NORMALIZATION OF PHYSICAL LOADS IN TRAINING WITH SOMATICALLY WEAKENED CHILDREN OF 11-13 YEARS, EXERCISING IN SPORTS AND HEALTH-IMPROVING GROUPS OF MARTIAL ARTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the features of the regulation of physical loads in training with so-matically weakened children 11-13 years old. It highlighted the scale of the limiting heart rate during the selection of physical exercises and training methods at different periods of a year's training. Here is the dynamics of the physiological curve in various parts of the lesson, recommended when training in sports and health-improving groups. The article also determines the parameters of the optimal training loads in the annual training cycle at the sports and health-improving stage in martial arts groups of the first and second years of training and distributes the volumes of annual training loads by in-tensity zones taking into account the level of physical development and physical fitness of children.

Keywords:
physical load; sports and health-improving groups; somatically weakened children; martial arts; annual cycle; heart rate
Text
Publication text (PDF): Read Download

Соматически ослабленными называются дети, имеющие недостаточный уровень физического развития и физической подготовленности вследствие частых заболеваний или низкой двигательной активности. Эти дети отличаются сниженной общей работоспособностью, слабостью мышечной системы, повышенной утомляемостью. Одной из главных задач физического воспитания является привлечение этих детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, в результате чего необходимо улучшить состояние их здоровья и повысить физическую подготовленность до уровня общих нормативных требований. Именно для этого и организуются спортивно-оздоровительные группы в спортивных и общеобразовательных школах [1].

В занятиях с соматически ослабленными детьми планирование физических нагрузок следует проводить с учетом их влияния на сердечно-сосудистую систему организма.

В течение годичного цикла нагрузки по ЧСС (уд/мин) должны возрастать постепенно со 150–156 уд/мин (72–75% от макс.) в начале годичного цикла, до 180–186 уд/мин (87–90% от макс.) к его концу (табл. 1).

Планирование физических нагрузок с учетом их влияния на сердечно-сосудистую систему занимающихся позволяет постепенно повышать тренирующее воздействие и предотвращает от перегрузки растущий организм.

 

 

Таблица 1

Рекомендуемая предельная ЧСС при планировании нагрузок в годичной тренировке у соматически ослабленных детей 11–13 лет (уд/мин; % от макс.)

Год обучения

Месяц

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1

150

156

156

160

166

171

171

177

181

177

Самостоятельная работа

72%

75%

75%

77%

80%

82%

82%

85%

87%

85%

2

156

160

166

171

177

177

181

186

186

181

75%

77%

80%

82%

85%

85%

87%

90%

90%

87%

 

В ходе исследований было проведено распределение общего объема тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки (табл. 2).

Таблица 2

Примерное распределение объема тренировочных нагрузок по зонам интенсивности на спортивно-оздоровительном этапе

Зоны интенсивности

Показатели ЧСС

Год обучения

1 год

2 год

Аэробная

восстановительная

до 135 уд/мин

56±3%

49±3%

Аэробная

развивающая

136–160 уд/мин

40±3%

45±3%

Смешанная

аэробно-анаэробная

161–180 уд/мин

3,5±0,5%

4,5±1%

Анаэробная

гликолитическая

свыше 180 уд/мин

0,5±0,2%

1±0,5%

Анаэробная

алактатная

не информативна

-

0,5±0,2%

 

Аэробная восстановительная зона, в которой нагрузки низкой интенсивности (ЧСС до 135 уд/мин) в первый год обучения на спортивно-оздоровительном этапе составляют 56±3%, во второй год обучения – 49±3%. Аэробная развивающая зона, нагрузки средней интенсивности (ЧСС 136–160 уд/мин) в первый год обучения составляют 40±3%, во второй год – 45±3%. Смешанная аэробно-анаэробная зона, нагрузки большой интенсивности (ЧСС 161–180 уд/мин) в первый и второй годы обучения составляют 3,5±0,5% и 4,5±1% соответственно. Анаэробная гликолитическая зона, нагрузки высокой интенсивности (ЧСС свыше 180 уд/мин) составляют 0,5±0,2% и 1±0,5%. Нагрузки в анаэробной алактатной зоне интенсивности на спортивно-оздоровительном этапе применяются в малых объемах (0,5±0,2%) со второго года обучения.

В ходе научно-экспериментальной работы систематически проводилась пульсометрия занятий в разные периоды годичной тренировки, что позволило оптимизировать тренировочные нагрузки в спортивно-оздоровительных группах.

Динамика ЧСС на учебно-тренировочном занятии спортивно-оздоровительного этапа второго года обучения представлена на рис. 1.

В начале подготовительной части занятия физиологическая кривая постепенно возрастает, а затем плавно снижается к ее концу, что способствует подготовке организма детей к нагрузке основной части занятия. ЧСС в подготовительной части занятия повышается до 145–150 уд/мин.  

В основной части занятия выполнение упражнений чередуется с интервалами активного отдыха. В этой части занятия физиологическая кривая, чаще всего, имеет характерную пилообразную или волнообразную форму с множеством вершин, которые постепенно возрастают от упражнения к упражнению. В оздоровительных целях с детьми 11–13 лет оптимальным диапазоном ЧСС при выполнении физических упражнений считается 140–170 уд/мин. В занятиях допускается два-три пика кратковременных физических нагрузок при ЧСС 87–90% от максимальной (180–186 уд/мин) во второй части занятия в чередовании с нагрузкой при ЧСС 130–140 уд/мин, а также с периодами активного отдыха со снижением пульса до 110–120 уд/мин. Данные нагрузки следует включать в тренировочный процесс, так как непродолжительные интенсивные нагрузки стимулируют общее биологическое созревание, процессы роста тканей, а также развитие функциональных свойств различных систем организма детей [2]. Однако следует иметь в виду, что нагрузки при ЧСС 87–90% от максимальной следует применять во второй половине годичного цикла тренировки после периода подготовки организма детей к данным нагрузкам. В свою очередь, следует отметить, что нагрузки при ЧСС выше 90% от максимальной не рекомендуется применять в спортивно-оздоровительных группах.

