Russian Federation
Penza, Penza, Russian Federation
UDK 30 Теория, методология и методы общественных наук в целом. Социография
The article discusses methodological approaches to the study and assessment of the economic independence of students in Russian universities. The article was prepared based on the results of monitoring the economic independence of students of higher educational institutions of Russia, carried out by the Penza State University of Architecture and Construction. Over 400 students from regional universities of Russia took part in the monitoring. Among the analyzed indicators that determine the economic independence of students are considered: the ability of students to set and achieve worthy goals; their financial literacy; keeping by students personal budget and financial plan; the ability of students to independently meet their financial needs; entrepreneurial ability and experience in running your own business; legal culture of students; their desire for professional growth and readiness for future professional activities.
economic independence, students, methodological approaches, assessment, higher educational institution
Введение. Студенты высшего учебного заведения стоят на пороге взрослой жизни и своей реальной практической деятельности. Их задача – выйти из стен университета с высоким уровнем своей социальной устойчивости. Этот уровень во многом определяется экономической самостоятельностью, ведь это один из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускника.
Основной целью представленного исследования, выполненного Пензенским государственным университетом архитектуры и строительства, является анализ экономической самостоятельности студентов, разработка на этой основе модели и механизмов, повышения экономической самостоятельности и конкурентоспособности выпускников российских вузов.
Объектом нашего исследования стали студенты в основном региональных государственных высших учебных заведений России, а предметом изучения – их экономическая самостоятельность в современных условиях.
Обзор литературы. Под социальной устойчивостью авторы понимают готовность студента к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, способность преодолевать влияние внешних факторов и обстоятельств на основе личной организованности, способности к обучению в вузе, повышения экономической самостоятельности и конкурентооритентированности, владения культурой поведения в обществе, хорошего здоровья и высокой работоспособности, готовности к созданию семьи и ведению домашнего хозяйства [11, с. 111].
Экономическая самостоятельность студентов рассматривается нами как важнейшее условие формирования их социальной устойчивости в жизни.
Под экономической самостоятельностью студентов понимаем их способность ориентироваться в экономических ситуациях рыночной экономики и мирового финансового кризиса, находить ниши и способы зарабатывания средств для благополучного существования [9].
Экономическая самостоятельность и готовность студентов к профессиональной деятельности изучалась в работах Абаева А.Л., Збировской Е.П., Пратусевича В.Р. [1], Артемьевой С.С., Митрохина В.В. [2], Белякина Н.В., Шелудченкова А.А. [3], Воронова А.А. [4], Дауровой М.Ш. [5], Земцова А.А., Осиповой Т.Ю. [7] и других авторов.
В работе Абаева А.Л., Збировской Е.П. изучен опыт Российского государственного гуманитарного университета в повышении финансовой грамотности школьников, студентов и их родителей [1].
Артемьева С.С., Митрохин В.В. в своих работах обратили внимание на сравнение финансовой грамотности российской и зарубежной молодежи [2].
Различные аспекты формирования и повышения финансовой грамотности современной молодежи рассмотрены в работах Белякина Н.В., Шелудченкова А.А., Воронова А.А., Дауровой М.Ш., Земцова А.А., Осиповой Т.Ю. [3, 4, 5,7].
Несмотря на то, что многие проблемы жизнедеятельности студентов всё более активно обсуждаются исследователями социально-экономических проблем высшей школы, вопросы формирования социальной устойчивости, в том числе экономической самостоятельности современного студенчества, его готовности к реальной практической деятельности не получили пока достаточно глубокой теоретической и практической проработки.
Методические подходы к исследованию. Исследование проводилось путем опроса студентов, с помощью специально разработанной анкеты. Генеральная совокупность нашего исследования – это студенты высших учебных заведений России, в основном наиболее типичных, региональных университетов.
В выборочную совокупность были отобраны 437 студентов 16 государственных вузов Российской Федерации, среди них вузы Нижнего Новгорода, Самары, Брянска, Ульяновска, Саратова, Перми, Пензы, Твери, Томска, Казани и других городов Российской Федерации.
В исследовании приняли участие 54,7% студентов женского пола и 45,3% –мужского. Среди участников мониторинга студенты первого курса обучения составили 13,0%, второго – 24,2%, третьего – 25,7%, четвертого – 37,1% [10].
Экспертами выступали доктора наук (63,9%), кандидаты наук (36,1%). Из них 55,6% экспертов – женщины, 44,4% – мужчины; 25% экспертов в возрасте 21–40 лет, 30,5% – 41–50 лет, 11,1% – 51–60 лет, 16,7% – 61–70 лет, 16,7% экспертов в возрасте более 70 лет, средний возраст эксперта составил 39,9 лет.
Результаты исследования.
