subjective relation, economic equivalence.
Субъективное восприятие права на получение дивиденда
В соответствии с российским законодательством акция определяется через совокупность трех прав:
- права голоса на общем собрании акционеров;
- права на получение дивидендов;
- права на получение части имущества компании в случае ликвидации акционерного общества.
Субъективно все перечисленные права воспринимаются человеком — владельцем акции (частным акционером) не просто как его равноценные права, а как права, под которыми он подразумевает и эквивалентные им обязательства эмитента, т.е. акционерного общества. Это достаточно очевидно, ибо если у человека имеется какое-то право, то его реализация возможна, если имеется другое лицо, которое обязано исполнить это право.
Однако в акции юридическое право на получение дивиденда качественно отличается от всех других перечисленных прав, так как за ним не стоит, так сказать, «твердое» юридическое обязательство со стороны акционерного общества. На самом деле провозглашаемое законом «право» акционера на получение дивиденда есть лишь возможность его получения, полностью зависящая от решения, принимаемого собранием акционеров акционерного общества, т.е. в общем случае не зависит от воли отдельного акционера, если только у него нет контрольного пакета акций. Поэтому субъективно невыплата дивиденда воспринимается отдельными акционерами как решение, ущемляющее их экономические интересы.
Но ситуация несколько усложняется тем, что по закону существует два типа акций — обыкновенные и привилегированные. В отношении обыкновенных акций субъективная проблема сводится лишь к двоякому смыслу употребления понятия «право»: а) право как обязательственное право акционера и б) право, которое возникает лишь по решению Совета директоров, т.е. оно носит потенциальный, возможный, вероятностный, но не обязательный характер. В отношении привилегированных акций ситуация с правами усложняется в силу двух важных причин: обязательной фиксации дивиденда; «понимания» различий между обыкновенной и привилегированной акциями. Основное «дивидендное» отличие российских привилегированных акций от обыкновенных состоит в том, что акционерное общество обязано зафиксировать размер дивиденда по ним и/или их ликвидационную стоимость (или порядок их определения). Если привилегированная акция есть результат приватизации, т.е. существует как бывшая форма привилегированных акций типа А, то в уставе акционерного общества зафиксирован размер выплачиваемого по ним дивиденда — 10% от чистой прибыли. В других случаях устанавливается только порядок определения дивиденда по таким акциям.
1. Galanov V.A. Rynok tsennykh bumag. - M.: INFRA-M, 2012.
2. Galanov V.A. Dvoystvennyy kharakter modeli ekonomicheskogo razvitiya Rossii // Nauka i praktika. - 2012. - № 2 (8).
3. Galanov V.A. Tendentsii razvitiya form prisvoeniya pribavochnogo produkta obshchestva // Vestnik REU im. G.V. Plekhanova. - 2012. - № 1(1).