INTERPRETATION OF NORMS OF LAW – IS AN IMPORTANT STAGE OF THE LAW ENFORCEMENT PROCESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article, legal nature of interpretation of norms of law is analyzed. Essential issues of the process of interpretation of norms of law, subjects, types and methods of the process are considered. Several suggestions to improve legal basis of official interpretation of norms of law in the Republic of Uzbekistan are put forward.

Keywords:
interpretation, explanation, clarification, subjects of interpretation, norms of law, normative-legal acts
Text
Publication text (PDF): Read Download

Интерпретация права является специальной правовой категорией, которая имеет свой особый смысл. При реализации закона его общим смыслом является то, что он осуществляется исходя из жизненных условий. На практике для правильной реализации и применения правовых норм, требуются интерпретации норм. В результате интерпретации нормы, их смысл должен совпадать с текстом, который непосредственно приведен в самой норме.

Термин «интерпретация» (от лат. – interpretation) многозначен. В широком смысле под интерпретацией понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественной жизни. В более узком смысле слова под интерпретацией понимаются объяснения выражений, формул, символов, т.е. знаков естественного или искусственного языка. В общественных науках термин «интерпретация» употребляется в качестве синонима таких слов, как «объяснение», «комментирование», «толкование» [1].

Понятия интерпретации норм права в юридической литературе рассматриваются по-разному. Некоторые авторы определяют толкование как уяснение смысла правовой нормы (С.И. Вильнянский, А.П. Денисов), другие считают, что интерпретация норм права – это разъяснение их содержания (С.А. Голунский, М.С. Строгович), третьи – полагают, что интерпретация есть не что иное, как единство того и другого, т.е. это процесс уяснения и разъяснения смысла правовых норм (В.В. Лазарев, В.М. Сырых и др.). Вполне логично, что для разъяснения смысла и содержания нормы права требуется, прежде всего, его уяснение.

В ходе уяснения права устанавливается подлинный смысл его норм, а при разъяснении результаты уяснения толкуемых норм в определенной форме доводятся до сведения других лиц. Анализируя на деле толкование законодательства, мы можем прийти к следующему, что интерпретация является сложным творческим процессом, обеспечивающим разъяснение сути и значения законов и подзаконных актов, которая находит при этом свое отражение в единстве.

Интерпретация норм права включает в себя следующие три ключевых вопроса: 1) определение субъектов, осуществляющих интерпретацию норм права; 2) определение методов интерпретация (логические, грамматические, исторические, систематические и др.); 3) интерпретация исходя из объема и юридической силы нормы права.

Надо отметить, что толкование норм права осуществляется посредством различных способов (методов). Способы интерпретации норм права – это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые интерпретатором для получения ясности относительно правовых явлений. На наш взгляд, среди способов толкования систематический способ имеет важную роль. Систематическое толкование представляет собой уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, в связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли и системе права в целом. С помощью систематического толкования в нормативно-правовых актах выявляются коллизии и пробелы норм права. В результате этого толкования, также определяются законы, которые официально утратили юридическую силу, и заменены другими актами. Таким образом, систематический метод предусматривает толкование нормы права в рамках правовой системы, учитывая в конкретном случае не только данную норму, но и всю систему права.

Причины необходимости интерпретации норм права достаточно разнообразны: необходимость единообразия применения одних правовых норм разными лицами; противоречия (коллизии) законов; сложность и неоднозначность нормативных актов; другие особенности законодательных текстов. Причины толкования лежат также в недостатках законодательства, дефектах текстов. Толкование правовых норм должно служить цели правильного и единообразного понимания и применения закона, цели выявления его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно также призвано содействовать выявлению точного смысла правовых норм [2].

Следует отметить, для однозначного понимания нормативно-правовых актов необходимо их юридически правильно толковать и разъяснять. Трудно представить применение норм права на практике, не поняв их сути и значения.

 В настоящее время правовая система современного Узбекистана развивается динамично. Особенно в последние годы, в условиях глубокого обновления общества принимается большой массив нормативно-правовых актов, направленных на регулирование новых общественных отношений, вызванных инновационным развитием государства. В связи с этим, роль толкования в правильном правоприменении неуклонно возрастает, что обусловливает необходимость анализа теоретических и правовых основ толкования.