Показатели оценки экономической самостоятельности студенческой среды университетов России.
На основе опроса экспертного сообщества были определены факторы, оказывающие существенное влияние на формирование экономической самостоятельности студентов. Среди них назовем семь основных: способность студентов ставить и достигать достойные цели; их финансовая грамотность; ведение студентами личного бюджета и финансового плана; способность студентов к самостоятельному обеспечению своих финансовых потребностей; предпринимательские способности и опыт ведения собственного бизнеса; правовая культура студентов; их стремление к профессиональному росту и готовность к будущей профессиональной деятельности.
Рассмотрим содержание отмеченных элементов системы формирования экономической самостоятельности студентов:
- Способность ставить и достигать достойные цели. Достойная жизненная цель служит ориентиром для определения действий делового человека. Подробно изложенная и разделенная на задачи, она помогает не сбиться на путях к успеху. Для студента это является важным условием на пути жизненного становления.
- Финансовая грамотность как совокупность знаний и навыков в области финансов позволяет студентам правильно распоряжаться бюджетом, грамотно использовать деньги [8]. Это предполагает умение правильно пользоваться различными финансовыми инструментами и услугами, а, главное, осознавать риски и последствия экономического поведения и быть готовым принять на себя ответственность за принимаемые решения [6]. Финансовая грамотность является залогом будущего экономического благополучия человека.
- Ведение студентами личного бюджета и финансового плана. Финансовый план необходим как при реализации какой-либо материальной потребности, так и для далекого будущего. Не касаясь частностей, планирование каждой составляющей своей жизни – очень хороший инструмент для достижения заданных целей. Помогает четко следовать поставленным задачам и не сбиться с пути. Планирование финансов и ведение личного бюджета особенно необходимо молодым людям, ведь абсолютно во всех сферах жизни человека присутствует экономическая составляющая. Студенту свои в основном небольшие финансовые ресурсы следует использовать максимально эффективно, для чего ему и понадобится финансовый план.
- Способность самостоятельно обеспечивать свои финансовые потребности. Финансовые потребности − это результат длительной эволюции системы общественных потребностей и исходный пункт формирования финансовой экономики. Анализ сущностных экономических отношений выдвигает их исследование в число наиболее актуальных теоретических и практических проблем.
Студенту не так уж сложно найти работу, чтобы самому себя содержать, но сложно совмещать работу с учебой. Выбирая между возможностью заработать больше денег и возможностью получить новые знания, студенты чаще всего отдают предпочтение первой. Преподаватели, естественно, выступают против подработки в ущерб учебе. В то время, как общество считает, что студент учится и подрабатывает, на самом деле студент не редко работает и подучивается. Важным является самостоятельное разрешение данной проблемы студентами.
- Предпринимательские способности и опыт ведения собственного бизнеса. Наличие предпринимательских способностей – круг вопросов, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом для успешного ведения предпринимательской деятельности; поведение, демонстрируемое в процессе эффективного выполнения задач в бизнесе [12]. Наличие предпринимательских компетенций у студенческой молодежи открывает юношам и девушкам простор для профессиональной деятельности.
Ведение собственного бизнеса является пока редким явлением среди студенческой молодежи, однако всё же имеет место. Создание собственного бизнеса предполагает не только наличие определенных знаний в различных областях, но и владение необходимыми приемами и методами создания бизнес-планов, которым могли бы заинтересоваться реальные инвесторы. Такая деятельность весьма полезна, если она производится не в ущерб обучению в вузе.
- Правовая культура. На местном уровне, так же, как и на федеральном, требуются свежие, молодые кадры, умеющие ясно мыслить, обладающие профессионализмом. Это невозможно без привлечения молодежи. Однако для увеличения веса молодежи в органах власти требуется ее непосредственное участие в правовой деятельности страны.
- Постоянное стремление к профессиональному росту и готовность к профессиональной деятельности. Постоянное саморазвитие со временем позволяет реализовать потенциал студента и увеличивает его шансы стать успешным, экономически самостоятельным. Готовность к реальной практической деятельности открывает перед молодыми людьми большие возможности и ставит их на несколько ступеней выше тех, кто не стремится обучаться и развиваться.
Методология расчета показателей экономической самостоятельности студентов.
На основе результатов проведенного нами мониторинга студентов вузов России нами сделана попытка дать количественную оценку экономической самостоятельности студенческой молодежи российских вузов и составляющих ее факторов.
Оценку экономической самостоятельности студентов мы провели по семи отмеченным выше факторам, формирующим её. На наш взгляд, это: а) способность ставить и достигать достойные цели; б) финансовая грамотность студентов; в) ведение студентами личного бюджета и финансового плана; г) способность к самостоятельному обеспечению финансовых потребностей студентов; д) предпринимательские способности и практика ведения собственного бизнеса; е) правовая культура студентов; ж) стремление к профессиональному росту и готовность к профессиональной деятельности.
