employee
Moscow, Russian Federation
employee from 01.01.2017 until now
Staraya Ruza, Moscow, Russian Federation
student
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
For the effective management of law enforcement, the identification and assessment of the general level of professionally pedagogical competence of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation is relevant in both theoretical and practical aspects. The object of the research is the process of forming of professionally pedagogical competence of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The subject of the study is the professional and pedagogical competence of the leader. The purpose of the work is to study the professional and pedagogical competence of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation and develop recommendations for its optimization. The study used methods of theoretical analysis and generalization of pedagogical and psychological ideas, observation, conversation, questioning. The theoretical significance of the study lies in the scientific substantiation of the process of forming professional and pedagogical competence of the head of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The practical significance of the study lies in the development of practical recommendations for optimizing the content, organization and methodology of improving professionally pedagogical competence of heads of internal affairs bodies of the Russian Federation, as well as activating the process of self-improvement of a leader to increase professionally pedagogical competence. The study showed that the development of personal and professional qualities; the formation of a constructive model of interaction with colleagues and subordinates; prevention and elimination of negative situations in the service teams will contribute to the improvement of the activities of heads of ATS.
competence, professional and pedagogical competence, head of internal Affairs bodies of the Russian Federation, professional development, success.
Актуальность. Современный этап развития системы органов внутренних дел Российской Федерации находится в жесткой зависимости от общей экономической обстановки в стране и развития геополитической ситуации в мире. В условиях оптимизации численности сотрудников и сокращения расходов на содержание государственного аппарата повысить эффективность деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации возможно только за счет повышения профессионализма сотрудников на всех ступенях профессионализации.
Должности руководителей в системе органов внутренних дел занимают весьма важное место в системе управленческо-распорядительского труда. Руководители в процессе управления коллективом решают не только широкий спектр профессиональных функций, но и занимаются изучением личностных, моральных и деловых качеств сотрудников, осуществляют подбор и расстановку кадров, используют личностный и профессиональный потенциал сотрудников с целью повышения продуктивности деятельности подразделения.
В условиях прогрессивных изменений в обществе коренным образом меняется значимость правоохранительной деятельности, расширяется представление о роли и содержание управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел (далее по тексту ОВД). Особую актуальность приобретает проблема профессионально педагогической компетентности, специфика которой отражена в научных исследованиях и нормативных требованиях к управленческой деятельности и личности руководителя ОВД как управленца-профессионала.
Проблема. Проблематика управления человеческими ресурсами организации на основе компетентностного подхода освещены в научных трудах ученых – М. Армстронга, Г. Боятциса, В. Вертера, А. Виланда, Д. Дубоиса, Р. Миллса, Л.Спенсера, С. Уиддета, С. Холлифорда, В. Байденко, И. Зимней, Г. Селевка, А. Субетто и др. Особенности организации учебного процесса, активизации познавательной деятельности и управление этим процессом представлены в работах: С.И. Архангельского, А.В. Барабанщикова, Ю.К. Бабанского, П. А. Ковалева, Н.В. Кузьминой, А.М. Матюшкина, А.А. Реана, В.Я. Слепова, В.И. Хальзова, Т.И. Щукина, В.А. Якунина и др.
В тоже время теме формирования профессионально-педагогической компетентности руководителей территориальных отделов ОВД практически не уделено внимания.
Глобальные изменения, происходящие в системе правоохранительных органов Российской Федерации актуализируют новые требования к управлению сотрудниками органов внутренних дел, которые, в свою очередь, требуют высокую сформированность профессионально педагогической компетенции руководителя ОВД.
Сущность этих требований раскрывается в нормативных документах общегосударственного уровня: Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], «Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [1] и «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3]. Разработка такой стратегии развития обусловлена необходимостью кардинальных изменений, направленных на повышение качества деятельности ОВД, решение стратегических задач, стоящих перед национальной правоохранительной системой в новых экономических и социокультурных условиях.
Несмотря на то, что вся специфика ОВД сосредоточена в правоохранительной деятельности, руководящий состав должен одновременно в силу должностных обязанностей заниматься и воспитанием профессионально-нравственных качеств сотрудников, и укреплением дисциплины и законности, и формированием благоприятного социально-психологического климата в возглавляемом служебном коллективе.
Нормативными документами закреплена персональная ответственность руководителей ОВД за организацию и результативность проводимой ими воспитательной работы.
