THE IMPACT OF THE MIGRATION CRISIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE BUDGET OF THE EUROPEAN UNION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Since spring 2015, the situation with forced migration in the European Union has become perceived in terms of the crisis, which determined the need to develop a European migration program in 2015 to resolve current, medium-term and long-term tasks in this area. These operational measures determined the need for amendments to the annual budget of the Union for 2015 and laid the foundations for increasing the expenditure budget of the EU in 2016 and 2017. The article presented an analysis of the migration situation and budget management of the European Union from 2015 to 2017. With the objectives of identifying the patterns of development of the EU budget policy in the aspect of the long-term management of the European migration crisis.

Keywords:
European Union, migration crisis, management of the migration crisis, the budget of the European Union, the expenditure side of the budget of the European Union, financial instruments of the European Union
Text

В современном мире вопросы миграции являются актуальной темой, давно вышедшей за границы одного государства, региона и ставшей международной проблематикой. По мнению ученых, миграция несет в себе как положительные моменты (экономический рост стран исхода и приема мигрантов, изменения показателей демографии, социально-культурное обогащение и др.), так и отрицательные (рост транснациональной организованной преступности), что определяет важность глобального управления миграционными процессами с вовлечением государств «происхождения» миграции, транзита и принимающими странами, а также государственных и негосударственных структур [8].

Актуальность миграционной тематики особо остро проявилась для Европейского союза (далее ЕС, Союз) в 2015 г. в рамках массового перемещения людей на территорию государств-членов Союза[1], что определило незамедлительную реакцию институтов и органов ЕС, выразившуюся в разработке 13 мая 2015 г. Европейской программы по миграции. Программа представляет собой комплекс мер, необходимых для регулирования текущих, среднесрочных и долгосрочных задач в области миграции, которые должны обеспечить структурное решение эффективного управления миграционным кризисом в ЕС.

Данные оперативные мероприятия определили необходимость внесения поправок в годовой бюджет ЕС на 2015 г., а именно в его расходную часть, в рамках которой потребовалось экстренно заимствовать денежные средства на реализацию отдельных концепций миграционной стратегии [3]. В дальнейшем Программа заложила основы увеличения расходной части бюджета ЕС в 2016 г. и 2017 г. в рамках реализации различных стратегий и программ в сфере пространства свободы, безопасности и законности. Именно к данной расходной части относятся вопросы внутренних дел и юстиции, охраны границ, миграции и политики предоставления убежища.

Указанные тенденции отчетливо видны в следующих бюджетных показателях ЕС.

Таблица 1. Бюджетные показатели ЕС 2015-2017 гг. [4,5,7]

Год /критерий

2015

2016

2017

Общий бюджет - доход

146,027 млрд. евро

155,0042 млрд. евро

157,9 млрд. евро

Общий бюджет - расход

145,2432 млрд. евро

153,529 млрд. евро

137,379 млрд. евро

Сфера пространства свободы, безопасности и законности - расход

1,5 % - 1,935 млрд. евро

2,61 % - 4,052 млрд. евро

3,4 % - 6 млрд. евро

Представленная статистика роста расходной части бюджета Союза в сфере обеспечения мероприятий, направленных на эффективное решение проблем, связанных с потоками беженцев, на преодоление коренных причин миграции и укрепления безопасности в границах Европы позволяет утверждать о прямом влиянии миграционного кризиса ЕС, начавшегося в 2015 г., на формирование расходов Союза и определение приоритетов его развития на ближайшие годы.

Проведем краткий анализ бюджетного управления в ЕС с 2015 по 2017 гг. ввиду реализации основных мероприятий Европейской программы по миграции 2015 г.

Во-первых, первоначальные внеплановые выделения средств из бюджета ЕС были направлены на осуществление временных схем перемещения мигрантов, претендующих на убежище из Италии и Греции в другие государства-члены ЕС. Это требовалось для ликвидации напряжения на эти два государства, являющихся наиболее «популярными» с точки зрения географического попадания на их территории. В соответствии с принятым Решением Совета ЕС от 27 мая 2015 г. 40.000 соискателей, находящихся в Италии и Греции, должны быть перераспределены в течение 2 лет в другие государства-члены ЕС. При этом государство, принимающее мигрантов, получало финансовую поддержку из бюджета ЕС в размере 6.000 евро на каждого мигранта. В последствии в сентябре 2015 г. Советом ЕС было одобрено еще одно Решение о распределении еще 120.000 лиц, нуждающихся в международной защите, что также потребовало дополнительных ассигнований.

Понимание продолжительности миграционного кризиса привело к принятию в рамках ЕС в сентябре 2015 г. решения о введении постоянного «механизма кризисного перемещения», основанного на системе обязательных квот, рассчитываемых для каждой страны, исходя из объективных измеряемых количественных показателей: населения (40%), ВВП (40%), среднего количества обращений о предоставлении убежища в течение пяти предшествующих лет на 1 млн жителей (10 %), уровень безработицы (10%). 

