employee
Moscow, Russian Federation
employee from 01.01.2017 until now
Staraya Ruza, Moscow, Russian Federation
student
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
The object of the study, which formed the basis of the article, is the pedagogical culture of the head of the internal affairs agencies, while the subject is the ways of forming the pedagogical culture of the head of the internal affairs agencies. As the goal of the study, the authors see the definition of ways to effectively form a pedagogical culture of heads of internal affairs forces. The research method was the following: the method of expert assessments and the analysis of the results of the pedagogical activity of the heads of the internal affairs forces of Mongolia. The sphere of the general culture of a leader, as a citizen of his country and a person, contains his spiritual and material values. In addition, it is possible to include in this area also methods for the implementation of pedagogical activities that are necessary for society to socialize the individual and ensure the historical process of generational change. That is, the essence of the pedagogical culture of the head of the internal affairs forces is somewhat wider than the sphere of educational activities. Accordingly, during the process of forming the pedagogical culture of the head of the internal affairs forces, a new level of its general culture is being formed, such universal human qualities as spirituality, mercy, a sense of social justice, respect for human dignity, conscience, etc. are being formed. The research results are aimed at improving the efficiency of the existing pedagogical system and activates the process of improving the formation of pedagogical culture among the heads of the internal affairs forces of Mongolia.
culture, pedagogical culture, head of the forces of internal affairs, professional activity, pedagogical competence
Актуальность. Публикации в средствах массовой информации и научные исследования показывают, что негативное влияние на совершенствование деятельности органов внутренних дел, как в Монголии, так и в России оказывают недостатки воспитания личного состава. Серьезные педагогические издержки заключаются в том, несмотря на проводимую воспитательную работу уровень профессиональной воспитанности личного состава неудовлетворителен: имеются случаи сращивания с преступным элементом; состояние служебной дисциплины не всегда соответствует предъявляемым требованиям; у многих сотрудников отсутствует стремление к повышению профессионального мастерства. Причинами низкой эффективности воспитательной работы в органах внутренних являются: низкий уровень педагогической культуры руководителей органов внутренних дел, которые в силу своего недостаточного профессионализма не способны оказывать эффективное воспитательное воздействие на личный состав.
Педагогическая культура как научная категория начала разрабатывается сравнительно недавно. В.А. Сухомлинский связывал педагогическую культуру с умением ориентироваться в сложных вопросах педагогической науки и практики. Важнейшим ее компонентом он считал умение учителя обращаться к уму и сердцу ученика, умение наблюдать их в процессе умственного и физического труда, видеть, как результаты этих наблюдений претворяются в методы и приемы индивидуального влияния [3].
Педагогическая культура воспитывается под воздействием объективных и субъективных факторов. К первому относят закономерность единства и взаимопроникновения обучения, воспитания, развития психологической подготовки личности, что предполагает высокую активность не только педагогов, но и самих воспитуемых. Ко второму - их единство и взаимосвязь, - самовоспитание, самообразование, саморазвитие и самостоятельная психологическая подготовка.
Главное содержание педагогической культуры составляет ценности и способы деятельности личности. Чтобы понять существо такого социального феномена, как педагогическая культура, необходимо сделать научный анализ его составляющих.
Педагогическая культура это, по существу, специфическая культурно-педагогическая характеристика теоретической и практической деятельности людей в обществе, в ходе которой она вырабатывается, проходит процесс становления, формируется и развивается.
Значение педагогической культуры в обществе выходит за непосредственно воспитательную сферу, за рамки чисто педагогической практики. Формирование высокой педагогической культуры граждан влечет за собой повышение их общей культуры, утверждение ценностных ориентации человека на организованность, подлинную социальную справедливость, милосердие, человеческое достоинство, духовность, совесть, добро, то есть цели, которые сегодня должны быть поставлены на первый план нашей социальной политикой, призванной обеспечить успех начатых реформ. Эти и другие моменты педагогической культуры включаются в общую культуру поведения человека и способствуют формированию прогрессивной культуры общества.