В заключительной части занятия применяются упражнения, при выполнении которых физиологическая кривая постепенно снижается до уровня начала тренировки.

В ходе исследований были определены оптимальные параметры учебно-тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки (табл. 3).

Таблица 3

Параметры учебно-тренировочных нагрузок в годичном цикле тренировки на спортивно-оздоровительном этапе

Содержание нагрузок

Год обучения

1 год

2 год

1

Количество занятий в неделю

3

3

2

Количество тренировочных недель

43

43

3

Количество занятий за год

129

129

4

Продолжительность одного занятия (ч)

1,5

1,5

5

Количество тренировочных часов за год

193,5

193,5

6

Количество соревнований, в том числе на выполнение разрядов (сдач на пояса)

1

2

7

7.1

7.2

7.3

7.4

7.5

7.6

7.7

ОФП (ч), в том числе:

– воспитание быстроты

– воспитание силы

– воспитание ловкости

– воспитание общей выносливости

– воспитание гибкости

– комплексное воспитание физ. качеств

– оздоровительно-профилактические средства

134,7±1,35 (69,6%)

12,1±0,61 (6,3%)

16,2±0,81 (8,4%)

16,2±0,81 (8,4%)

18,8±0,94 (9,7%)

14,8±0,74 (7,6%)

51,2±2,56 (26,4%)

5,4±0,27 (2,8%)

119,0±1,19 (61,5%)

11,9±0,60 (6,1%)

15,5±0,78 (8,0%)

15,5±0,78 (8,0%)

17,8±0,89 (9,2%)

13,1±0,66 (6,8%)

41,6±2,08 (21,5%)

3,6 ±1,18 (1,9%)

8

8.1

8.2

8.3

8.4

8.5

СФП (ч), в том числе на воспитание:

– скоростных способностей

– скоростно-силовых способностей

– координационных способностей

– гибкости

– комплексное воспитание специальных способностей

20,1±0,60 (10,4%)

5,0±0,25 (2,6%)

3,5±0,18 (1,8%)

4,0±0,20 (2,1%)

4,6±0,23 (2,4%)

3,0±0,15 (1,5%)

29,2±0,87 (15,1%)

6,7±0,34 (3,5%)

5,5±0,28 (2,8%)

4,4±0,22 (2,3%)

5,3±0,27 (2,7%)

7,3±0,37 (3,8%)

9

9.1

9.2

9.3

ТТП (ч), в том числе:

– базовая техника (кихон)

– формальные комплексы (ката)

– техника спарринга (кумитэ)

27,3±0,82 (14,1%)

16,4±0,82 (8,5%)

6,8±0,34 (3,5%)

4,1±0,21 (2,1%)

34,7±1,04 (17,9%)

15,6±0,78 (8,0%)

10,4±0,52 (5,4%)

8,7±0,44 (4,5%)

10

Среднее соотношение ОФПхСФПхТТП

74х11х15

65х16х19

11

Теоретическая подготовка (ч)

7,4±0,22 (3,8%)

6,6±0,20 (3,4%)

12

Контрольное тестирование (ч)

4,0±0,12 (2,1%)

4,0±0,12 (2,1%)

 

Групповые занятия проводились 3 раза в неделю по 90 мин. в течение 43 недель. В этот период общее число занятий составило 129 (193,5 ч). Распределение бюджета времени по разделам подготовки проведено следующим образом: на ОФП в первый год обучения отводится 134,7±1,35 ч (69,6%), во второй год – 119,0±1,19 ч (61,5%); на СФП в первый и второй годы обучения отводится 20,1±0,60 ч (10,4%) и 29,2±0,87 ч (15,1%) соответственно; на ТТП: 27,3±0,82 ч (14,1%) и 34,7±1,04 ч (17,9%); на теоретическую подготовку: 7,4±0,22 ч (3,8%) и 6,6±0,20 ч (3,4%); на контрольное тестирование отводится по 4,0±0,12 ч (2,1%).

Среднее соотношение ОФП х СФП х ТТП в первый год тренировки составило примерно 74 х 11 х 15, во второй год – 65 х 16 х 19 [3].

Необходимо подчеркнуть, что на спортивно-оздоровительном этапе следует проводить не более одной-двух аттестаций на разряды (на пояса) в год.

В первый год обучения участие в соревнованиях не планировалось. В конце второго года обучения дети по желанию приняли участие в одном соревновании начального уровня по каратэ.

В заключение следует отметить, что постепенно возрастающая физическая нагрузка, соответствующая функциональным возможностям растущего организма, будет способствовать укреплению здоровья и повышению физической подготовленности соматически ослабленных детей.

 

References

1. Min'kov P.E. Organizaciya i postroenie trenirovochnyh zanyatiy detey 11-13 let na sportivno-ozdorovitel'nom etape v gruppah vostochnyh edinoborstv // Vestnik MGPU. Pedagogika i psihologiya. - 2018. - № 1 (43). - S. 120-127.

2. Solodkov A.S., Sologub E.B. Fiziologiya cheloveka. Obschaya. Sportivnaya. Vozrastnaya [Tekst]: uchebnik. - 7-e izdanie. - M.: Sport, 2017. - 624 s.

3. Nikitushkin V.G., Min'kov P.E. Struktura i soderzhanie trenirovki na sportivno-ozdorovitel'nom etape v gruppah vostochnyh edinoborstv // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - 2019. - № 3 (169). - S. 237-242.

Login or Create
* Forgot password?