Исходя из этих критериев государствами-претендентами на размещение беженцев явились Германия, куда предполагалось отправить 18,42%, Франция – 14,17%, Италия – 11,84%, Испания – 10%. К ним примыкали Польша (5,64%), Нидерланды (4,35%), Швеция (3%), Бельгия (2,9%).

Превентивной мерой сдерживания миграционных потоков являются меры по усилению контроля внешних границ ЕС. В настоящее время такая миссия возложена на Европейское агентство пограничной и береговой охраны, созданного на базе ФРОНТЕКС и координирующего две крупные операции по охране внешних границ в Центральном и Восточном Средиземноморье: Тритон и Посейдон.

Эти маршруты выбраны не случайно. Восточное Средиземноморье находится под давлением от нелегальной миграции в течение многих лет. В 2015 г. 885000 мигрантов прибыли в ЕС через маршрут Восточного Средиземноморья, что в 17 раз выше показателей 2014 г. Подавляющее большинство из мигрантов прибыли на несколько греческих островов, большинство на Лесбос. В течение 2015 г. Frontex увеличило число офицеров и судов на греческих островах, чтобы помочь в патрулировании на море и оказать помощь в регистрации тысячи мигрантов, прибывающих ежедневно. После того, как греческие власти запросили дополнительную помощь в ее границах, в декабре 2015 г. агентство начало операцию Посейдон быстрого реагирования (Poseidon), с большим количеством сотрудников и технического оборудования для поддержки Греции в обращении с беспрецедентным количеством мигрантов, прибывающих на ее островах. Эта операция заменила собой постоянную совместную операцию Посейдон, реализуемую в предыдущие годы.

Маршрут Центрального Средиземноморья оставался в 2015 г. под сильным миграционным давлением, хотя общее число мигрантов, прибывающих в Италию сократилось до 154 000 человек (на одну десятую ниже, чем рекорд, установленный в 2014 г.). Указанные тенденции определили необходимость усиления работы сил Frontex вдоль побережья Италии и принятии обновленного плана проведения операции Тритон быстрого реагирования (Triton), чтобы поддержать итальянские власти в борьбе с нелегальной миграцией в своих морских границах и в спасении человеческих жизней.

В 2015 г. со стороны Европейской Комиссии были предоставлены в адрес Frontex дополнительные 26,25 млн евро, чтобы агентство имело возможность начать реализацию обновленных проектов - Triton в Италии и Посейдон море в Греции с июня 2015 года до конца года. Бюджет Triton в 2015 г. составил 38 млн евро, бюджет Poseidon - 18 млн евро [6].

В 2016 г. был проведен очередной транш в адрес Агентства со стороны Европейской комиссии общим объемом 45 млн евро на две операции.

Немаловажным аспектом регулирования миграционных потоков в ЕС являются разработанные благодаря сотрудничеству с Турцией схемы обмена нерегулярными мигрантами. Основой такого взаимодействия является заключенный в марте 2016 г. на саммите в Брюсселе между ЕС и Турцией «Пакт по беженцам», благодаря которому все нерегулярные мигранты, пребывающие на лодках по Эгейскому морю из Турции в Грецию, перенаправляются обратно в Турцию. За каждого возвращенного таким образом нелегального мигранта из Сирии ЕС принимал одного сирийского беженца, который проживал в Турции.

По данному договору Турция брала на себя обязательства блокировать возможные пути по морю и по суше в Европу. Ответными мерами ЕС явились следующие действия: введение безвизового режима для граждан Турции к июню 2016 г., выделение Турции 6 млрд евро на сирийских беженцев, открытие еще нескольких глав переговорного досье по вступлению Турции в ЕС.

Немаловажную роль в финансировании проектов и программ, развиваемых в рамках Европейской миграционной политики, является создание целевых фондов ЕС. В декабре 2014 г. ЕС учредил Региональный фонд вложений в связи с кризисом в Сирии – EU Regional Trust Fund inresponse to the Syrian Crisis, the «Madad Fund» (EUTF for Syria) [1]. Фонд обеспечивает согласованное и комплексное реагирование со стороны ЕС и его государств-членов на сирийский кризис в региональном масштабе посредством объединения различных финансовых инструментов ЕС и взносов его государств-членов в единый механизм. Примечательно, что он финансируется из бюджета ЕС и взносов государств-членов, чья доля была определена решением, принятым между Европейской комиссией и государствами-членами ЕС в феврале 2016 г. Программы, финансируемые из средств данного Фонда, рассчитаны как на поддержку мирного населения внутри Сирии, так и на помощь сирийским беженцам в соседних странах (Иордания, Ливан, Турция и Ирак). Мандат фонда был расширен для работы также на Западных Балканах. В настоящее время фонд выделяет средства на сумму 767 млн евро для осуществления мер по удовлетворению потребностей сирийских беженцев в соседних странах в восстановлении и их возвращении на родину, а также в поддержке принимающих общин и их администраций. На сегодняшний день Фонд достиг общего объема около 1000000000 евро.