Таким образом, анализируя понятие и сущность педагогической культуры руководителя органа внутренних дел, отметим, что сфера его педагогической культуры, выступает, как одна из составляющих общей культуры. Сфера общей культуры руководителя, как гражданина своей страны и человека содержит в себе его духовные и материальные ценности. Кроме того, в эту сферу можно включить также методы реализации педагогической деятельности, которые необходимы обществу для социализации личности и обеспечения исторического процесса смены поколений. То есть, сущность педагогической культуры руководителя органа внутренних дел несколько шире сферы воспитательно-образовательной деятельности. Соответственно, в ходе процесса по формированию педагогической культуры руководителя органа внутренних дел, одновременно формируется новый уровень его общей культуры, формируются такие общечеловеческие качества, как духовность, милосердие, чувство социальной справедливости, уважение человеческого достоинства, совесть и т.д.
Педагогическая культура руководителя органа внутренних дел - это формируемая на основе запросов общества сфера педагогической деятельности руководителя органа внутренних дел, которая включает в себя определенную структуру элементов, необходимых для эффективной реализации им своих должностных обязанностей.
Проблема. Важнейшим направлением для уяснения сущности педагогической культуры руководителя органа внутренних дел, выделения ее роли и места в жизнедеятельности общества, представляется исследование ее структуры. Сводить же структуру педагогической культуры лишь к перечислению ее элементов будет не верным. Необходимо выяснить их единство, систему, а не только соотношение этих элементов.
Среди множества элементов педагогической культуры следует выделить центральные (ведущие, основополагающие, направляющие) и элементы «второго» порядка. К исследованию структуры педагогической культуры руководителя органа внутренних дел необходимо подходить с различных позиций и выделять структуры педагогической культуры общества и педагогической культуры личности. Педагогическая культура общества несводима к сумме личностных педагогических культур членов этого общества, а педагогическая культура личности не является механическим срезом с педагогической культуры общества. Связующим звеном и источником движения культуры выступает активность личности, проявляющаяся в ее деятельности. Каждый человек, живущий и действующий в обществе, оказывается в определенном культурном пространстве, педагогическая культура встраивается в общую систему реализации человеческой сущности и в качестве таковой несет в себе как момент стабильности (устойчивости), так и момент новизны. Человек, делая собственным достоянием культурные образцы, ценности, нормы, формирует свою индивидуальную педагогическую культуру, которая выступает в известной степени как противостоящая педагогической культуре общества, ибо они не тождественны. Очевидно в этом постоянном противоречии, основанном на несовпадении педагогической культуры личности и педагогической культуры общества и заложен источник развития и движения педагогической культуры.
Структура элементов педагогической культуры руководителя органа внутренних дел ее многогранна и сложна. Сложность структуры педагогической культуры руководителя органа внутренних дел, определяется единством и противоречием двух ее качеств: с одной стороны, она выражает определенный вид человеческой деятельности, а именно – правоохранительную деятельность, а с другой стороны, ориентируется на саму педагогику, как на другую самостоятельную сферу человеческой деятельности.
В связи с чем, дальнейшее исследование порядка формирования педагогической культуры руководителя органа внутренних дел, определяет необходимость создания идеальной модели педагогически культурной личности руководителя органа внутренних дел.
Идеальная модель педагогически культурной личности руководителя органа внутренних дел, то есть набор тех свойств, которые мы хотим сформировать у него, и состоит из ряда подсистем, которые представляют собой следующие основные диалектически взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные элементы (таблица № 1):
- педагогические умения руководителя органа внутренних дел;
- активная жизненная позиция руководителя органа внутренних дел;
- знания руководителем органа внутренних дел и понимание им особенностей педагогических явлений;
- педагогическая убежденность руководителя органа внутренних дел.
Каждый элемент модели, как подсистема, в свою очередь, является сложным явлением и включает в себя ряд компонентов, которые рассмотрим более подробно.
Таблица 1. Модель педагогически культурной личности руководителя органа внутренних дел.
