Abstract and keywords
Abstract (English):
The underestimation in society of the importance of environmental education, the negative environmental situation has created the need to greener students 'thinking in accordance with the direction and profile of education and the use of students' general cultural creative potential in the development of an artistic outlook based on scientific knowledge. Ecological education, cognition of the surrounding world as a whole is impossible without the knowledge of nature. Knowing the real world, a person shows his attitude to objects and phenomena. The experience of objects and phenomena of reality enriches the spiritual world of man. The condition for the renewal of society is the development in a person of creative beginnings and self-determination of the personality, which imply the merging of a person with the environment.

Keywords:
ecology, environment, creativity, ecology of culture, environmental education
Text
Publication text (PDF): Read Download

Д.С. Лихачев считал экологичность квинтэссенцией существования человеческой цивилизации, законом, оберегающим наш общий Дом, именно тем качеством,  которое должно, наравне с Красотой, спасти наш мир от нас же самих, превратившихся в мощнейшую геологическую силу, способную уничтожить такую хрупкую и прекрасную планету – Земля [1].

Во все времена истории цивилизации существовало стремление человека к прекрасному, ко всему, что украшало, создавало его зону комфорта, требовало воплотить чудо природной красоты в творческом процессе. Внимательно и бережно исследуя окружающий мир, хрупкое совершенство растений, непревзойденную грацию животных, завораживающую прелесть ландшафтов, человек не только копировал образцы, создаваемые природой, но и трансформировал увиденное своими органами чувств, фантазировал, творил, перерабатывая, декоративно совершенствуя все, что его окружало.
Море цвета, звуков, запахов, разнообразие природных форм – все это делает наше существование на планете Земля непередаваемо прекрасным, воспитывает в нас понимание красоты и лечит души людей, перегруженные достижениям НТР и спровоцированными ею социальными кризисами.  «Вечным источником добрых чувств» человека назвал природу В.А.Сухомлинский [2].

Природу как средство эстетического воспитания высоко ценил  К.Д.Ушинский: «Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [3].

 Красота природы наиболее проста и доступна человеку, она воспринимается нами с раннего детства. Вспомним наши ощущения,  когда мы смотрим на детские рисунки: умиление, восхищение точностью эмоциональной передачи цветка или семьи, домика с дымом над трубой. Детское искреннее восприятие окружающего позволяет ребенку естественно выразить в творчестве свои впечатления. С взрослением многие из нас теряют радостное мировосприятие, свойственное нам в детстве, и, чтобы передать наши эмоции от  созерцания красоты окружающего, взрослому человеку необходимо снова учиться не только «смотреть», но и «видеть»...  И помочь нам в этом может воспитание (экологическое  и эстетическое). Не возникает сомнения, что восхищение  декоративной красотой  природы – естественное для людей состояние и один из путей воспитания эстетического мировосприятия  [4].

Экологическое образование – суть  познания реального мира, слияние своего «Я» с гармонией  природы,  алгоритм проявления отношения человека к  предметам и явлениям окружающей действительности, обогащающий духовный мир цивилизованного человека,  позволяющий развивать в себе творческое начало и самоопределиться как личности в окружающем нас социуме. Творчество – это созидание.  Соответственно, творческая личность  ориентирована на установление позитивных тенденций в своем окружении, нацелена на сохранение красоты своего Дома,  на приоритетность экологической парадигмы в повседневной  жизнедеятельности.

«Всякий переход из небытия в бытие –  это творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей – их творцами», – писал Платон [5]. Результат воплощения художественного замысла формирует общественный вкус, общественный спрос, общественные нравы, задавая вектор,  модель восприятия социумом своего существования.
Кризис природной среды в многообразных формах охватил всю планету, что вызвало насущную необходимость глобальных изменений во всех областях человеческой жизни.

Современная наука  стоит на той позиции, что имеет место тенденция смены индустриальной цивилизации  на новую, «информационную», «экологическую» цивилизацию, названную  В.И. Вернадским «ноосферой».  Эта перемена осуществится только при условии изменения мышления, мировосприятия, корректировки приоритетов и современных социальных ценностей, решения экологических, демографических и социально-психологических проблем [6].

Коррекция старой парадигмы, означающая отказ от привычного, устоявшегося в прошлом,  понимания  природной среды,  окружающей человека, и формирование новых мировоззренческих критериев  провоцирует рождение качественно нового  взаимодействия человека и природы, являющейся сутью его бытия. Новая парадигма устанавливает основополагающую доктрину в деятельности человека: экологический гуманизм, воспитание экологического мышления в социуме через непрерывный творческий поиск, эмоциональную открытость, многогранность и, в результате, становление новой системы ценностей в художественном творчестве. Экологизм гуманитарного мышления не имеет жестких градаций: экологическим признается любой аспект  адекватного экологического сознания, где природная среда признается «носителем высшего разума», детерминирующего «величие одухотворенной природы», поднимающей творца над суетой повседневности, постулирующей аксиомы экологической этики, направленные на гармонизацию взаимоотношений человека с окружающим миром [7].
На протяжении всей истории человеческой цивилизации человек создавал свое материально-предметное окружение, руководствуясь эстетическими канонами, преобразовывая жизнь и материальные объекты с помощью различных видов творчества. Древние греки не подвергали малейшему сомнению эстетическую значимость окружающего мира, не видели принципиальных различий между искусством и иными формами преобразующей деятельности человека. Экологическое сознание в эпоху античности постулировало психологическую «включенность» человека в природный мир, отсутствовало ментальное разделение искусства и природы. Лишь при смене исторических эпох, в Новое время, психологическое выделение человека из мира природы, проходившее под знаком «Абсолюта» – Бога, спровоцировало разрыв между бытием и красотой,  разделение Вещи и Прекрасного (результата творческого преобразования природной среды). «Творение красоты» позволялось только представителям духовной культуры, а «бытие», как объект преобразования, канонизировался эстетически нейтральным.

