graduate student from 01.01.2014 to 01.01.2020
Moskva, Russian Federation
Vyborg Branch of the Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation (Department of Customs Affairs of the Vyborg Branch, Professor)
St. Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
BBK 65 Экономика. Экономические науки
The article focuses on the process of introducing new-generation digital technologies in the field of economy and social life. On the basis of new digital technologies already used in the world, the author created a model for improving customs services and customs control. Using this model in practice will have an impact on preventing cases of violation of customs legislation, as well as increasing the revenue of customs payments to the state budget.
Digital technologies, digital economy, international mail, online store, customs services, customs control, risk management system, individuals, customs duties, prohibited goods, artificial intelligence, machine learning
Развитие цифровых технологий в течение длительного периода времени определяло траектории развития экономики и общества, что приводило к кардинальным изменениям в жизни людей.
Становление цифровой экономики — одно из приоритетных направлений для большинства стран мира, таких как Япония, Великобритания, США, Германия и др., для которых характерны длительный период реализации «повестки цифрового развития» и преемственность приоритетов - от построения базовой информационно-коммуникационной инфраструктуры
до формирования координированной политики в этой сфере и программ поддержки повсеместного внедрения цифровых технологий.
Изменения моделей деятельности в бизнесе и социальной сфере, вызванные появлением цифровых технологий нового поколения, которые в силу инноваций и масштабов влияния получили наименования машинного обучения (искусственного интеллекта), робототехники, технологий беспроводной связи и т. д., способны вдвое повысить производительность труда.
В ближайшем будущем именно эффективное использование инновационных цифровых технологий будет лежать в основе международной конкурентоспособности как отдельных компаний, так и целых государств, формирующих инфраструктуру и правовую среду для цифровизации. [1]
В Российской Федерации на основании Указа Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из национальных целей развития является обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Цифровые технологии являются связующими звеньями системы цифровой экономики, которая представляет собой хозяйственную деятельность, в которой ключевым фактором производства являются большие объемы данных (BigData) в цифровом виде, их обработка с использованием машинного обучения (Machine Learning) и использование результатов
в различных видах производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. [2]
Актуальность выбранной темы исследования связана с внедрением
в таможенные услуги и таможенный контроль новых цифровых возможностей, которые положительным образом повлияют на экономику России и уровень жизни граждан.
Так же указанная тема исследования затрагивает перечень целей
ФТС России (перечисление в федеральный бюджет платежей, реформирование системы таможенных органов, обеспечение экономической безопасности, совершенствование информационного взаимодействия и т.д.), опубликованных на официальном сайте в ежегодных публичных декларациях. [3]
Следует отметить, что с 1 января 2020 года в государствах-членах ЕАЭС вдвое снижены [4] лимиты (рис. 1) стоимости и исключены лимиты частоты беспошлинной пересылки товаров, в международных почтовых отправлений (далее - МПО). Указанные изменения вводились государствами-членами ЕАЭС в целях увеличения сумм таможенных пошлин в общем объеме государственных платежей.
Рис. 1 Инфографика изменения лимитов беспошлинной пересылки товаров в МПО [5]
Снижение лимитов беспошлинного ввоза товаров, пересылаемых в МПО, на практике совершения таможенных операций приведет к резкому увеличению ввозимых МПО в страну назначения, что будет являться основанием для следующих проблем:
1. Зарубежные продавцы могут использовать разделение одной дорогостоящей товарной партии на несколько мелких в целях уклонения
от уплаты таможенных пошлин, что проявится сокращением поступления довзысканных таможенных платежей в бюджет государств.
Указанная негативная практика будет реализована в целях сохранения зарубежному продавцу спроса на его товар, а именно снижением для покупателя издержек от взимаемых к нему со стороны таможенных органов таможенных платежей, поскольку именно покупатель при прибытии товара в страну назначения при его получении в отделении почтовой связи должен уплатить таможенные пошлины.
2. Увеличится доля ввоза в государства-члены ЕАЭС запрещенных товарных партий (технические средства для негласного получения информации, холодное оружие, наркотические средства, далее – Запрещенные товары).
Привлечь к ответственности физическое лицо, заказавшего товар, возможно только при его фактическом получении в отделении почтовой связи данного товара.
К примеру, в Российской Федерации, физическое лицо из Орла приобрело через интернет магазин AliExpress GSM-cигнализацию, которая отправляет SMS в случае проникновения воров на участок. При получении в отделении почтовой связи посылки физическое лицо было задержано сотрудниками полиции. Возбуждено уголовное дело по статье 138.1. уголовного кодекса Российской Федерации (незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Судом вынесено решение об оплате штрафа на сумму 35 тыс. рублей. [6]
Вышеперечисленный случай не является единичным. Ввоз в Российскую Федерацию Запрещенных товаров на сегодняшний день является достаточно серьёзной проблемой, как для физического лица (привлечение к уголовной ответственности) так и для государства в целом (нагрузка на систему судебного производства).
Рассмотрению актуальных проблем таможенного контроля МПО посвящены работы А.П. Курбатовой, М.А. Цивелевой, О.А. Лопатина, С.П. Калмыкова, Э.Г.Соломатина, Т.В. Кузнецовой, Н.Г. Кочетковой, Н.Н.Звонова, Ю.С. Залетова, Д.А. Книговец, Я.В. Какасуй, в том числе в целях решения указанных проблем предложены варианты внедрения современных технологий таможенного контроля в работах Д.Г. Воронина, О.Г. Бобровой, О.А. Кравченко, А.В. Шевкопляс, В.А. Острога, С.С. Фадеевой и М.П. Веселовой.
