THE AIMS AND METHODS OF TEACHING DRAWING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purposes which must be solved by Geometric and Graphic Disciplines Chair while preparing the working programs of study, and which are the part of learning algorithm are demonstrated. 1. Spatial perception development. 2. To teach the students to work with projection documents: a) teach to read drawing; b) teach to make sketches; c) teach to perform drawing (non-associated) with 2D-graphics. 3. To teach a parameter modeling (3D-graphics). By removing at least one item from this algorithm you can get a faulty graduate.

Keywords:
descriptive geometry; graphic disciplines; 3D-computer graphics; geometric and graphic education.
Text

«Очарование, сопровождающее науку, может победить свойственное людям отвращение к напряжению ума и заставить находить удовольствие в упражнении своего разума, что большинству людей представляется утомительным и скучным занятием»

Гаспар Монж

Современные реалии поставили геометро-графические дисциплины в очень жесткие рамки. Возникает извечный вопрос — что делать? Необходимо прежде всего поставить перед собой цели, которых кафедры графических дисциплин вузов — технических, педагогических и военных — должны достичь при обучении студентов:

1. Развитие пространственного воображения.

2. Научить работе с проекционными документами:

2.1. Научить читать чертеж;

2.2. Научить эскизированию;

2.3. Научить выполнять чертеж (неассоциативный) с помощью 2D-графики.

3. Научить параметрическому моделированию (3D-графике).

Нельзя ни одну из этих целей обойти в учебном процессе. Если это сделать, то студенты будут или безграмотны, или архаичны. Например, если убрать цель 2.1 или 2.3, полностью или частично, то выпускники вуза будут безграмотны — они не смогут понимать багаж графических изображений, который человечество накапливало последние пять-шесть столетий.

Профессор В.И. Якунин в своем выступлении на международной научно-методической конференции «Информатизация инженерного образования» (ИНФОРИНО-2012), проходившей в МЭИ 10—11 апреля 2012 г., рассказал следующую историю о крупном российском авиаконструкторе, приглашенном в один из крупнейших американских университетов, находящемся в списке топ-100 вузов мира.

Американские студенты обратились к авиаконструктору с вопросом:

— Кого из нас Вы могли бы взять к себе в КБ?

— Никого.

— Почему?!!!

— Вы абсолютно безграмотны.

С другой стороны, если в учебном процессе будет упущена цель № 3, то знания студентов будут архаичны (но, правда, они будут), а выпускники будут не готовы сразу приступить к работе в современных условиях, хотя, вероятно, и смогут быстро обучиться. Но выпускника, тем не менее, все равно нельзя будет считать в этом случае полноценным специалистом, потому что даже «быстро» в нашем понятии — это, по меркам современных работодателей, все равно слишком «долго».

В некоторых вузах вместо обучения проекционному черчению (безусловно, трудная и неблагодарная работа) занимаются само- и прочим обманом: строят сразу 3D-модель изделия и дальше автоматически получают ассоциативный чертеж. Такая постановка дела в значительной степени выкидывает суть цели № 2, студенты ничему не обучаются и никогда не поймут проекционную связь на чертеже. Им будет трудно, а может быть, и невозможно читать, выполнять чертежи и эскизировать — они будут безграмотны, как и американцы.

References

1. Ivanov G.S. Teoreticheskie osnovy nachertatel'noy geometrii: uchebnoe posobie. — M.: Mashinostroenie, 1988.

2. Ishchenko A.A. K voprosu o neobkhodimosti prepodavaniya nachertatel'noy geometrii i grafiki dlya khimikov i khimikov-tekhnologov. Geometriya i grafika. — 2013. — Vyp. 2.