Как известно, эффективность функционирования права во многом зависит от степени его правового регулирования. Соответственно, от того, как урегулирован процесс толкования правовых норм, как точно указаны субъекты этой деятельности, установлена ли правовая природа видов толкований в законодательстве, все это влияет на эффективность и толкование правовых норм и правоприменения.

В связи с этим, было бы логично рассмотреть существующие в национальной правовой системе правовые основы толкования норм права. Соответственно, правовые основы толкования норм права Законом Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах».

В соответствии со ст. 43 «Официальное толкование нормативно-правовых актов» Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах» официальное толкование нормативно-правовых актов осуществляется в случае обнаружения неясностей в нормативно-правовом акте, неправильной или противоречивой практики его применения. Официальное толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан дает Конституционный суд Республики Узбекистан. Официальное толкование норм подзаконных актов дают органы, их принявшие. В процессе официального толкования нормативно-правовых актов не допускается внесение в них поправок, изменений, дополнений, направленных на конкретизацию норм [3].

В настоящее время назрела необходимость совершенствования правовых норм, регулирующих процесс официального толкования соответствующих нормативно-правовых актов. Следует отметить, что официальное толкование норм права представляет собой разъяснение смысла правовых норм, содержит конкретизирующие положения и не имеет самостоятельного значения, действуя в единстве с теми нормами, по которым дается толкование.

В Законе Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан», Конституционный суд является постоянно действующим органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Конституционный суд дает толкование норм Конституции и законов Республики Узбекистан [4]. Данная норма свидетельствует о том, что Конституционный суд дает толкование норм Конституции и законов, а вопросы официального толкования норм других нормативно-правовых актов не предусматриваются.

На основе анализа правовых основ официального толкования и практики правоприменения в Узбекистане, можно выдвинуть некоторые предложения, направленные на совершенствование процесса официального толкования норм права.

На наш взгляд, толкование норм права направлено на восполнение пробелов в той или иной области, а также правильное понимание и применение закона в целях повышения эффективности системы права, в связи с чем было бы целесообразно принять Закон Республики Узбекистан «Об официальном толковании нормативно-правовых актов Республики Узбекистан». Определив основной задачей Закона – официальное толкование законодательства, сам процесс официального толкования законодательства, процедуры и требования к их содержанию, а также установить юридическую силу актов толкования.

Кроме того, назрела необходимость усовершенствовать нормы
ст. 43 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», закрепив в ней нормы, регулирующие толкование актов Президента Республики Узбекистан, Кабинета министров, министерств, государственных комитетов, ведомств и органов государственной власти на местах.

Наряду с вышеуказанными предложениями, считаем целесообразным установить и определить статус постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан в качестве официального акта толкования, так как разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства обязательны для судов, других органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.

В заключение следует отметить, что официальное толкование норм права играет важную роль в четком и единообразном применении законодательства. Это является важным фактором повышения эффективности законодательства.

References

1. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / H.T. Adilkariev, I.T. Tul'teev, N.P. Azizov i dr. / Pod obschey redakciey prof. H.T. Adilkarieva. - T.: Akademiya MVD Respubliki Uzbekistan, 2014. - S.392.

2. Boshno S. Tolkovanie norm prava // Pravo i sovremennye gosudarstva. 2013. -№ 4. - S.17.

3. Zakon Respubliki Uzbekistan «O normativno-pravovyh aktah» (novaya redakciya) // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2012 g., № 52, st. 583; 2014 g., № 50, st. 588; 2015 g., № 32, st. 425; 2016 g., № 39, st. 457; 2017 g., № 37, st. 978, Nacional'naya baza dannyh zakonodatel'stva, 05.01.2018 g., № 03/18/456/0512, 09.01.2019 g., № 03/19/512/2435

4. Zakon Respubliki Uzbekistan «O Konstitucionnom sude Respubliki Uzbekistan» // Sobranie zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan, 2017 g., № 22, st. 407, № 37, st. 978.

5. Belyaeva O.M. Tolkovanie norm prava // Uchenye zapiski kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Tom 149, kn. 6. - Kazan, 2007. - S. 39-47.

6. Boshno S. Tolkovanie norm prava // Pravo i sovremennye gosudarstva. 2013. - № 4. - S. 17-25.

7. Syryh V.M. Teoriya gosudarstva i prava. - 6 e izd., pererab. i dop. - M.: ZAO Yusticinform, 2012. - 704 s.

Login or Create
* Forgot password?