По результатам анализа всех вышеизложенных проблем (сокращении довзысканных таможенных платежей в бюджет государств, риск ввоза в государство Запрещенных товаров), в целях практического их решения сокращения необходимо внедрение новых цифровых технологий, как в таможенные услуги, оказываемые таможенными органами физическим лицам, так и в таможенный контроль, проводимый в отношении товаров, пересылаемых в МПО.
Процесс практического решения проблем с учетом применения новых цифровых технологий визуализирован автором в виде модели цифровизации таможенных услуг и таможенного контроля (далее - Модель), представленного на рис. 2.
Указанная Модель состоит из трех блоков, непосредственно взаимосвязанных между собой, рассмотрим каждый из них детально.
Рис. 2 Модель совершенствования таможенного контроля и таможенных услуг [7]
Первый блок Модели представлен национальной системой управления данными (далее – НСУД), в которой храниться информация из государственных органов. Указанная информация используется исключительно в государственных целях и имеет статус ограниченного к распространению.
Создание указанного блока уже рассматривалось автором [8] в целях ускорения проверки товаров, заказанных физическим лицом в зарубежном интернет магазине, на наличие связок с нарушением таможенного или иного законодательства физического лица в целях создания межведомственных инструментов системы управления рисками. Данная система уже реализована в таможенных службах Финляндии и Аргентины.
Второй блок Модели включает в себя внедрение новых цифровых таможенных услуг выражающихся в виде создания личного кабинета для физического лица (быстрая оплата таможенных пошлин, контроль стоимостных лимитов ввоза и т. д.), а также мобильного приложения (автоматическая проверка выбранного в зарубежном интернет магазине товара за запрет к ввозу). Указанные цифровые платформы будут не только способствовать помощи физическим лицам, но и для государства консолидировать всю необходимую информацию о физическом лице. Предусмотрена автоматическая синхронизация с порталом Госулуг.
Третий блок Модели предусматривает внедрение новых цифровых технологий в таможенный контроль при сканировании МПО на рентген аппарате. В данной части в рентген аппарат будет встроена система машинного обучения (на основании снимков рентгена МПО и подсказок инспектора), которая в автоматическом виде будет определять содержимое в МПО а также использования машинного обучения в помощь таможенному инспектору.
Следует обратить внимание, что указанная технология машинного обучения по рентген-снимкам МПО уже разбирается на уровне рабочей группы Всемирной таможенной организации [9], а также в научной работе Д.Г. Воронина и О.Г. Бобровой.[10]
Реализация на практике указанных блоков Модели позволит:
1. Увеличить поступления таможенных платежей в государственный бюджет за счет автоматического анализа лимитов ввоза в отношении физического лица, простой оплаты таможенных пошлин через личный кабинет физического лица и мобильного приложения, а также автоматического определения коммерческой партии сразу на этапе прибытия МПО в страну назначения.
2. Противостоять угрозам национальной безопасности. При помощи НСУД таможенной службе будет предоставлена вся необходима для анализа информация о товарах, заказанных конкретным физическим лицом. Указанная информация в автоматическом режиме будет обрабатываться в рамках системы управления рисками.
3. Повысить заинтересовать физических лиц в отношении предоставленных таможенными органами услуг через мобильное приложение в виде проверки на запрещенного к ввозу товара, заказанного через зарубежный интеренет магазин.
1. Report to the HSE. Proceedings of the XX April international scientific conference on economic and social development (April 9-12, 2019) "What is the digital economy? Trends, competencies, measurement". - Mode of access: https://conf.hse.ru/2019/papers
2. Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203 "The strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030" SPS "ConsultantPlus" Electronic resource. - Mode of access: http://www.consultant.ru
3. Public Declaration of the goals and objectives of the Federal customs service of Russia. Official website of the Federal customs service of Russia. - Mode of access: http://customs.ru/publichnaya-deklaracziya-czelej-i-z.
4. Decision of the Council of the Eurasian economic Commission of 20.12.2017 No. 107 (ed. of 28.05.2019) "Certain issues related to goods for personal use". ATP "Consultant plus" Electronic resource. - Mode of access: http://www.consultant.ru.
5. "Customs duty 2020 in Russia: New rules for duty-free import of goods from January 1, 2020" - access Mode: https://cubonus.ru/pochta-i-tamozhnya/poshlina-2020-novye-normy-besposhlinnogo-vvoza-tovarov-s-1-yanvary -2020-goda.html
6. "What can't be ordered on AliExpress. Otherwise, they'll put you in jail.". - Access mode: https://zen.yandex.ru/media /id/5a4d0ae7482677fc14914c91/chto-nelzia-zakazyvat-na-aliexpress-inache-tebia-posadiat-5a4e1a477ddde83fb2af8848
7. Compiled and protected by the author at the Plekhanov Russian University of Economics by the author during the advanced training course "Chief Data Officer-data-based management" (certificate of professional development dated 13.12.2019 No. 46-16-00070 / 19) - access Mode: https://my.2035.university/user/profile
8. Grekov I. V. Improving customs control and customs services in the Russian Federation when moving goods in international mail Text / I. V. Grekov / / Bulletin of the Russian customs Academy. - 2019. - No. 3. - Pp. 145-152.
9. Electronic crime experts from Customs meet in Tokyo (11.12. 2019). Japan Customs hosted the annual meeting of the WCO Electronic Crime Experts Group (ECEG) in Tokyo, Japan from 3 to 5 December 2019. Electronic resource. - Access mode: http://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2019/december/ electronic-crime-experts-from-customs-meet-in-tokyo.aspx.
10. Voronin D. G., Bobrova O. G., Customs control in a "smart" border: the use of artificial intelligence for non-Intrusive verification of goods and vehicles Text / D. G. Voronin, O. G. Bobrova / / Economics. Right. Innovations. - 2019. - No. 2. - Pp. 31-35.