Идеальная модель педагогически культурной личности руководителя органа внутренних дел
|
|||
Педагогические умения |
Активная жизненная позиция |
Знания и понимание педагогических явлений |
Педагогическая убежденность |
гностические; организаторские; проектировочные; конструктивные. |
-инициативные постановки; -новаторство и целеустремленность; -самоотверженность и смелость; - решительность и бескомпромиссность; -борьба за осуществление педагогических принципов; -непримиримость к нарушениям социальных норм; -способность и готовность оценивать и решать важные вопросы с позиции. |
-знание современных тенденций развитая педагогики; -понимание педагогики (ее целей и задач, ее ценности и полезности, признание необходимости педагогических предписаний); -педагогические знания (о дидактике; о воспитании); -знание сущности воспитательного процесса; -знание социальных ценностей; достоинств и недостатков собственной деятельности и личности; - наличие правового кругозора. |
-личностно – ориентированная направленность руководителя ОВД; -стройная система взаимосвязанных убеждений; -отношение к конкретной педагогической задаче; -система взглядов личности на педагогические явления; -гуманистическое мировоззрение личности. |
Методика исследования. Для выбора методики исследования уровня сформированности педагогической культуры руководителей органов внутренних дел Монголии, определяющим фактором является установление характеристик анализируемого процесса.
Наиболее адекватной на наш взгляд для исследования уровня сформированности педагогической культуры руководителя органа внутренних дел Монголии, будет являться методика, предусматривающая оценку по пятибалльной шкале критериев педагогической культуры: педагогических умений руководителя; активности жизненной позиции руководителя; знаний руководителем и понимание им особенностей педагогических явлений; педагогической убежденности руководителя.
Примем в качестве оценочного критерия уровня сформированности педагогической культуры руководителя органа внутренних дел три уровня:
- низкий уровень, с границами по пятибалльной шкале - от 0 до 3-х;
- средний уровень, с границами по пятибалльной шкале - от 3-х до 4-х;
- высокий уровень, с границами по пятибалльной шкале - от 4-х до 5-ти.
Предложенная оценочная шкала дает объективную возможность оценки уровня воспитанности любого из вышеперечисленных качеств, а так же их совокупности и в целом уровня сформированности педагогической культуры руководителя ОВД.
Результаты эксперимента. Эффективность деятельности сотрудника органов внутренних дел обусловливается уровнем (степенью) развития всех структурных элементов педагогической культуры и функциональных компонентов её важнейшего элемента - умений в служебно-педагогической деятельности. Уровень же педагогической культуры, у различных сотрудников органов внутренних дел бывает далеко не одинаков и измеряется тем, насколько полно его знания и убеждения претворяются в практической служебно-педагогической деятельности.
В ходе исследования выделены три уровня сформированности педагогической культуры у руководителей органов внутренних дел Монголии.
1.Высокий - руководитель органа внутренних дел Монголии не только энергично выполняет предписания, но и проявляет разумную инициативу, творчество в работе, строит ее на основе новейших достижений теории и практики, творчески, сообразуясь с конкретной обстановкой, использует передовой опыт; готовит и проводит воспитательные мероприятия с затратой наименьших усилий, добиваясь высокой их эффективности.
- Средний - руководитель органа внутренних дел Монголии более-менее успешно выполняет свои обязанности и предписания. Высокие результаты достигаются огромным напряжением физических сил, затратой большого количества времени, без активного поиска и использования наиболее оптимальных средств, форм и методов, то есть экстенсивным путем.
- Низкий - руководитель органа внутренних дел Монголии не всегда и не по всем направлениям умеет организовать воспитательную работу на основе полученных предписаний. Им не обеспечивается единство целей, способов и результатов деятельности, что в большей или меньшей степени сказывается на реализации конечной цели воспитательной работы.