Такая смена парадигмы экологического сознания Античности и Нового времени предвосхитила возникновение современных экологических кризисов и вызвала настоятельную необходимость их преодоления.

Вспомним, что «экология» – «наука о доме» (греч.). Будучи социальными животными, мы не можем абстрагироваться в окружающей нас действительности  от высокотехнологичной промышленности, от нашего быта, богатого различными приборами, от обилия гаджетов, облегчающих жизнь человека в обыденном понимании, с одной стороны, и ослабляющих его биологические адаптационные механизмы,  с другой. Поэтому, чтобы  минимизировать опасность экологического кризиса, необходимо внести коррективы в  восприятие окружающего  мира, устроить экологическую революцию, прежде всего, в сознании человека. Отсюда возникает приоритет формирования экологической культуры на всех уровнях жизни социума: от государства до рядового обывателя необходимо экологизировать потребности, мотивы поведения современного человека. Совершение революции–переворота в сознании, пробуждение адекватного экологического сознания современного человека невозможно без экологической информированности. Важной особенностью адекватного экологического сознания является всегда присутствующий  в модели природы эстетический компонент, который, будучи созерцательным, эмоциональным, всегда играет ведущую роль в решении любой конкретной экологической  проблемы: будь то сохранение памятников истории, культуры, природы, или создание урбанистической инфраструктуры [8].

Позволю себе цитату американского учёного  Л. Мамфорда: «Человек нового мира обладает свободой в проявлении органичных потребностей:  потребностей в любви, в дружбе, в общении, в игре, в творческом развитии своих способностей. Вместо прежнего идеала роста благосостояния он стремится к идеалу духовности и самоограничения. Именно человек является определяющим фактором эволюции биосферы. Кризис культуры потребления привел к проблеме раскрепощения нереализованных способностей человека, творческого потенциала личности. Экология человека на первый план выдвигает проблему удовлетворения духовных запросов личности, раскрытия его творческих возможностей. Высшие цели личности, ориентированной на экологию: развитие творческих способностей, создание благоприятной и комфортной среды, чувственно воспринимаемой, привлекательной;  положительно воздействующей на психику человека, передающей ему ощущение покоя, естественности, раскованности; вызывающей положительные эмоции; предоставляющей человеку возможность творчества, свободного самовыражения» [9].

Выход из экологического кризиса видится  в изменении самого человека, совокупность экологических,  экономических и духовных проблем современного общества можно назвать «антропологической катастрофой», по определению философа М. Мамардашвили.

В качестве альтернативы индустриальной цивилизации, приведшей к кризису самого человека, возникла концепция «экология человека», направленная на экоразвитие, органичный образ жизни, гуманизацию бытия современных людей. Сторонники этой концепции изучают проблемы адаптации человека, охраны его физического и нравственного здоровья, создания гармоничного общества и формирования гармоничной личности [10].

Для успешного разрешения противоречия между человеком и природой необходимо экологизировать предметно-пространственную внешнюю среду человека. Осуществить это можно лишь посредством взаимопроникновения друг в друга различных видов искусств (литературы, живописи, архитектуры – «как одной из форм творения очеловеченной природы»), науки, техники, что позволило бы сформировать «целостную личность в ее целостном отношении к окружающему миру» [11].

Экологичность может и должна быть присуща культуре в целом.

References

1. Lihachev D.S. Zametki o russkom. M.,2014.

2. Suhomlinskiy V.A. Serdce otdayu detyam. Rozhdenie grazhdanina. Pis'ma k synu.-K.: Rad. shk" 1985. - 557 s.

3. Ushinskiy K.D. Rodnoe slovo. Kniga dlya uchaschihsya // Sobr. Soch. - M.-L., 1949. - T. 6.

4. Ekologiya i zhizn'. Vyp. 3, - M.:2012. - S. 124.

5. Platon, Pir / Sobranie sochineniy v 4-h tomah, Tom 2, M., «Mysl'», 1993 g., s. 115.

6. Rezhabek B.G. Uchenie V. I. Vernadskogo o Noosfere i poisk puti vyhoda iz global'nyh krizisov// Zhurnal: Vek globalizacii. Vypusk №1/2008.

7. Lapina Z.G., Shilin, K.I. Vinokurova U.A. Proryv Rossii v garmonichnoe buduschee, ili Eko-lichnostnyy sintez kul'tur …// Enciklopediya zhivogo znaniya. T.32, M.: 2015. - 356 s.

8. Ul'yanova N.V. Ekologicheskoe soznanie i ekologicheskaya kul'tura, problemy i perspektivy) // Obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya: Materialy Vseros. sovesch. Smolensk. - 2003. - S. 72-80.

9. Mamford L. Mif mashiny. Tehnika i razvitie chelovechestva. Per. s angl. / Perevod T. Azarkovi, B. Skuratov (1 glava). M.: Logos, 2001. - 408 s.

10. Mamardashvili M.K. Soznanie i civilizaciya. - SPb.: Azbuka, 2011. - S. 104.

11. Gomes Karolina-Dzhoanna. Ekologiya hudozhestvennoy kul'tury v epohu pereizbytka // Kul'tura i ekologiya - osnovy ustoychivogo razvitiya Rossii. Chelovecheskiy kapital kak klyuchevoy resurs zelenoy ekonomiki. Chast' 1: materialy mezhdunarodnogo foruma (Ekaterinburg, 13-16 aprelya 2018 g.). - Ekaterinburg: UrFU, 2018. - S. 65-69.

Login or Create
* Forgot password?