Development is presented the development of the principles of effectiveness and efficiency-based management monitoring procedures to provide information for managerial decision-making, criteria and indicators, which are used for the comparison of alternative solutions
quality management of educational process, a systematic approach, indicators, evaluation criteria quality
I. Введение
Обеспечение и постоянное улучшение качества образовательного процесса является важнейшей задачей кафедр, факультета и всего вуза в целом.
Внешние и внутренние факторы, характеризующие деятельность вуза, постоянно ужесточающаяся конкуренция на рынках рабочей силы, необходимость разработок новых высокоэффективных промышленных технологий, неполная удовлетворенность участников образовательного процесса результатами своей деятельности - заставляют постоянно повышать эффективность образовательного процесса, помня, что качество определяется процессом.
II. управление качеством образования
Сегодня необходимым условием подготовки в вузах специалистов, востребованных рынком труда, является наличие систем менеджмента качества. В основу большинства моделей таких систем положен принцип процессного или процессно-ориентированного подхода. Такой подход позволяет оптимизировать систему управления вузом в целях удовлетворения требований и ожиданий заинтересованных сторон, сделать ее прозрачной и способной гибко реагировать на изменения внешней среды.
Система менеджмента качества вуза может включать все процессы или часть из них. В рамках образовательной деятельности вуза могут быть выделены несколько основных процессов, а научная деятельность может рассматриваться либо как составная часть этих процессов, либо как основной процесс вуза.
Управления процессами осуществляется с помощью их мониторинга, измерений и анализа, проведения корректирующих и предупреждающих действий. Руководители процессов ежегодно и в конце периода планирования представляют информацию о результативности процессов в виде формализованных отчетов, содержащих сведения о плановых и фактических значениях показателей целей процесса, достигнутом значении показателя результативности процесса.
Таким образом, реализованный подход к управлению процессами позволяет обеспечить разработку востребованных образовательных программ, требуемое качество подготовки специалистов, а также – инновационное развитие университетского комплекса.
1. Ignat´eva, E. Yu. Menedzhment znaniy v upravlenii kachestvom obrazovatel´nogo protsessa v vysshey shkole [Tekst] : monografiya / E. Yu. Ignat´eva. - Velikiy Novgorod, 2008. - 280 s.
2. Toyvonen, N. R. Formirovanie innovatsionnoy obrazovatel´noy sredy v klassicheskom universitete. Opyt Sankt-peterburgskogo universiteta [Tekst] / N. R. Toyvonen, I. A. Dement´ev. Innovatsii. - 2007. - №02 (100). - S. 47-57.