В основе предложенной классификации лежит степень педагогических умений, то есть деятельного элемента педагогической культуры. Такой подход объясняется тем, что, прежде всего через умения в конкретной служебно-педагогической деятельности реализуются и другие элементы педагогической культуры личности (образованность, убежденность, активность), и сама педагогическая культура, как система в целом. Однако это вовсе не означает, что образованность, убежденность и активность в системе педагогической культуры играют пассивную роль. Каждый новый уровень педагогической деятельности характеризуется качественным изменением структуры и содержания не только педагогических умений, но и всех ее других элементов. Для измерения уровней педагогической культуры у руководителей органов внутренних дел Монголии была составлена шкала. С помощью этой шкалы была изучена педагогическая культура 98-ти руководителей органов внутренних дел Монголии. Результаты оценки и самооценки дали возможность разбить на три группы всех опрошенных руководителей органов внутренних дел Монголии, каждая из которых соответствует одному из трех уровней педагогической культуры: высокому, достаточному, низкому (таблица 2).
Таблица 2. Характеристика уровней сформированности педагогической культуры руководителей органов внутренних дел Монголии.
Уровни педагогической культуры |
Руководителей органов внутренних дел Монголии |
||
кол-во (чел.) |
% |
средний стаж работы |
|
Высокий |
39 |
40 |
6,7 |
Средний |
48 |
50 |
5,3 |
Низкий |
11 |
10 |
2,6 |
Для измерения уровня сформированности педагогической культуры руководителей органов внутренних дел Монголии в качестве основных критериев были приняты вполне самостоятельные, но диалектически взаимосвязанные группы педагогических умений: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские.
Обсуждение результатов. Сама по себе констатация факта наличия сотрудников с различным уровнем педагогической культуры не раскрывает качественно-количественной характеристики каждого уровня, то есть не показывает какой совокупностью умений и в какой степени владеют ими представители каждой группы. Поэтому представителям всех трех групп была предложена шкала умений для самооценки. По этой же шкале их оценивали старшие начальники.
Характеристика этих уровней следующая: Большинство сотрудников высокого уровня имеют стаж работы в должности в среднем 6,9 лет. Для них характерно наличие всех педагогических умений. Почти каждое умение получило высокий средний балл самооценки и оценки - от 4,1 до 5,0. Причем, средний балл оценки, которую дали авторитетные эксперты, несколько выше, чем средний балл самооценки (соответственно- 4,1 и 4,3).
Это говорит о том, что сотрудники рассматриваемой группы весьма требовательно и объективно оценивают свои педагогические качества. Успешная деятельность педагога-воспитателя этой группы обеспечивается, прежде всего, гностическими умениями, то есть умениями исследовать и анализировать деятельность коллектива в целом, подчиненных и свою. Средний балл их самооценки и оценки составляет 4,6 и 4,8. Руководители органов внутренних дел Монголии, имеющие высокий уровень сформированности педагогической культуры постоянно изучают общественное мнение коллектива, анализируют состояние оперативно-служебной деятельности и морально-психологическое состояние личного состава, систематически изучают передовой опыт воспитательной работы. Их мастерство проявляется в умении глубоко изучать деловые и моральные качества личного состава, видеть их индивидуальные сходства и отличия.
На основе умений анализировать учебно-воспитательный процесс, у сотрудников из первой группы формируются достаточно высокие проектировочные умения (средний балл самооценки и оценки 4,4 и 4,6).
Анализ планов воспитательной работы, по которым работали руководителей органов внутренних дел Монголии в течение ряда лет, свидетельствует о том, что воспитательная работа планируется ими целеустремленно, не только с максимальным учетом директивных требований, но и максимума реальных возможностей и потребностей коллектива, а также с учетом выявленных резервов и недостатков предыдущей деятельности. Как правило, в планах находят отражение наиболее важные воспитательно-правовые мероприятия по выполнению оперативно-служебных задач, укреплению служебной дисциплины и законности.
