The development of methodical recommendations on improvement of marketing and logistic component of competitiveness management mechanism, justification of a business system of management for enterprise association in the industry and services sector are considered in this paper.
marketing tools, industrial food system, food raw materials’ quality and safety assurance.
На рубеже XX—XXI вв. наряду с понятиями «постиндустриальная» и «экономика знаний» часто используется термин «сервисная экономика». Он отражает повышение роли мировой и отечественной сферы услуг в экономическом развитии. По целому ряду демографических, экономических и социальных причин сфера услуг стала одной из наиболее быстро развивающихся сфер мирового общественного производства.
Для потребительских услуг, к которым относится сфера производственного питания, характерны высокие требования к обеспечению культуры и персонификации обслуживания, что требует затрат на осуществление традиционного маркетинга. Успех современного предпринимательского объединения сферы услуг и промышленности во многом определяется эффективностью маркетинговой деятельности. Однако в современных условиях меняется взгляд на маркетинг. Предлагается перейти к инновационному стратегическому маркетингу и маркетинго ориентированному управлению предпринимательским объединением.
«Маркетинг включает системно взаимосвязанный анализ динамично развивающихся рынков товаров, инноваций, технологий и производства и предполагает не только маркетинг текущей деятельности, но и разработку стратегической перспективы названных рынков, а инновационный маркетинг — систему оценки перспектив стратегического развития рынков, под воздействием науки и инновационных процессов, вызывающих повышение конкурентоспособности товаров, производства, экономики» [12, с. 190]. Не менее важным мы считаем поддержание отношений с контрагентами — участниками бизнес-среды и возможными потребителями конечного и промежуточного продукта производственного питания.
Маркетинг отношений (Relationship Marketing) получил развитие как современная маркетинговая управленческая концепция приоритета потребительской ценности, основанной на формировании и удовлетворении потребительского ожидании от предоставляемой услуги, а также совместного использования полученных от этого выгод.
На государственном и научно-производственном уровнях [10] отмечается, что сохраняется глубокая дифференциация потребления пищевой продукции и услуг представителями различных социальных групп. Современный потребитель предъявляет следующие требования:
- информированность об ингредиентах и качестве продукции;
- экономическая доступность качественной продукции и услуг;
- защита от резких колебаний цен на продовольствие и услуги первой необходимости.
1. Arkhipov A.V. Rekreatsionnye manevry // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - № 9. - Vyp. 2. - S. 113.
2. Gordon Ya. Marketing partnerskikh otnosheniy. - SPb.: Piter, 2005.
3. GOST ISO 22000-2007 «Sistema menedzhmenta bezopasnosti pishchevoy produktsii. Trebovaniya k organizatsiyam, uchastvuyushchim v tsepi sozdaniya pishchevoy produktsii».
4. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 30 yanvarya 2010 g. № 120 //www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/329.htm.
5. Kamanina R.V., Belova S.K. Integratsiya predpriyatiy v promyshlennosti kak resurs povysheniya sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala goroda i regiona // Ekonomika firmy. - 2012. - № 1. - S. 32-35.
6. Mamedov M.D., Zazdravnykh A.V. Ekonomika otrasley pishchevykh proizvodstv. - M.: Dashkov i Ko, 2007.
7. Michurina O.V. Teoriya i praktika integratsionnykh protsessov v promyshlennosti. - M.: INFRA-M, 2011.
8. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federatsii v oblasti zdorovogo pitaniya naseleniya na period do 2020 goda. Utv. Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 25 oktyabrya 2010 g. № 1873-r.
9. Pivovarov K.V. Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy razvitiya bystrogo pitaniya. - M.: Izd. Ros. ekon. akad., 2006.
10. Solov'ev B.A. Novye trebovaniya k podgotovke spetsialistov // Vestnik REA. - 2004. - № 2. - S. 11-13.
11. Tekhnicheskiy reglament «O bezopasnosti mashin i oborudovaniya». Utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15.09.2009 g. № 753, v red. postanovleniy Pravitel'stva RF ot 18.10.2010 № 841, ot 24.03.2011 № 205.
12. Fatkhutdinov R.A. Global'naya konkurentosposobnost'. Na stol sovremennomu rukovoditelyu. - M: RIA «Standarty i kachestvo», 2009.
13. Khozyaystvennye sistemy innovatsionnogo tipa: teoriya, metodologiya. Praktika / Pod red. A.N. Folom'eva. - M.: Ekonomika, 2011.
14. Yusupov R.M., Grzhibovskiy S.P. Innovatsionnoe razvitie predpriyatiy na osnove ispol'zovaniya nematerial'nykh aktivov. - M.: Ekonomika, 2011.