В Указе Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» записано, что руководитель (начальник) несет персональную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, служебной дисциплины и законности, за организацию и результативность проводимой воспитательной работы.
Общество также повышает требования к уровню управленческой культуры руководителей ОВД, на что в своих научных трудах обращают внимание отечественные ученые (Е.В. Бурцева, М.А. Мазур, Р.Э. Исхакова, С.Г. Заржевского, А.А. Ефимова и др.).
Но, мало внимания уделяется личности руководителя ОВД и уровню его педагогической компетентности и его профессиональной деятельности в условиях сложного социального института, которым выступает правоохранительные органы.
Методика исследования.
Под профессионально-педагогической компетентностью, мы будем понимать совокупность теоретических знаний, практических умений, навыков, отношений, опыта, личностных качеств руководителя ОВД, позволяющие осуществлять поисковую, управленческую деятельность, самостоятельно приобретать новые знания, анализировать деятельность участников учебно-воспитательного процесса, принимать решения [4].
Также нами учитывается то, что профессионально педагогическая компетентность руководителя ОВД является сложным структурным образованием, то есть сложной компетентностью, которая распадается на боль мелкие, специфические компоненты. С учетом современных научных достижений профессионально педагогическая компетентность руководителя ОВД понимается, как интегральная способность личности строить свое поступательное профессиональное развитие с постоянным усложнением задач и ростом уровня достижений.
Сегодня растет необходимость сознательной активности педагогической компетентности руководителя ОВД, направленной в поддержку, регулирование и формирование здорового социально-психологического климата служебного коллектива. Профессионально педагогическая компетентность личности руководителя ОВД включает знания и умения, которые помогают обеспечивать эффективность, в том числе воспитательного процесса внутри служебного коллектива. Проблему роста профессионально педагогической компетентности руководителей ОВД можно решить в процессе повышение квалификации, но в учебно-тематических планах отсутствуют часа, которые выделены на изучение нормативно-правовых аспектов педагогической деятельности руководителей ОВД, средств практической психологии в работе со служебным коллективом. Поэтому нами была проведена экспериментальная проверка путей совершенствования профессионально педагогической компетентности руководителей ОВД.
Исследование проводилось на базе Отдела внутренних дел по району Арбат ЦАО города Москвы (ОВД района Арбат).
Выборка исследования составила – 15 человек (N=15).
Возраст испытуемых от 31-45 лет (см. рис.2.1).
Сроки проведения исследования с 15 января 2019 г. по 20 марта 2019 г.
Рис.1. Характеристика выборки по возрастному составу, в %
Методом экспертной экспресс-оценки исследовалась эффективность деятельности руководителей ОВД. В качестве экспертов выступали привлеченные психологи.
Результаты эксперимента.
Результаты экспертной экспресс-оценки профессионально педагогической компетентности руководителей (n = 15) по 7-ми бальной шкале можно обобщить в следующие уровни:
- у 6% - высокий уровень профессионально педагогической деятельности руководителя (6,5 баллов)
- у 12% - достаточный уровень (5,2 балла);
- в 63% - средний уровень - недостаточная эффективность (4,5 балла);
- у 18% - низкий уровень - неэффективность (3,5 балла).
Рис. 2. Уровни профессионально педагогической компетентности руководителей ОВД, в %
Результаты исследования проявления педагогических способностей руководителей ОВД представлено на рис. 3.
Рис.3. Оценка педагогических способностей руководителей ОВД, в баллах
Результаты оценки перцептивно-интерактивной компетентности руководителей ОВД представлено на рис.4.
Рис.4. Перцептивно-интерактивная компетентность руководителей ОВД, в баллах
Обсуждение результатов.
Качественный анализ результатов исследования позволил определить те профессионально педагогические качества, которые сформированы хуже: умение создавать нормальный психологический климат в коллективе; использование эффективных стилей руководства с людьми наличие авторитета среди коллег; наличие эмпатии; умение влиять на других людей; стремление к инновациям.
Следовательно, результаты исследования позволяют определить, что у значительной части руководителей ОВД определен недостаточный уровень профессионально педагогической компетентности.
В процессе тестирования использовалась пятибалльная шкала: 5 - черта ярко выражена, оказывается зримо и постоянно; 4 - черта проявляется довольно часто; 3 - эпизодически проявляется черта, иногда в заметном, иногда в слабой форме; 2 - качество проявляется очень редко и малозаметно; 1 - качество полностью отсутствует.