Руководители органов внутренних дел Монголии с высоким уровнем сформированности педагогической культуры в большинстве ситуаций уверенно и безошибочно конструируют свою будущую деятельность (средний балл самооценки и оценки конструктивных умений 4,2 и 4,3), у них выработана определённая система в работе. Они, в большинстве случаев, правильно учитывают конкретные воспитательно-правовые и оперативно-служебные ситуации, вырабатывают оптимальные решения, умело соотносят стратегические задачи с оперативными и тактическими, избирают наиболее целесообразные, в данной оперативной обстановке, формы и методы воздействия на личность сотрудника и коллектив органа внутренних дел.
Несмотря на относительно высокую оценку, данную конструктивным умениям в целом, некоторые умения сотрудника первой группы были оценены ниже среднего балла. К числу таких умений относятся умения мобилизовать людей и воздействовать на подчиненных в экстремальных условиях и выработать оптимальное решение в условиях нормальной и быстро изменяющейся оперативной обстановки. Такая самокритичная оценка (у экспертов она выше на 0,5 балла) говорит о том, что: во-первых, они видят как сложна, противоречива и динамична жизнь органов внутренних дел и, во-вторых, понимают, что в таких условиях конструктивные умения в структуре педагогических умений приобретают особо важное значение, и, что некоторые из них необходимо постоянно совершенствовать.
Руководители органов внутренних дел Монголии с высоким уровнем педагогической культуры осознают необходимость овладения устойчивыми коммуникативными умениями, то есть умениями общаться и взаимодействовать с различными субъектами служебно-педагогической деятельности. Их характеризуют умения правильно строить отношения с начальниками и подчиненными, с местными законодательными и исполнительными органами, общественными организациями органа внутренних дел. Они умеют расположить к себе людей и повести их за собой, заинтересовать аудиторию, внимательно выслушать ее. В большинстве случаев им удается сформировать в коллективе необходимое общественное мнение. Они свободно владеют методикой общественных выступлений, умеют лично провести любое учебно-воспитательное мероприятие.
Высоко оценивая свои коммуникативные умения в целом (4,3 балла), они ниже среднего балла оценивают умения взаимодействовать со средствами массовой информации - прессой, радио, телевидением (4,1 балла). На наш взгляд это объясняется тем, что этой проблеме пока недостаточное внимание уделяется воспитательными и кадровыми органами МВД Монголии. С их стороны не налажено обучение не только рабочих корреспондентов, но и начальствующего состава органов внутренних дел.
Важнейшим компонентом, характеризующим сотрудника высокой педагогической культуры, являются его организаторские умения. Они сформированы у них на достаточно высоком уровне. Средний балл самооценки и оценки этих умений составляют соответственно 4,4 и 4,6. Руководители органов внутренних дел Монголии данной группы умело, с учетом складывающейся обстановки и педагогической ситуации, направляют деятельность общественных организаций и формирований, начальников на успешное решение служебно-педагогических задач в коллективе. Они умело применяют научные методы подбора и расстановки кадров, целесообразно распределяют поручения между активистами. Мобилизующее воздействие они оказывают, прежде всего, личным примером, сообразуясь с педагогической ситуацией и оперативной обстановкой. Руководители органов внутренних дел Монголии этого уровня могут организовать воспитательно-правовую работу во всех ее формах и методах.
Руководители органов внутренних дел Монголии со средним уровнем культуры также характерно наличие всех педагогических умений. Однако средний балл самооценки и оценки их умений значительно ниже - от 3,0 до 4,1. Это говорит о том, что для них характерен более низкий уровень сформированности многих умений в сравнении с руководителями первой группы. В целом, это хорошие руководители, с достаточным стажем работы (в среднем 5,3 года). Однако в силу каких-то причин, они не достигли высокого уровня педагогических умений. Как показал опрос, такими причинами являются: недостаток теоретических знаний в различных областях деятельности, недостаток опыта воспитательно-правовой работы, отсутствие достаточно высокого уровня организаторских способностей, необходимых личных качеств и другие. К руководителям органов внутренних дел Монголии со средним уровнем педагогической культуры следует отнести начальствующий состав органов внутренних дел со средним уровнем развития педагогических умений, которые, однако, проявляются устойчиво. Неустойчивость отдельных из них проявляется лишь в очень сложных ситуациях. Общий средний уровень развития качеств в ряде случаев может сочетаться с более высокими или более низкими показателями по отдельным умениям. Тем не менее, наблюдение и изучение учетно-отчетных и планирующих документов показывает, что всю воспитательно-правую работу они нередко планируют и организуют по признаку практического результата. Например, повысить успеваемость сотрудников по специальной подготовке; активизировать работу по укреплению служебной дисциплины и т.п. Зачастую планы работы составляются ими по шаблону, в отрыве от жизни и решаемых оперативно-служебных задач.
