Abstract and keywords
Abstract (English):
The features of quality management systems’ documenting are considered in this paper. The brief characteristic of requirements to statement and registration of enterprise’s QMS documentation is given. Specific of SMK documentation management is defined and the main problems which can be caused by documentation mismanagement are designated.

Keywords:
management, quality management system, documentation.
Text

В системе менджемента качества (СМК) организаций документооборот является неотъемлемой частью управления. Результативность действий организации во многом определяется наличием документов, адекватно описывающих процессы в организации, а также документов, отражающих положение дел, в частности, в области менеджмента качества. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г.) [6] устанавливает состав и статус документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации. Требования к документации в СМК определяются необходимостью передачи целей на нижние уровни организации, идентификации проблем, согласованности действий и предоставления объективных доказательств полученных результатов. Каждая организация должна разрабатывать объем документации, который ей необходим для демонстрации эффективности планирования, работы, контроля и постоянного совершенствования системы менеджмента качества и ее процессов.

Документирование системы менеджмента качества может относиться ко всей деятельности организации или ее отдельной части, например, к отдельным требованиям в зависимости от природы продукции, процессов, требований договора, руководящих положений или самой организации. Важно, чтобы требования и содержание документации системы менеджмента качества соответствовали стандартам по качеству.

Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее применение способствует:

  • достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;
  • обеспечению соответствующей подготовки кадров;
  • повторяемости и прослеживаемости;
  • обеспечению объективных свидетельств;
  • оценке эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.

Разработка документации не должна быть самоцелью. Документация в системе менеджмента качества создается для того, чтобы спланированные оптимальные и рациональные действия, объединенные в процессы, были описаны и использовались работниками для одинакового выполнения однородной работы, с предсказуемой результативностью и эффективностью. Каждый работник имеет необходимую документацию на своем рабочем месте, пользуется ею в процессе выполнения работы. Следует отметить, что наличие документации, описывающей процессы, существенно уменьшает период адаптации новых работников.

References

1. Alekseev A. Upravlenie dokumentami. Publikatsiya po materialam stat'i «Mirel E. Janitz, Document Control. Quality Progress, June 2003» // MMK. - 2004. - № 3. - S. 56, 57.

2. Demina L.N. Upravlenie dokumentatsiey sistemy menedzhmenta kachestva // Tekhnologii kachestva zhizni. - 2011. - №1. - S. 45-50.

3. Isaev S.V. Dokumentatsiya v sistemakh menedzhmenta // MMK. - 2007. - №5. - S. 41-44.

4. Koroleva N.A. Metodika vyyavleniya osnovnykh svoystv dokumentov SMK // Obrazovanie i obshchestvo. - 2010. - № 4. - S. 32-36.

5. Malikova M V. Upravlenie dokumentatsiey sistemy menedzhmenta kachestva // Tekhnologii kachestva zhizni. - 2002. - T.2. - № 1. - S. 45-64.

6. Federal'nyy zakon ot 27 dekabrya 2002 g. № 184-FZ «O tekhnicheskom regulirovanii» (v red. ot 03.12.2012 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

Login or Create
* Forgot password?