Максимальное (идеальное) значение такого коэффициента было принято за единицу. Интегральный (обобщенный) коэффициент экономической самостоятельности студенчества мы определяли как средневзвешенное значение коэффициентов по каждому из семи оцениваемых факторов с учетом их веса в системе. Веса факторов как элементов системы экономической самостоятельности студентов мы определяли экспертным путем на основе опроса опытных преподавателей вузов, работников производства и наиболее активных и целеустремленных студентов, а коэффициенты по отдельным структурным элементам экономической самостоятельности, мы рассчитывали на основе результатов проведенного нами мониторинга, анализируя ответы студентов на отдельные вопросы анкеты.
Рассмотрим методические подходы к количественной оценке экономической самостоятельности студентов на основе результатов мониторинга студенческой молодежи России по отдельным структурным элементам на примере способности студентов ставить и достигать достойные цели.
Оценка фактора значимости этого фактора определялась, исходя из следующих ответов студентов на вопросы анкеты:
Первый вопрос: «Беспокоитесь ли Вы о своем будущем в финансовом плане?»
- да, я уже сейчас развиваюсь в этой сфере (посещаю курсы, читаю экономическую литературу) (42,9%);
- да, но пока не знаю с чего начать (54,3%);
- нет, меня это не заботит (2,8%).
Второй вопрос: «Интересно ли Вам было бы посещать курсы или смотреть онлайн-курсы по формированию личных целей?»
- да, это было бы полезно (57,1%);
- нет, не интересно (20,0%);
- считаю онлайн-тренинги бесполезной тратой времени (22,9%).
И, наконец, третий вопрос: «Реализуются ли в Вашем вузе мероприятия по вопросам формулирования и достижения целей?»
- да, стараюсь не пропускать (20,0%);
- нет (22,9%);
- не знаю (57,1%).
Оценки и анализ показателей экономической самостоятельности студентов.
Расчетный коэффициент (Кэс1) получен путем расчета среднего арифметического положительных ответов на 1−3 вопросы анкеты.
Кэс1 = 0,429 + 0,571 + 0,20 = 1,2/3 = 0,40 (1).
Подобный подход был использован и для расчета остальных шести коэффициентов оценки факторов обеспечения экономической самостоятельности студентов.
Кэс2 = 0,371 + 0,013 + 0,171 = 0,555/3= 0,18 (2)
Кэс3 = 0,435 + 0,474 + 0,457 = 1,366/3 = 0,46 (3)
Кэс4 = 0,486 + 0,543 + 0,257 + 0,284 = 1,57/5 = 0,31 (4)
Кэс5 = 0,86 + 0,35 = 1,21/2 = 0,61 (5)
Кэс6 = 0,23 + 0,143 = 0,373/2 = 0,19 (6)
Кэс 7= 0,171 + 0,56 = 0,731/2 = 0,37 (7)
Интегральный коэффициент (Кэс) = 0,40*0,15 + 0,18*0,25 + 0,46*0,20 + 0,31*0,15 + 0,61*0,10 + 0,19*0,06 + 0,37*0,09 = 0,06 + 0,045 + 0,092 + 0,0465 +
0,061 + 0,0114 + 0,0333 = 0,35 (8).
Итоговый интегральный коэффициент оценки экономической самостоятельности студенчества вузов России был определен как средневзвешенное значение коэффициентов экономической самостоятельности по каждому из семи оцениваемых факторов, умноженных на веса каждого элемента. Веса элементов экономической самостоятельности были получены в результате экспертного опроса специалистов.
Кэс= ∑Ксуi*Bi, где (9),
100%
Кэс – общий коэффициент экономической самостоятельности студенчества;
Кэсi– значение коэффициента экономической самостоятельности по i-му структурному элементу;
Bi – вес элемента в системе экономической самостоятельности студенчества, в %.
Рассчитанный нами интегральный коэффициент экономической самостоятельности студенческой молодёжи России по итогам нашего мониторинга (0,35) свидетельствует о пока еще недостаточно высоком уровне экономической самостоятельности, что подчеркивает актуальность нашего исследования (табл. 1).