Наблюдения показывают, что в данной группе сотрудники и в конструктивной деятельности, в некоторых ситуациях, затрудняются в четкой постановке и решении воспитательных задач, а в организаторской - не уделяют достаточного внимания повышению общественной активности сотрудников. В общении с сотрудниками и внешними объектами деятельности они испытывают некоторые трудности.
Таким образом, руководители органов внутренних дел Монголии со средним уровнем педагогической культуры, в отличие от представителей с высокой педагогической культурой, нуждается в повышении их теоретической и методической подготовки, в совершенствовании многих умений. Отдельные из руководителей нуждаются в большем воспитательном воздействии со стороны вышестоящих начальников. Все это требует хорошо отлаженной, устойчивой педагогической системы повышения квалификации сотрудников (подготовки и переподготовки).
К числу руководители органов внутренних дел Монголии с низким уровнем педагогической культуры относятся такие, у которых большинство или все показатели последней развиты слабо. Их опыт, а также стаж работы, как правило, незначителен - в среднем 2,6 года. Процесс формирования основных умений, необходимых начальствующему составу органов внутренних дел характеризуется у них незавершенностью, разрывом между знаниями и убеждениями, между умениями и активностью, то есть наибольшей неравномерностью развития педагогических умений, неустойчивостью и низкой эффективностью их проявления.
Для руководителей данной группы нередко характерно равнодушное, если не отрицательное отношение к учебно-воспитательной работе. Отношение к исполнению обязанностей граничит с формализмом. Цели и задачи служебно-педагогической деятельности на каждом конкретном этапе определить четко не могут, формами и методами воспитательно-правовой работы владеют слабо, беден их арсенал. Ими не воспитан боеспособный общественный актив, коллектив расколот на микро группы. Анализ планов и дневников индивидуальной работы с личным составом показывает, что одни и теже пункты и мероприятия повторяются из года в год, планы составляются по трафарету. Воспитательные мероприятия не вытекают из поставленных задач, оперативной обстановки и морально-психологического состояния личного состава, а планируются стихийно. Эффективность планирования также снижает полное отсутствие преемственности между тем, чем жил коллектив в году минувшем, и тем, чем ему придется заниматься в текущем. В деятельности начальствующего состава этой группы основной упор делается на просветительство, а не на создание в высшей степени нравственно зрелых отношений между различными категориями сотрудников. Основными методами воспитания, используемыми ими, являются не деятельные, практические, а словесные.
Имеющиеся недостатки в деятельности третьей группы руководителей говорят о сравнительно низком уровне сформированности их педагогических умений. Это подтверждается средним баллом оценки и самооценки этих умений который колеблется от 2,1 до 3,1. В сравнении с представителями первой и второй групп, данные руководители в учебно-воспитательной работе, как правило, с трудом достигают даже средних результатов.
