The article analyses air transport system and presents reasons of air incidents and flight safety estimation score. Dependence of air accidents amount per 100 000 flight hours is compared to typical time dependent behavior of failure rate and divided into three intervals. The intervals are analyzed and the reasons of change of parameter score are submitted. Statistical characteristics of the number of accidents per interval parameter are provided. Parameter of air accidents per year matches the Weibull distribution; estimations of Weibull distribution parameters are submitted. Probability of accidents is calculated for each interval; obtained results are analyzed. Ways for furthering flight safety and air transport system are suggested.
air transport system, safety of flights, aircraft, air incident, air accident, Weibull distribution.
1. Введение
Авиационная транспортная система (АТС) является сложной нелинейной динамической системой, которая обладает следующими свойствами: чрезвычайная сложность, наличие большого числа функциональных подсистем, иерархичность управления, нестационарность параметров, стохастичность поведения, адаптивность и самоорганизация. АТС состоит из ряда функциональных подсистем (рис. 1) [1].
Основным звеном АТС является система «экипаж — воздушное судно — среда». Эта система обеспечивает выполнение основной задачи — использование воздушного судна (ВС) по назначению. АТС относится к открытым системам со слабыми обратными связями и, как следствие, является потенциально опасной. Требования к устойчивости и управляемости АТС высокие. Каждой подсистеме АТС соответствует свой процесс функционирования, который направлен на решение главной задачи по обеспечению эффективности и безопасности полетов. Управление процессами производится с помощью стратегий эксплуатации: летной, технической, коммерческой, аэродромной. При этом под стратегией эксплуатации понимается совокупность правил, обеспечивающих заданное управление процессом функционирования соответствующей службы для поддержания оптимальных режимов работы. Сбой в любом звене АТС может привести к авиационному происшествию (АП). На основании статистических данных выявлены причины авиационных происшествий (АП) и произведено их ранжирование (рис. 2). Анализ причин АП показывает, что доминирующим фактором в них является человеческий.
1. Bezopasnost´ poletov / Pod red. R. V. Sakach. - M.: Transport, 1989. - 239 s.
2. Polovko A.M., Gurov S.V. Osnovy teorii nadezhnosti. - SPb.: BKhV Peterburg, 2006. - 704 s.
3. Popov Yu.V. Rassledovanie aviatsionnykh proisshestviy - bezopasnost´ poletov v istoricheskoy retrospektive. Problemy bezopasnosti poletov. - 2012. - № 1. - S. 4-22.
4. Kramer G. Matematicheskie metody statistiki. - M.: Mir, 1975. - 648s.
5. Ekonometrika / Pod red. I.I. Eliseevoy. - M.: Finansy i statistika, 2002. - 344 s.
6. Popov Yu.V. O vydelenii periodicheskoy komponenty iz vremennogo ryada pokazatelya kolichestva katastrof. Problemy bezopasnosti poletov. - 2008. - № 8. - S. 10-17.
7. Golubev I.S. Osnovnye printsipy i funktsii upravleniya bezopasnost´yu poletov. Problemy bezopasnosti poletov. - 1984. - № 3. - S. 3-9.
8. Rukovodstvo po upravleniyu bezopasnost´yu poletov. Doc 9859. Izdanie tret´e. IKAO. 2013.
9. Prilozhenie 19. Upravlenie bezopasnost´yu poletov / Izdanie pervoe. IKAO. 2013.