THE OPPORTUNITIES OF PROJECT ACTIVITY IN SPECIALIZED EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The subject of project activity becomes very popular and actual after adoption of new educational standards in the Russian education system. At the same time, disputes on terminology are proceeded, and there is no unity in understanding of essential elements of the project. Quite often projects are understood as any creative work. The profile school pays special attention to the project conception. Therefore it is important to raise problematic questions and try to answer them. This article is devoted to it.

Keywords:
project, project activity, project development, project way of thinking, goal-setting, research, resources, project problem.
Text

«Русский человек обыкновенно преодолевает затруднения не путем дальновидного расчета и по заранее выработанному плану, а посредством импровизации в последнюю минуту» (И.А. Ильин «Сущность и своеобразие русской культуры»).

«Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось» (Б.Ш. Окуджава).

«Никто не сможет решить проблемы человека, проблема которого в том, что он не хочет, чтобы его проблемы решились» (Р. Бах).

Приведенные цитаты указывают на ключевую проблему проектирования в образовании. Неумение и нежелание разрабатывать планы, настороженность по отношению к любым реформам и изменениям, реагирование «по сложившейся ситуации» характерны для нашей общественной жизни. Историки, социологи, психологи и философы уже давно спорят об истоках и причинах. Поэтому ограничимся констатацией факта, что проектное мышление не является укорененным в общественной жизни.

Конечно, невозможно все действия людей превратить в выполнение тех или иных проектов. Некоторые вещи человек делает по вдохновению - так нередко создаются величайшие произведения художественной литературы, шедевры музыки и живописи. Другие действия совершаются благодаря интуиции, особому предчувствию. Можно просто копировать чьи-то действия или просто подчиниться воле другого человека. Каждый из этих способов действий имеет право на существование.

Проектный подход делает окружающий мир плодом наших усилий, а не навязанными со стороны жизненными обстоятельствами. Проектное мышление помогает ему смотреть на мир не как на необходимость постоянно преодолевать какие-то трудности, а как на поле собственного творчества и реализации осознанных желаний, совместной работы с другими людьми для улучшения жизни, а не временных союзов для выживания во враждебном мире. Любая активность человека или социальных групп, которая основывается на последовательном планировании своих действий с предвидением определенных желаемых результатов, может в той или иной мере считаться проектированием.

References

1. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. [Federal state educational standard of general education of 17 December 2010 № 1897]

2. Danil’yan O.G., Panov N.I. Sovremennyy slovar’ po obshchestvennym naukam [Modern Dictionary of the Social Sciences]. Moscow, Eksmo Publ., 2005.

3. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar’ [Pedagogical dictionary]. Moscow, Akademiya Publ., 2001.

4. Chechel’I. D. Metod proektov, ili Popytka izbavit’ uchitelya ot obyazannostey vseznayushchego orakula [Method of projects, or trying to get rid of his duties as a teacher of an omniscient oracle]. Zhurnal «Direktor shkoly» [Magazine “Headmaster”], 1998, I. 4.

5. Guzeev V.V. Metodicheskoe posobie po interaktivnym metodam prepodavaniya prava v shkole [Toolkit for interactive teaching methods in law school]. Moscow, Novyy uchebnik Publ., 2002.

6. Polivanova K.N. Proektnaya deyatel’nost’ shkol’nikov [Project activities of students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008.

7. Belyakov E.M., Voskresenskaya N.M., Ioffe A.N. Aktivnaya shkola. Rukovodstvo po razvitiyu shkoly s ispol’zovaniem proektirovaniya [Active school. Guidelines for the development of the school using the design]. Moscow, Fond «Sivitas» Publ., 2010.

8. Available at: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/british/?dictCode=british

9. Shekhter S. Rabota s pechatnymi materialami [Working with printed materials]. Grazhdanskoe obrazovanie: soderzhanie i aktivnye metody prepodavaniya [Civic education: content and active methods of teaching]. Moscow, Interregional Association “For Civic Education” Publ., 2006.

10. Ioffe A.N. Proektirovanie v obrazovanii i uchebnye proekty po istorii [Design education and training projects on the history]. Prepodavanie istorii v shkole [Teaching of history in schools]. 2013, I. 6, pp. 3-13.

11. Ioffe A.N. Proektirovanie: teoriya i praktika [Design: Theory and Practice]. Obshchestvennye nauki [Social Sciences]. 2012, I. 2, pp. 23-27.

12. Ioffe A.N. Podgotovka uchitelya k soprovozhdeniyu protsessa grazhdanskogo stanovleniya shkol’nika [Preparing teachers to supervise the process of becoming a civil student]. Moscow, APKiPPRO Publ., 2010.

Login or Create
* Forgot password?