Выводы. В зависимости от уровня сформированности педагогических умений, знаний и направленности, руководителей органов внутренних дел Монголии можно разделить на три группы: с высоким, средним и низким уровнями педагогической культуры. Это обстоятельство требует от вышестоящих кадровых органов и старших начальников подходить индивидуально и дифференцированно к обучению и воспитанию начальствующего состава в ходе их повседневной службы и деятельности. Выделение руководителей с различными уровнями педагогической культуры имеет большое практическое значение. Оно дает возможность кадровым органам и прямым начальникам: во-первых, более точно оценить степень развития конкретных показателей педагогической культуры руководителей; во-вторых, на этой основе целенаправленно и последовательно осуществлять совершенствование личности руководителя с учетом особенностей каждого уровня; в-третьих, улучшить работу по аттестованию и выдвижению сотрудников органов внутренних дел на вышестоящие должности. Уровень педагогической культуры играет определенную роль как точка отсчета для разностороннего развития и саморазвития руководителя, умножения и совершенствования его сущностных сил и способностей. Анализ педагогических умений, направленности и знаний руководителей ОВД всех трех групп дал возможность скорректировать существующую педагогическую систему, ввести в нее дополнительные звенья в целях совершенствования педагогической культуры у руководителей ОВД.
С целью совершенствования процесса формирования педагогической культуры руководителей органов внутренних дел Монголии, предложим следующие направления:
1. Практика формирования педагогической культуры руководителей ОВД Монголии как один из элементов по реализации общей теории педагогики нуждается в постоянном совершенствовании и развитии. В связи с чем, необходимо совершенствовать следующие направления:
- уточнить содержание и профессиональные особенности педагогической деятельности руководителей ОВД Монголии применительно к каждому виду правоохранительной деятельности;
- уточнить методы оценки уровня педагогической культуры руководителя ОВД Монголии;
- уточнить структуру и содержание идеальной модели педагогически культурной личности руководителя ОВД Монголии;
- определить направления формирования высокой педагогической культуры у руководителей органов внутренних дел Монголии и др.
2. В целях эффективного совершенствования процесса формирования педагогической культуры у руководителей органов внутренних дел Монголии необходимо:
- устранить разрыв между наукой и практикой;
- более широко внедрять в педагогическую науку, как духовные ценности национальной педагогики, так и универсальные общечеловеческие ценности.
- Рассмотреть возможность разработки и принятия Концепции педагогической культуры Монголии. Концепция должна содержать систематизацию педагогических явлений всех отраслевых педагогических наук и содержать выводы и положения, как уточняющие понятийный аппарат, так и конкретизирующие направления развития педагогической деятельности во всех сферах общественной жизни Монголии.
- На основе Концепции педагогической культуры Монголии, возможно принятие педагогической программы по повышению педагогической культуры сотрудников и руководителей МВД Монголии.
5. В целях эффективного совершенствования процесса формирования педагогической культуры у руководителей органов внутренних дел Монголии необходимо переориентировать профессиональную подготовку руководителей органов внутренних дел Монголии на стимулирование процесса непрерывного самообразования и самовоспитания, результаты их воспитанности отражать в служебных аттестациях. Заинтересовать начальствующий состав в необходимости применяя систему поощрений, материальной заинтересованности и возможности продвижения по службе для руководителей достигающих положительных результатов в процессе формирования собственной педагогической культуры.
Реализация изложенных организационных мероприятий, несомненно повысит эффективность уже существующей педагогической системы и активизирует процесс совершенствования формирования педагогической культуры у руководителей органов внутренних дел Монголии.
1. Benin V.L. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya i razvitiya pedagogicheskoy kul'tury : Dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical and methodological foundations of the formation and development of pedagogical culture: Dis. ... dr. ped. Sciences]: Ekaterinburg, 1996, 274 p.
2. Meshkov Yu.A. Sovershenstvovanie pedagogicheskoy kul'tury prepodavateley vuzov MVD Rossiyskoy Federacii : Dis. ... kand. ped. nauk [Perfection of pedagogical culture of teachers of high schools of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Dis. ... Cand. ped. Sciences]: Moscow, 2001, 213 p.
3. Suhomlinskiy V.A. Razgovor s molodym direktorom shkoly [A conversation with a young school principal]. M, 1973.
4. Tarasov A.F. Teoreticheskie osnovy sovershenstvovaniya pedagogicheskoy kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del : Dis. ... d-ra ped. nauk [Theoretical basis for improving the pedagogical culture of employees of internal affairs bodies: Dis. ... dr. ped. Sciences] : SPb., 2000, 371 p.