Таблица 1
Количественная оценка показателей (факторов) формирования экономической самостоятельности молодежи университетов России
№п/п |
Структурные элементы системы экономической самостоятельности студентов |
Коэффициенты экономической самостоятельности Кэс i по структурным элементам, (от 0,0 до 1,0) |
Вес элементов в системе формирования экономической самостоятельности Bi, % |
1 |
Способность ставить и достигать достойные цели |
0,40 |
15,0 |
2 |
Финансовая грамотность студентов |
0,18 |
25,0 |
3 |
Ведение студентами личного бюджета и финансового плана |
0,46 |
20,0 |
4 |
Способность к самостоятельному обеспечению финансовых потребностей студентов |
0,31 |
15,0 |
5 |
Предпринимательские способности и практика ведения собственного бизнеса |
0,61 |
10,0 |
6 |
Правовая культура студентов |
0,19 |
6,0 |
7 |
Стремление к профессиональному росту и готовности к профессиональной деятельности |
0,37 |
9,0 |
|
Итоговая интегральная оценка экономической самостоятельности студентов Кэс |
0,35 |
100,0 |
Заключение.
- Под экономической самостоятельностью студентов авторами понимается способность студентов ориентироваться в экономических ситуациях рыночной экономики и мировых финансов, находить ниши и способы зарабатывания средств для благополучного существования.
- На основе экспертного опроса определены факторы, оказывающие влияние на формирование экономической самостоятельности студентов. Среди них наиболее важны: способность ставить и достигать достойные цели; финансовая грамотность студентов; ведение студентами личного бюджета и финансового плана; способность к самостоятельному обеспечению финансовых потребностей студентов; предпринимательские способности и практика ведения собственного бизнеса; правовая культура студентов; стремление к профессиональному росту и готовность к профессиональной деятельности.
- Количественная оценка показателей экономической самостоятельности студенчества определяется как средневзвешенное значение коэффициентов по каждому из семи оцениваемых факторов умноженное на веса каждого элемента и позволила рассчитать интегральный показатель экономической самостоятельности российского студенчества, который составил 0,35 от максимального значения 1, что подчеркивает актуальность нашего исследования.
- Результаты оценки экономической самостоятельности свидетельствует о необходимости более целенаправленной работы вузов по внедрению в учебный процесс углубленного изучения экономических вопросов.
1. Abaev A.L., Zbirovskaya E.P., Pratusevich V.R. Analiz opyta rossiyskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta v povyshenii finansovoy gramotnosti shkol'nikov, studentov i ih roditeley // Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo». − 2017. − №3 (9). − S. 115-118.
2. Artem'eva S.S., Mitrohin V.V. Ocenka finansovoy gramotnosti Rossiyskoy i zarubezhnoy molodezhi i rekomendacii po ee povysheniyu // Integraciya obrazovaniya. − 2018. − №1 (90). − S. 46− 59.
3. Belyakin N.V., Sheludchenkov A.A. Vektor razvitiya finansovoy gramotnosti: problemy i perspektivy // Vestnik OmGU. Seriya: Ekonomika. − 2017. − №2. − S. 5−10.
4. Voronov A.A. Finansovaya gramotnost' rossiyskih studentov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sociologiya. Politologiya. − 2014. − №2. − S. 19−23.
5. Daurova M.Sh. Finansovaya gramotnost' detey i molodezhi kak aktual'naya zadach sovremennogo obrazovaniya // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. − 2014. − № 2 (28). − S. 173−175.
6. Zakinov E.Yu. Finansovaya gramotnost' sovremennoy molodezhi [Tekst] / E. Yu. Zakinov // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka - 2017. − №2 - S. 45−47.
7. Zemcov A.A., Osipova T.Yu. Obretenie finansovoy gramotnosti i obrazovannosti studentami v ramkah obscheobrazovatel'nogo processa/ Problemy ucheta i finansov. − 2014. − №3 (15). − S. 14−20.
8. Kiselevskaya E.E. Analiz finansovoy gramotnosti studentov vuzov [Tekst] / E. E. Kiselevskaya // Molodoy uchenyy. − 2016. − №10. − S. 733−736.
9. Reznik S.D. Intensivnoe sodeystvie ekonomicheskoy samostoyatel'nosti, konkurentoorientirovannosti i trudoustroystvu studentov: opyt vypuskayuschey kafedry vysshego uchebnogo zavedeniya//Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. − 2009. − № 3. − S. 43−53.
10. Reznik S.D., Chernikovskaya M.V. Modelirovanie sistemy povysheniya ekonomicheskoy samostoyatel'nosti studentov vysshih uchebnyh zavedeniy Rossii// Drukerovskiy vestnik. − 2020. − №2. − S. 220−233.
11. Reznik S.D., Chernikovskaya M.V. Smogut li studenty upravlyat' svoey zhizn'yu//Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. − №1-2. − 2019. − S. 111-121
12. Shaydullina R.M., Gerasimov L.S. Formirovanie predprinimatel'skoy kul'tury studentov tehnicheskih special'nostey cherez proektno-tvorcheskuyu deyatel'nost' // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika. - 2017. - №. 2 (20).