В ноябре 2016 г. по соглашению между ЕС и африканскими лидерами было принято решение о создании Целевого фонда помощи государствам Африки в размере 1,8 млрд. евро для формирования стабильности в регионе и устранения коренных причин незаконной миграции и вынужденных перемещений в Африке. Целевой фонд рассчитан на выделение средств группам государств Африки, которые являются один из наиболее незащищенными и пострадавших в результате миграции (Камерун, Чад, Кения, Сомали, Судан, Алжир, Египет, Ливия, Тунис и др.).

Целевой фонд финансируется за счет бюджета ЕС, взносов государств-членов ЕС, Норвегии, Швейцарии. В 2016 г. финансирование программ в трех регионах Африки было увеличено до более чем 2,5 млрд евро в сравнении с запланированными расходами [2].

По состоянию на 10 апреля 2017 г., в общей сложности были утверждены 106 проектов и программ на сумму около 1,6 млрд евро, реализация которых запланирована на текущий год.

В 2017 г. миграционная тематика не потеряла для ЕС своей актуальности. Это определило перспективность продолжения развития Европейской миграционной политики, основы который были определены еще в 2015 г.

Так в текущем году запланировано выделение большего количества средств на эффективное решению проблем, связанных с потоками беженцев, на преодоление коренных причин миграции и укрепления безопасности в границах Европы. На данную сферу определено 3,4 % от общего бюджета - 6 млрд евро.

Добавим, что эти деньги запланировано потратить из следующего расчета:

- 3 млрд евро на укрепление внешних границ ЕС и повышения уровня безопасности:, реализацию пограничной и береговой охраны ЕС, а также разработку новой системы въезда/выезда в/из ЕС; реформирование системы предоставления убежища и «Дублинских механизмов» о предоставлении международной защиты гражданину третьей страны или лицу без гражданства; создание Агентства ЕС по вопросам убежища и укрепления сотрудничества государств-членов Союза в борьбе с преступностью и терроризмом;

- 3 млрд евро на реализацию Механизма поддержки беженцев в Турции, осуществления процедур рамочного партнерства в Африке, для оказания гуманитарной помощи в районе ЕС [5].

Таким образом, проведенный в статье анализ миграционной ситуации и бюджетного управления ЕС с 2015-2017 гг. позволяет утверждать о прямом влиянии миграционного кризиса ЕС, начавшегося в 2015 г., на определение бюджетной политики ЕС. Основной тенденцией в данной сфере является следующее: наблюдается ежегодный рост расходной части бюджета ЕС в сфере обеспечения мероприятий, направленных на эффективное решение проблем, связанных с потоками беженцев, на преодоление коренных причин миграции и укрепления безопасности в границах Европы.

 

 

[1] Конечно, современная озабоченность вопросами перемещения людей знакома Европе издавна. Многомиллионные потоки беженцев имели место и после окончания Первой мировой войны и гражданской войны в России (1918 - 1920 гг.), Второй мировой войны. Крупные масштабы миграции были вызваны военными действиями, сопровождающими распад Югославии. Так в 1992 г. в государствах-членах ЕС (на тот момент ЕС – 15) искали убежище 672.000 человек, в 2001 г. – 424.000 человек. К 2006 г. количество заявлений о предоставлении убежища в пределах ЕС - 27 стало чуть ниже 200.000. Продолжая анализ показателей, отметим, что в 2013 г. число заявителей составило 431.000 человек, в 2014 г. - 627 тысяч человек, в 2015 г. - около 1,3 миллиона человек.

References

1. EU Regional Trust Fundin Response to the Syrian Crisis. Neigh bourhood // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/neighbourhood/countries/syria/madad_en.

2. Emergency Trust Fund for stability and addressing root causes of irregular migration and displaced persons in Africa // International Cooperation and Development. European Commission. URL:http://ec.europa.eu/europeaid/emergency-trust-fund-stability-and-addressing-root-causes-irregular-migration-and-displaced-persons_en.

3. EU correction 2015. EU expenditure and revenue 2014-2020 // European Commission. URL:http://ec.europa.eu/budget/figures/interactive/index_en.cfm.

4. EU annual budget life-cycle: figures. 2016. Annual Budget // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/budget/annual/index_en.cfm?year=2016.

5. EU budget 2017. Publications. Budget // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/budget/library/biblio/documents/2016/factsheet-on-eu-%20budget-2017_en.pdf.

6. EU operations in the Mediterranean sea. URL:https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/securing-eu-borders/fact-sheets/docs/20161006/eu_operations_in_the_mediterranean_sea_en.pdf

7. Financial Report 2015. Budget // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/budget/financialreport/2015/revenue/index_en.html.

8. Migracionnyy krizis: mezhdunarodnye sotrudnichestvo i nacional'nye strategii. Analiticheskaya zapiska. 2016. № 10. - M.: Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam, 2016. - 16 s.


Login or Create
* Forgot password?