Проведенный анализ показал, что в целом руководители ОВД проявляют средние профессионально педагогически способности: руководители ОВД оценили свои педагогически способности в 3,6 балла. У руководителей ОВД лучше развиты такие качества как критичность (средний балл 3,97), требовательность (средний балл 3,68) и склонность к педагогической деятельности (средний балл 3,73) и наличие психологического такта (средний балл 3,39).
Результаты исследования свидетельствуют о среднем уровне развития перцептивно-интерактивной компетентности руководителей ОВД: средний балл руководителей ОВД - 3,76.
У руководителей ОВД лучше развиты такие качества как взаимопознание (средний балл 4,03) и социальная автономность (средний балл 3,92), взаимопонимание (средний балл 3,63).
Как показали результаты исследования, руководители ОВД является наименее готовыми к эффективному социальному взаимодействию. Проведены собеседования показали, что они в большей степени считают себя подчиненными, чем руководителями.
После проведения констатирующего эксперимента была к исследуемым руководителям ОВД была применена программа оптимизации содержания, организации и методики совершенствования профессионально педагогической компетентности.
Программа развития профессионально педагогической компетентности руководителей ОВД рассчитана на 32 часа. Положительных результатов с точки зрения повышения профессионально педагогической компетентности руководителей и стимулирования их личностного развития можно достичь в процессе реализации следующих структурных компонентов – модулей комплексной программы: психодиагностический минимум; семинары-тренинги; психологическое консультирование руководителей ОВД методистами, отвечающими за психологическую службу по потребностям; мониторинг и оценка эффективности программы.
Далее был проведен формирующий эксперимент, данные которого показали более высокие данные. Так, результаты повторной экспертной экспресс-оценки профессионально педагогической компетентности руководителей (n = 15) по 7-ми бальной шкале показали следующие данные:
- у 38% - высокий уровень профессионально педагогической деятельности руководителя (6,5 баллов)
- у 30% - достаточный уровень (5,2 балла);
- в 22% - средний уровень - недостаточная эффективность (4,5 балла);
- у 10% - низкий уровень - неэффективность (3,5 балла).
Рис.5. Уровни профессионально педагогической компетентности руководителей ОВД (формирующий эксперимент), в %
Качественный анализ результатов исследования показал улучшение профессионально педагогических качеств. После реализации программы уже 38% испытуемых руководителей ОВД продемонстрировали высокий уровень профессионально педагогической деятельности руководителя.
Итак, совершенствованию деятельности руководителей ОВД будет способствовать развитие личностно-профессиональных качеств; формирование конструктивной модели взаимодействия с коллегами и подчиненными; предупреждение и устранение негативных ситуаций в служебных коллективах.
Выводы.
1. Технология формирования профессионально педагогической компетентности руководителя ОВД как научно обоснованная модель деятельности по проектированию, организации и проведения процесса управления служебным коллективом требует создания благоприятной среды, предусматривает индивидуализацию управленческой подготовки.
2. Основными условиями обеспечения построения индивидуальной траектории саморазвития руководителя ОВД являются: предоставление приоритета руководителю ОВД в осуществлении собственного совершенствования; реализация взаимодействия со служебным коллективом; использование учебных средств, форм и методов (диалоговых, тренинговых, тестовых), актуализации процесса познания к реальной профессионально-управленческой деятельности.
1. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ «O policii» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 14.02.2011, № 7, st. 900 [The Federal Law “On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and the introduction of amendments to certain legislative acts of the Russian Federation” of 30.11.2011 No. 342-FZ. Access from right. // legal system "Consultant".]
2. Federal'nyy zakon «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federacii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» ot 30.11.2011 № 342-FZ. Dostup iz sprav. // pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus» [Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FZ “On the Police” // “Meeting of the Legislation of the Russian Federation”, 14.02.2011, No. 7, Art. 900].
3. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 7 maya 2018 g. № 204. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus» [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204. Access from the legal system “ConsultantPlus”].
4. Silkin N.N., Hal'zov V.I., Shelepova M.A. Suschnost' i soderzhanie optimizacii pedagogicheskih tehnologiy v professional'noy podgotovke sotrudnikov organov vnutrennih del [The essence and content of optimization of pedagogical technologies in the professional training of employees of internal affairs bodies] // World of politics and sociology. 2015. No. 8. pp. 158-173. (in Russia)